logo search
климов

6.1 Китайская народная республика

Знающий дело не ведает страха,

знающий сроки не суетится.

Китайская пословица.

Мировой экономический кризис 2008-2009 годов вызвал повышенный интерес к КНР, где темп роста ВВП в 2009 году составил 8,7%, что является феноменальным результатом на фоне значительного спада промышленного производства в подавляющем большинстве развитых и развивающихся стран. За первое десятилетие своих реформ, с 1980 по 1990 г. ВНП Китая возрастал в среднем на 9% в год,

В первой половине XX в. Китай, будучи одной из самых больших и древних стран мира, занимал вместе с тем одно из последних мест в мировом хозяйстве. В 1937 г., накануне освобождения страны от иностранной зависимости, на долю Китая (где жила тогда четверть населения Земли) в мировом производстве приходилось лишь 0,6 % добычи угля, 0,5%, добычи железной руды и менее 0,4% производства чугуна. Лишь 10% промышленной продукции приходилось на предприятия фабрично-заводского типа.

1 октября 1949 была провозглашена Китайская народная республика. Первое десятилетие прошло под девизом: «русский с китайцем братья навек!» 156 новостроек первой китайской пятилетки заложили фундамент индустриализации страны, без которого был бы невозможен ее нынешний рывок к мировому лидерству. Но китайцы не просто копировали наш опыт, как обычно принято считать. Им удалось избежать ряда ошибок советской власти. Во-первых, они провели кооперирование сельского хозяйства без ликвидации кулачества как класса. Это позволило сохранить наиболее рачительные семьи, которые стали рычагами роста продуктивности сельскохозяйственного производства. Во-вторых, более гибко, без экспроприации были проведены социалистические преобразования частной промышленности и торговли. Поставить на благо народа не только тот капитал, который предприниматель держит в кармане, но и тот, что находится в его голове – такова была цель создания государственно-частных предприятий. Бывшего владельца оставляли генеральным директором, лишь приставив к нему «комиссара» в виде секретаря парткома.

Такое отношение к национальной буржуазии увеличило симпатии к Пекину со стороны состоятельной китайской диаспоры. И впоследствии именно она стала главной финансовой опорой реформ. Если у нас к соотечественникам за рубежом относились настороженно, то ли как к белоэмигрантам, то ли как к диссидентам-невозвращенцам, то для пекинских властей заморские китайцы всегда были желанными гостями.

Наконец, в-третьих, китайские коммунисты избегали делать критерием благонадежности людей их социальное происхождение. Детей капиталистов и кулаков принимали в комсомол, брали в военные училища. И это лишало их родителей стимулов сопротивляться победившей революции.

Затем в истории КНР наступил второй, противоположный этап – десятилетие хаоса и смуты. Волюнтаризм «большого скачка», самосуды хунвейбинов. Эти трагические страницы сменяли одна другую, пока во главе не встал Дэн Сяопин.

После смерти Мао Цзэдуна (1976) в стране с 1978 под руководством Дэн Сяопина и его последователей проводится курс на модернизацию экономической и политической жизни. Была расширена хозяйственная самостоятельность предприятий, допущена многоукладность в экономике, с целью привлечения иностранного капитала в Китае были созданы «открытые экономические районы» и «специальные экономические зоны». Новый подход к делу воплотился в крылатой фразе: «Неважно какого цвета кошка – черного или белого, лишь бы она ловила мышей». Бессмысленно говорить, означает ли создание рыночной экономики поворот от социализма к капитализму. Важен конкретный результат реформ. Они, по мнению Дэн Сяопина, имеют смысл лишь в том случае, если, во-первых, ведут к росту производства, во-вторых, повышают жизненный уровень народа, в-третьих, умножают совокупную мощь государства. Жаль, что этими тремя критериями не всегда руководствовались российские реформаторы.

