1. 5 Инвестиционная политика оао «Сургутнефтегаз»
В.Л. Богданов, генеральный директор ОАО «Сургутнефтегаз», родился в 1951 году в селе Суерка Тюменской области. В 1973 году окончил Тюменский индустриальный институт по специальности «бурение нефтяных и газовых скважин». С 1973 года работал помощником бурильщика, бурильщиком, старшим инженером производственно-технологического отдела, начальником смены центральной инженерно-технологической службы Нижневартовского управления буровых работ. С 1984 года по настоящее время генеральный директор ОАО «Сургутнефтегаз». Доктор экономических наук, женат, имеет дочь.
ОАО «Сургутнефтегаз» - четвертая по объему добычи нефтяная компания России. В 2007 году добыла 64,5 млн. т нефти, на своем единственном НПЗ – Киришском переработала 19,9 млн. т. Чистая прибыль в 2007 году – 88,6 млрд. руб., на 14,9 % больше, чем в 2006 году. По котировкам в РТС 29.04.2008 стоила 35,37 млрд. USD.
Одно из любимых высказываний В.Л. Богданова: «Есть бегуны на короткие дистанции, а мы стайеры». Размер прибыли зависит от многих факторов – от колебания цен на нефть, величины налога на добычу полезных ископаемых, таможенный пошлины. В отдельные периоды времени цена на нефть растет, в другие периоды она падает, и нефтяные компании попадают в так называемые «ножницы Кудрина». По первому кварталу 2008 года прибыль чистая составила 19 млрд. руб. против 8 млрд. руб. в 2007 году. Самым весомым фактором увеличения прибыльности стало снижение затрат. В 2007 году была проделана большая работа в этом направлении, хотя есть сегменты, которые не поддаются регулированию – тарифы на электроэнергию и транспортировку нефти, рост цен на промышленную продукцию в той части, где присутствуют элементы монополизма, необходимо индексировать заработную плату в связи с инфляцией. В основном компании удается контролировать затраты, связанные с закупкой материалов и оборудования. Когда у компании больше 2000 поставщиков и огромные объемы закупок, то 3-5% экономии являются очень существенным фактором.
В ОАО «Сургутнефтегаз» создан резервуарный парк для хранения нефти в объеме 1 млн. т. Учитывая меняющуюся ценовую конъюнктуру и налоговые периоды (таможенная пошлина пересматривается раз в два месяца) это можно использовать для дополнительного маневра. Кроме того, в компании остаются в резерве высокодебитные скважины, их потенциал составляет около 1,5 млн. т добычи в год. Добыча нефти любой ценой - не самоцель. Создавая резерв, решается две задачи. Во-первых, эти скважины всегда можно запустить и увеличить добычу нефти. Во-вторых, значительная часть высокодебитных скважин отличается высоким газовым фактором. И ставя, перед собой цель достичь почти 100% утилизации газа, нефтяная компания занимаемся созданием соответствующих мощностей. Это позволит в перспективе, эффективно используя попутный нефтяной газ, который сейчас еще частично сжигается, получать 800-900 млн. руб. прибыли в год.
В 2007 году объем капиталовложений составил 92 млрд. руб., в том числе 86 млрд. руб. (93%) в сектор добычи. В 2008 году объем инвестиций - 100 млрд. руб. В Российской Федерации происходит постоянный рост цен на металлопродукцию, строительные материалы, услуги. Создание резервных мощностей помогает бороться с ростом затрат, помогает проводить гибкую политику с поставщиками оборудования и материалов. Это нормальный рыночный подход в условиях, когда производители стремятся диктовать свои условия и душить ценами покупателей внутри страны. Сейчас цены на некоторую продукцию российских производителей выше мировых. К примеру, трубы у металлургов стоят гораздо дороже, чем китайские, украинские, причем по качеству часто хуже. Из-за высоких импортных пошлин компания вынуждена их покупать. Второй момент, который необходимо учитывать, - ухудшение ресурсной базы, а это объективная реальность. В связи с вовлечением в разработку трудноизвлекаемых запасов затраты будут расти. Одно дело работать на высокодебитных месторождениях, где одна скважина дает 50 т нефти в сутки, другое дело, когда для восполнения этой добычи нужно ввести в эксплуатацию 4-5 скважин.
При формировании энергетической стратегии необходимо более детально изучить ресурсную базу. Тогда можно увидеть, что еще остались значительные запасы в регионах с развитой инфраструктурой. Они достаточно сложные, в залежах с низкими коллекторскими свойствами и коэффициентами нефтенасыщенности. И есть новые районы с неразвитой инфраструктурой, малоизученные, такие как Восточная Сибирь. И в первом, и во втором случае необходим гибкий подход к налогообложению. Государство, безусловно, не должно оставаться без налогов. Но нужно рассматривать поступления в бюджет от нефтедобычи как совокупность факторов. Начиная работать с трудноизвлекаемыми запасами, мы потребляем больше материалов, продукции предприятий машиностроения и т.д. И смежные отрасли начинают больше производить, увеличивая налогооблагаемую базу. В машиностроении на наших заказах можно достичь принципиально новых уровней развития, совершить рывок, который со временем позволит продавать эту продукцию не только в России, но и экспортировать ее. То есть государство не только не потеряет на налогах, но и получит возможность расширить свое присутствие на внешних рынках. Но для этого должны быть четко сформулированы правила игры до 2020 – 2030 годов. Чтобы грамотно планировать, необходимо уже сегодня понимать, какой будет налоговая система. От этого зависят объемы производства, соответственно, и объемы работ смежников. И всем нужно время для подготовки расширения имеющихся мощностей в целях увеличения объемов производства.
