logo search
климов

11.3 Эффективность перехода на высокооктановое топливо

В Европе в структуре потребления моторных топлив преобладает дизельное топливо. В перспективе потребление дизельного топлива в этом регионе будет возрастать, поскольку на правительственном уровне принимаются меры по увеличению объема его потребления. Так, предусматривается более низкий уровень налогообложения в розничных ценах на дизельное топливо по сравнению с автобензинами. Западноевропейский рынок имеет важное значение для экспорта российского дизельного топлива. По данным компании McKinsey дефицит дизельного топлива в Европе к 2015 году может достигнуть 50 млн. т в год или примерно 1/5 от прогнозируемого объема его потребления. Аналогичная ситуация отмечается в странах АТР, где также преобладает рост потребления дизельного топлива.

Для организации производства высококачественных моторных топлив на Российских НПЗ потребуются значительные инвестиции. К сожалению, российское налоговое законодательство не учитывает такие особенности нефтепереработки, как высокая капиталоемкость и длительность инвестиционного цикла. Новые проекты в нефтепереработку характеризуются высоким риском. Не случайно, на территории России за последние 30 лет не было построено ни одного крупного НПЗ, хотя необходимость строительства новых современных НПЗ очевидна. Самый молодой НПЗ – Ачинский – был введен в эксплуатацию в 1982 году. Помощь государства в реализации капиталоемких и рискованных проектов может заключаться в предоставлении инвестиционных льгот, а именно, снижение налога на прибыль в период освоения, отмена пошлин на импортное оборудование, возможность ускоренной амортизации основных фондов и другие.

Известно, что применение низкооктановых бензинов снижает эффективность эксплуатации автотранспорта и напротив, применение высокооктановых топлив позволяет использовать на автотранспорте более экономичные двигатели с высокой степенью сжатия.

Таблица 14.

Влияние качества автобензина на экономичность автотранспорта

Степень сжатия

Требуемый бензин

Мощность двигателя, кВт/л

Удельный расход бензина, л/100 ткм

1

2

3

4

7,0

А-76

16,7

5,2

9,0

АИ-92

18,2

4,38

10,0

АИ-98

18,4

4,1

От степени сжатия бензиновых двигателей зависит показатель КПД двигателя и его характеристики – мощность, удельный расход топлива, токсичность отработанных газов.

По данным американских исследований при повышении октанового числа автобензина свыше 100 пунктов степень сжатия двигателя может быть увеличена до 12. В этом случае по экономичности двигатель на бензине сравняется с дизельным двигателем. Применение высокооктановых бензинов способствует не только повышению топливной экономичности, но и снижению металлоемкости двигателя, увеличению его мощности и длительности межремонтного пробега автомобиля.

Эффективность применения высокооктановых бензинов с ростом стоимости нефти увеличивается, т.е. расход нефти в расчете на единицу работы автотранспорта при использовании высокооктановых бензинов ниже. Результаты расчетов показывают, что объем работы автотранспорта на 1 т перерабатываемой нефти при переходе к выпуску бензина АИ-92, вместо А-76 увеличивается на 12,5%. С увеличением цены на нефть эффективность применения высокооктановых бензинов также увеличивается, причем рост экономического эффекта опережает рост цен на нефть. Например, при увеличении цены на нефть в 2 раза экономический эффект от производства применения бензина АИ-92 взамен А-76 увеличивается в 2,9 раза. Учитывая, что в последние годы цены на нефть растут быстрее, чем стоимость оборудования, эффективность применения новых нефтеперерабатывающих процессов будет повышаться. Поэтому в промышленно развитых странах в настоящее время применяются автобензины с октановым числом не ниже 95 пунктов по исследовательскому методу.

Интересно отметить, что стоимость бензина на АЗС в США и в России давно сравнялись, однако российский бензин характеризуется более низким качеством, а уровень доходов населения России значительно ниже, чем в США. При этом Россия занимает второе место в мире по добыче нефти и является крупнейшим экспортером нефти. По потреблению моторных топлив и нефтехимических продуктов Россия в несколько раз отстает от промышленно развитых стран.

Таблица 15