Ядро планов Дэн Сяопина составляли «четыре модернизации», которые нужно было осуществить в Китае. Промышленность, сельское хозяйство, наука и техника, а также национальная оборона – вот те четыре сферы, которые требовали интенсивного развития. Дэн Сяпин верил, что пришло время обратить внимание на иностранные технологии, которые могли бы обеспечить этим четырем сферам ускоренное развитие. Одним из первых официальных актов Сяопина был визит в США, который он предпринял в 1979 году для обсуждения своего экономического плана. Приоритетным вопросом переговоров были иностранные инвестиции, и Дэн поднимал его всюду, где только ни бывал в рамках программы своего пребывания в США. Американские инвесторы проявили явную заинтересованность в возможности попасть на крупнейший в мире неразвитый рынок.

Дэн Сяопин считал, что его реформы должны проводиться медленно, обеспечивая постепенное преобразование китайской экономики. Они ни в коем случае не должны были походить на «большой скачок». Напротив, Дэн подчеркивал, что процесс реформирования экономики страны подобен «пересечению реки, под водой которой расставлены сети». Сначала следовало запускать пробный шар, и только после тщательного анализа достигнутых результатов возможно приступать к осуществлению реформы в национальных масштабах. Так, были созданы специальные экономические зоны, провинциальные чиновники которых могли предложить иностранным предпринимателям особые соглашения, в частности льготы на приобретение земельных участков. С 1979 по 1992 годы на 4 специальных экономических зоны в городах Шеньчжэне, Чжухае и Шаньтоу в провинции Гуандун и в городе Сямэне в провинции Фуцзянь приходилось почти 50% иностранных инвестиций Китая. Со временем стало ясно, что экономический рост в этих провинциях заметно опережает развитие экономики других китайских провинций, а поэтому многие из реформ, опробованных в них, были проведены и в других регионах страны. Самые грандиозные реформы были проведены в провинциях Гуандун и Фуцзянь. Выбор этих двух провинций отнюдь не был случайным – его предопределила их близость к двум огромным источникам иностранных инвестиций – Гонконгу и Тайваню. В 1980 году провинциям Гуандун и Фуцзянь была предоставлена свобода в торговых и финансовых отношениях с зарубежными партнерами.

Уверенный экономический рост служит гарантом будущего Китая. Сегодня занимающий шестое место по показателю ВВП Китай к 2040 мог бы стать крупнейшей страной в мире с хорошо развитой экономикой. ВВП КНР, рассчитанный по паритету покупательной способности юаня, по данным энциклопедии Кирилла и Мефодия 2003 года приближается к 7 трлн. долларов. Добавленная стоимость, производимая Соединенными Штатами Америки, составляет 11,0 трлн. долларов в год, Россией — 1,3 трлн. долларов США. Что касается ВВП на душу населения, то исходя из вышеприведенных абсолютных оценок ВВП Китая можно заключить, что в 2003 году среднедушевой доход жителей КНР составлял 5,0 тыс. долларов по паритету покупательной способности юаня против почти 38 тыс. в США и 8,9 тыс. в России.

Однако после посещения Китая не очень верится, что эта страна почти вдвое беднее России и почти в десять раз беднее США. Да это и не согласуется с соотношениями темпов роста в последние 25 лет и уровнем развития Китая в дореформенные 70-е годы в сравнении с США. Одних автодорог на одном только китайском западе, где проживает менее 10% китайского населения, было построено в 2002 году 40 тыс. км, в то время как во всей России строится в последнее время 5-6 тыс. км в год. Китай производит более половины фотоаппаратов в мире, 30% кондиционеров и телевизоров, 25% стиральных машин и 20% холодильников.

Китайский экспорт растет быстрыми темпами, вот уже четвертое десятилетие в среднем по 15-20% в год, и даже не с начала рыночных реформ, а с начала 70-х годов. В 70-е годы экспорт исчислялся несколькими миллиардами долларов, теперь счет пошел на сотни миллиардов. Вместе с Гонконгом экспорт Китая сегодня составляет 420 млрд. долларов — четвертое место в мире после США, Германии и Японии. Экспортная квота в ВВП (29%) тоже весьма солидная, характерная для открытых экономик (правда, у России она еще выше — 35%). Доля Китая в мировом экспорте в 70-е годы не доходила и до 1%, а сейчас превышает 4%. Экспортная экспансия Китая еще более усилилась после вступления страны в ВТО в 2001 году.