Необходимо, чтобы все положения Налогового кодекса трактовались четко и однозначно. Второе – это налог на добычу полезных ископаемых. Существующая формула расчета налога формировалась в 2003 году. В таком виде налог легко администрировать, но его сохранение в нынешнем виде как раз и приводит к тому, что разработка многих месторождений с учетом роста затрат становится просто нерентабельна. Необходимо сделать адвалорную ставку (устанавливается в процентах) от выручки, причем по отдельным месторождениям. По НДПИ нужно разграничить поставки на внутренний рынок и на экспорт. НДПИ – это нагрузка, которая ложится в итоге на потребителей. Нужно освободить нефть, добываемую в Восточной Сибири, от пошлин на срок окупаемости проектов, иначе в новых регионах бессмысленно работать. Окупился проект – после этого можно вводить пошлину. Нужно ввести ускоренный режим амортизации. То есть необходим ряд комплексных мер. При нашей системе рост мировых цен на нефть для нефтедобытчиков практически не имеет значения для вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов нефти. Самые большие платежи – это пошлины и НДПИ, которые необходимо дифференцировать. Администрировать очень легко, опираясь на дебит скважин. Сейчас систем контроля достаточно, чтобы понять, сколько нефти добывается на месторождении и какой там фонд скважин. Нужно просто разделить одно на другое, получить средний дебит и сформировать шкалу налогообложения.
Если ничего не менять, то компания, хоть и будет работать с прибылью, но начнет добывать не 60 млн., а 40 млн. т нефти в год. Потому что в сложившихся условиях, работая с трудноизвлекаемыми запасами, чем больше добудешь, тем больше убытка можешь получить. Но в этом случае государство понесет потери за счет уменьшения налогооблагаемой базы как у компании, так и у смежников. В этих условиях ухудшается внешнеторговый баланс, возникает возможность дефицита нефтепродуктов в стране.
Необходимо, чтобы на лицензионных участках по добыче нефти и газа был особый порядок работы – упрощенная процедура оформления разрешительных документов. Разве это не абсурд: чтобы построить и ввести в эксплуатацию 800 объектов в год, нужно собрать 30 тыс. подписей.
Возвращаясь к вопросу об инвестициях, деньги компании приносят доход немалый. Они являются хорошим подспорьем, когда необходимо аккумулировать средства, мобильно привлечь крупные суммы на покупку оборудования, на строительство инфраструктуры в новых регионах деятельности. В Восточную Сибирь уже вложено 62 млрд. руб. и в ближайшие годы будет инвестировано еще 98 млрд. руб. Потом начнется работа в Ненецком округе. Там тоже компании придется все начинать с нуля. Неплохие перспективы есть и на Ямале. Закончено ТЭО по строительству нефтехимического комплекса в Сургуте, скоро можно будет приступить к реализации. Конечно, проект дорогостоящий – более 800 млн. долларов США, и здесь нельзя ошибиться. Первоначально планировалось производить полиэтилен высокого и низкого давления, но рынок уже перенасыщен этой продукцией. Рассматривается возможность производства минеральных удобрений, в этом случае, может быть, удастся обойтись собственными силами – сегодня государство оказывает большое внимание и поддержку развитию сельского хозяйства. Третье направление для серьезных инвестиций – нефтепереработка. Скоро заканчивается строительство комплекса гидрокрекинга в Киришах. Далее в планах строительство каталитического крекинга, завода «Кириши - 2» мощностью по переработке 12 млн. т нефти в год с полным циклом вторичных процессов (гидрокрекинг, каталитический крекинг). И если строить его быстро, при всех имеющихся финансовых запасах придется привлекать еще и кредитные ресурсы.
Контрольные вопросы
Какие, кроме экономических, существуют причины реализации инвестиционных проектов?
Какие основные задачи нефтеперерабатывающей промышленности?
Какие существуют определения терминов "инвестиции» и капитальные вложения»?
Что такое затратный и ресурсный подходы?
Как иллюстрируется действие мультипликативного эффекта на примере ОАО «Сургутнефтегаз»?