Все чаще крупнейшие мировые фирмы не только переносят производство в Китай, но и переводят туда свои научно-исследовательские подразделения. И неудивительно: зарплата компьютерных инженеров, которых ежегодно десятками тысяч «производят» китайские университеты и квалификация которых почти не уступает мировой, составляет всего лишь одну треть от японской. К концу 2000 года 29 ведущих транснациональных компаний, в том числе американские IBM и Microsoft, французская Alcatel, финская Nokia, японские Mitsubishi, Matsushita, Toshiba, Honda и Yamaha, имели исследовательские подразделения в Китае с числом инженеров от нескольких сотен до нескольких тысяч.

Америка считает, что Китай растет за счет США — за счет искусственного занижения стоимости своих товаров, экспортируемых в огромных количествах на американский рынок (дефицит США в торговле с Китаем в 2009 году превысил 225 млрд. долларов — больше, чем весь российский экспорт). Китайский профицит возвращается в США в виде вложений растущих китайских резервов в облигации американского казначейства. Иностранные кредиторы держат сейчас 1/3 американского госдолга, причем доля азиатских инвесторов в ежегодных покупках долговых обязательств американского правительства иностранцами составляет 40% (европейских инвесторов — 43%). Идея американских властей зиждется на постепенном удорожании юаня в сравнении с долларом, это удорожание должно снизить американский импорт из Китая и стимулировать американский экспорт в Китай. Кстати, выпущенный в обращение объем долларовой массы уже более чем в 10 раз превышает национальное достояние США. Задолженность Федеральной резервной системы возрастает на 10% в год. При этом основной проблемой урегулирования отношений США и Китая является профицит торгового баланса в пользу Китая в размере более 230 млрд. USD в год и 1,3 трлн. скопившихся в КНР валютных резервов.

История, как обычно, повторяется. В 80-е годы при Рейгане, когда тоже возрос дефицит торгового баланса США, главным виновником была признана Япония. Ее убедили ревальвировать иену: по «Плаза-соглашению» 1985 года курс иены вырос почти в два раза — с 239 иен за доллар в 1985 году до 128 в 1988-м. В 90-е годы роста в Японии практически не было, причем многие экономисты объясняют это именно ревальвацией второй половины 80-х годов.

Экономический рост Китая оказывается очень материало- и энергоемким — по той простой причине, что значительную часть роста обеспечивают металлургия, нефтепереработка, химическая промышленность. И при том, что своих ресурсов явно не хватает, энергетические потребности страны постоянно растут. Китай производит 3,5 млн. баррелей нефти в сутки, а суммарное потребление нефти сейчас составляет 5,9 млн. баррелей в сутки. Уже в 2003 году Китай обошел Японию и стал вторым крупнейшим импортером нефти в мире после США. Некогда экспортировавший нефть, Китай с 1993 г. является ее чистым импортером. Мощное развитие промышленности и быстрый рост автомобильного рынка обуславливают ежегодное повышение спроса на этот товар. Впрочем, этот показатель не поддается точной оценке. Потребление энергоресурсов, в особенности нефти, будет и дальше очень быстро расти. По прогнозам американского Минэнерго, к 2025 году китайская экономика будет потреблять около 12,8 млн. баррелей в сутки, из которых 9,4 млн. придется на импорт.

Резкий рост потребления нефти Китаем в последние два года стал одним из ключевых факторов увеличения цен на нефть. Желая обеспечить свои растущие энергетические потребности, Китай пытается гарантировать себе поставки нефти, перенаправив на себя многие транспортные потоки. В конце 1990-х годов Китай возвестил о себе колоссальными темпами экономического роста, ставшими важным фактором развития мировой экономики. За период с 1998 г. по 2002 г. среднегодовые темпы роста китайского ВВП составили 7,9%, значительно превысив мировой показатель, равный 2,4%. Согласно официальным данным, в 2003 г., несмотря на поразившую страну в начале года эпидемию SARS и некоторое снижение деловой активности в I квартале, темпы роста ВВП достигли 9,1%. Объемы промышленного производства выросли за год на 12,5%, тогда как рост в сфере услуг составил 6,7%. Негативную динамику демонстрирует сельскохозяйственный сектор, но его влияние на общую картину незначительно. В I квартале 2004 г., вопреки попыткам правительства "охладить" экономику, ВВП Китая вырос на 9,8%. По официальным оценкам, стабильному безынфляционному развитию экономики соответствуют среднегодовые темпы роста на уровне 7%.

Другим следствием стремительного развития китайской экономики является рост активности иностранных инвесторов, привлекаемых огромным потенциалом потребительского рынка, дешевизной рабочей силы, наличием природных ресурсов, удовлетворительной инфраструктурой и относительной политической стабильностью. По данным министерства торговли, объем прямых иностранных инвестиций в Китай вырос в 2003 г. на $53,51 млрд. и составил в общей сложности $501,47 млрд., причем число иностранных компаний, осуществляющих инвестиции, возросло с 41081 до 465277. Крупнейшие инвестиции в китайскую экономику – более 70% - поступают из азиатских стран, в первую очередь, Гонконга, Тайваня, Сингапура и Макао (через которые в Китай в больших объемах инвестируют иностранцы китайского происхождения), тогда как на США приходится около 15% прямых иностранных инвестиций. Среди основных инвестиционных направлений – производство телекоммуникационного и электротехнического оборудования, бытовой техники и химических продуктов, т.е. те, которые соотносятся с основными статьями экспорта. На китайском рынке в настоящее время присутствуют практически все известные мировые компании.

Опыт Поднебесной дает основание отметить четыре поучительных элемента китайской формулы успеха.

1) Начинать следует не с ломки политической системы, а с повышения эффективности экономики. Ибо в переходный период особенно нужна сильная центральная власть, располагающая надежными рычагами управления. Китайцы и японцы любят приводить такую метафору. Чтобы корабль рыночной экономики набрал скорость и взял верный курс, нужны как паруса частного предпринимательства, так и штурвал государственного регулирования.

2) Начинать следует не с города, а с села, чтобы как можно скорее накормить и одеть народ, потеснить бедность, минимизировать социальную цену реформ, дать миллионам людей на себе ощутить конкретную пользу от них.

3) Не форсировать приватизацию государственных предприятий, особенно естественных монополий, не допустить расхищения национального достояния и природных богатств страны. Сделать упор на привлечение иностранного капитала, создавая специальные экономические зоны с льготным режимом для инвесторов. А иностранные предприятия не только создают новые рабочие места, но и повышают общий технологический уровень производства в стране.

4) Использовать регулирующую роль государства, дабы не допустить социальной и региональной поляризации. Это включает различные меры по сокращению трехкратного разрыва доходах 500 миллионов горожан и 800 миллионов крестьян, а также в уровнях жизни процветающих приморских провинций и еще не выбравшейся из отсталости глубинки. А на эти провинции Центрального и Западного Китая приходится 89% территории и 64% населения страны.

За 30 лет реформ Китай увеличил свой экономический потенциал в 15 раз, стократно расширил свой внешнеторговый оборот, вышел на первое место по объему иностранных инвестиций, достигших почти 800 миллиардов долларов. К 2020 году доля Поднебесной в мировом ВВП может составить 23%, тогда как у США этот показатель составит лишь 18%, у Индии – 8,4%, у Японии – 4,6%, у России – 3,2%, у Германии -2,9%, у Бразилии – 2,4%.

Поскольку Китай стал вторым после США крупнейшим потребителем нефти в мире, именно энергетике суждено быть самым перспективным направлением сотрудничества с Россией. Подписано соглашение проложить от нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан ответвление от Сковородино до Дацина, чтобы ежегодно перекачивать по нему 30 миллионов тонн нефти. Будут проложены и 2 газопровода. По одному из них годовые поставки составят 30, по другому – 38 миллиардов километров.