- В.А. Климов
- Санкт-Петербург
- 9.7 Определение критериев и способов анализа рисков 207
- 1.1 Понятие о дисциплине
- 1.2 Определение понятий «инвестиции» и «капитальные вложения»
- 1.3 Понятие инвестиций в советской экономической литературе
- 1.4 Понятие инвестиций в западной экономической литературе
- 1. 5 Инвестиционная политика оао «Сургутнефтегаз»
- Тема 2. Классификация форм и видов инвестиций. Инвестиционная деятельность. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности.
- 2.1 Классификация форм и видов инвестиций
- 2.2 Классификация инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений
- 2.3 Инвестиционная деятельность
- 2.4 Субъекты инвестиционной деятельности
- 2.5 Объекты инвестиционной деятельности
- Тема 3. Источники финансирования инвестиционной деятельности, экономические отношения, связанные с движением инвестиций, роль инвестиций в экономике, принцип ускорения.
- 3.1 Источники финансирования инвестиционной деятельности
- 3.2 Экономические отношения, связанные с движением инвестиций
- 3.3 Роль инвестиций в экономике
- 3.4 Принцип ускорения
- Тема 4. Инвестиционный менеджмент.
- 4.1 Искусство управления инвестициями
- 4.2 Методологические положения экономической эффективности инвестиционных проектов
- 4.3 Принципы определения экономической эффективности
- 4.4 Инвестиционный проект: содержание, этапы разработки и реализации
- 4.5 Виды инвестиционных проектов
- 4.6 Денежные потоки инвестиционного проекта
- 4.7 Технико-экономическое обоснование
- 4.8 Бизнес-план инвестиционного проекта
- 4.9 Определение точки безубыточности и предельного интегрального уровня
- 4.10 Источники финансирования инвестиционных проектов
- Тема 5. Фактор времени.
- 5.1 Понятие о дисконтировании денежных средств
- 5.2 Модели простых и сложных процентов
- 5.3 Понятие аннуитета
- 5.4 Стоимость привлечения инвестиционных ресурсов фирмы
- 5.5 Определение стоимости собственных средств
- Тема 6. Опыт экономических реформ в странах Юго-восточной Азии.
- 6.1 Китайская народная республика
- 6.2 Экономика Японии
- Тема 7. Методы оценки экономической эффективности инвестиций.
- 7.1 Общие положения оценки эффективности капитальных вложений
- 7.2 Основные показатели оценки эффективности
- 7.3 Простые методы оценки эффективности
- 7.4 Сравнительный анализ методов оценки экономической эффективности
- 7.5 Методика оценки эффективности капитальных вложений в условиях административной системы хозяйствования
- Тема 8. Источники финансирования инвестиционных проектов. Фундаментальный и технический анализ.
- 8.1 Методы оценки инвестиционных качеств финансовых инвестиций
- 8.2 Различные источники финансирования
- 8.2.1 Роль прибыли как источника финансирования инвестиций в условиях экономического спада
- 8.2.2 Возможности использования амортизационных отчислений как источника инвестирования
- 8.2.3 Собственные средства предприятий как основной источник инвестиционного подъема
- 8.2.4 Внешние источники финансирования инвестиций
- 8.2.5 Государственные инвестиции
- 8.2.6 Сбережения населения
- 8.2.7 Ресурсы кредитной системы
- 8.2.8 Прочие ресурсы
- 8.2.9 Иностранные инвестиции
- 8.2.9.1 Определение иностранных инвестиций в российском законодательстве
- 8.2.9.2 Способы мобилизации иностранных инвестиций
- 8.2.9.3 Текущее положение дел в Российской Федерации в рамках привлечения прямых иностранных инвестиций
- Тема 9. Учет рисков и инфляции при оценке эффективности инвестиций.
- 9.1 Общие положения
- 9.2 Соотношение риска и доходности
- 9.3 Классификация рисков инвестиционной деятельности
- 9.4 Процесс регулирования инвестиционных рисков
- 9.5 Идентификация рисков
- 9.6 Источники информации, необходимой для оценки рисков
- Оценка величины риска
- 9.7 Определение критериев и способов анализа рисков
- 9.8 Разработка мероприятий по снижению рисков
- 9.9 Мониторинг рисков
- 9.10 Ретроспективный анализ
- 9.11 Инфляция
- Тема 10. Проблемы определения горизонта расчета и нормы дисконта. Анализ чувствительности
- 10.1 Определение терминальной стоимости и рыночной стоимости компании
- 10.2 Методы определения нормы дисконта
- 10.3 Оценка риска инвестиционных проектов
- 10.3.1 Определение вероятностей исходов
- 10.3.2 Моделирование
- 10.3.3 Анализ чувствительности
- Тема 11. Химическая и топливная промышленность России.
- 11.1 Текущее состояние химической, нефтехимической и топливной промышленности в России
- 11.2 Инвестиционная программа развития нефтеперерабатывающей промышленности
- 11.3 Эффективность перехода на высокооктановое топливо
- Потребление моторных топлив
- 11.4 Сценарии развития нефтепереработки в России
- 11.5 Сравнительный анализ нефтеперерабатывающей промышленности России и сша
- Заключение
- Тестовые задания
- Список литературы
- Терминологический словарь