Виды депозитарных операций
Выполняемые депозитарием операции можно разделить на:
административные;
инвентарные;
информационные;
комплексные;
глобальные.
К административным операциям относятся такие операции, исполнение которых приводит к изменениям анкет счетов депо и других учетных регистров депозитария, за исключением остатков ценных бумаг на лицевых счетах депо депонентов. К ним относятся открытие счета депо; закрытие счета депо; изменение анкетных данных депонента; назначение попечителя счета; отмена попечителя счета; назначение распорядителя счета; отмена распорядителя счета; отмена поручений по счету депо.
К инвентарным операциям относятся операции, исполнение которых влечет за собой изменение остатков ценных бумаг на лицевых счетах депо в депозитарии. Это прием ценных бумаг на хранение и учет; снятие ценных бумаг с хранения и учета; перевод ценных бумаг; перемещение ценных бумаг.
К информационным операциям относятся операции, исполнение которых влечет за собой формирование отчетов и выписок о состоянии счета депо и иных учетных регистров депозитария, или о выполнении депозитарных операций. К ним относится формирование выписки о состоянии счета депо; формирование выписки об операциях по счету депо депонента за определенный период; формирование отчета о совершенных операциях по счету депо депонента.
Комплексной операцией является депозитарная операция, включающая в себя в качестве составляющих элементы операций различных типов – инвентарные, административные и информационные. К комплексным операциям относится блокирование ценных бумаг; снятие блокирования ценных бумаг; обременение ценных бумаг обязательствами; прекращение обременения ценных бумаг обязательствами.
К глобальным операциям относятся операции, исполнение которых влечет за собой изменение состояния всех или значительной части учетных регистров депозитария, связанных с данным выпуском ценных бумаг. К глобальным операциям относится конвертация ценных бумаг; аннулирование (погашение) ценных бумаг; дробление или консолидация ценных бумаг; начисление доходов ценными бумагами.
Настоящий перечень депозитарных операций не является исчерпывающим. Депозитарий может предусмотреть возможность совершения и иных депозитарных операций.
Любая депозитарная операция проводится на основании поручения и завершается формированием и выдачей отчета о совершенной операции.
Проведение операции можно подразделить на стадии:
Прием поручения от инициатора операции;
Проверка правильности оформления поручения;
Регистрация в журнале принятых поручений или в журнале отказов в приеме поручений;
Передача подтверждения в приеме поручения или отказа в приеме поручения инициатору операции;
Сверка поручения с данными, содержащимися в учетных регистрах;
Исполнение поручения или неисполнение поручения в связи с несоответствием данных учетных регистров данным, указанным в поручении;
Составление отчета о совершенной операции или об отказе в совершении операции;
Регистрация отчета в журнале отправленных отчетов и выписок и передача отчета инициатору операции и/или указанному им лицу.
Основанием для исполнения депозитарной операции является поручение, подписанное инициатором операции и переданное в депозитарий. В депозитарии, в зависимости от инициатора операции выделяются следующие виды поручений:
клиентские – инициатором является депонент, уполномоченное им лицо, попечитель счета;
служебные – инициатором являются должностные лица депозитария;
официальные – инициатором являются уполномоченные государственные органы;
глобальные – инициатором, как правило, является эмитент или реестродержатель по его поручению.
В установленных случаях депозитарий обязан исполнять письменные поручения государственных органов — судов (арбитражных и общей юрисдикции), органов дознания и предварительного следствия, судебных приставов - исполнителей.
Поручения государственных органов должны сопровождаться приложением соответствующих документов (судебных актов, исполнительных документов, постановлений органов дознания и предварительного следствия).
Поручение на исполнение депозитарных операций должно быть составлено в бумажной форме. Также допускается прием в качестве поручений документов в электронной форме (с соблюдением установленных требований). Депозитарий не принимает поручения, если представленные документы оформлены с нарушением установленных требований.
Депозитарий не исполняет поручения в следующих случаях:
несоответствие сведений, содержащихся в представленных документах, сведениям, содержащимся в учетных регистрах;
количество ценных бумаг, указанное в поручении, больше количества ценных бумаг, учитываемых на счете депо (за исключением зачисления ценных бумаг);
ценные бумаги, в отношении которых дается поручение, обременены обязательствами, и исполнение поручения может привести к нарушению данных обязательств;
по иным основаниям, предусмотренным Условиями осуществления депозитарной деятельности.
Депозитарий предоставляет депоненту мотивированный отказ в совершении депозитарной операции в срок не позднее трех дней с момента приема поручения. Срок выполнения депозитарной операции исчисляется с момента внесения соответствующей записи в Журнал принятых поручений. Депозитарные операции исполняются в сроки, установленные самим депозитарием. Исполнение депозитарных операций, связанных с корпоративными действиями эмитента (глобальных операций) осуществляется в сроки, определенные действующим законодательством либо указанные реестродержателем.
Завершением депозитарной операции является передача отчета о совершении операции инициатору операции. Информация обо всех отчетах, переданных инициатору операции, должна быть занесена в Журнал отправленных отчетов и выписок.
В соответствии с требованиями законодательства, правила ведения депозитарного учета должны устанавливать:
состав и формы учетных регистров, составляющих учетную систему депозитария, позволяющих вести депозитарный учет ценных бумаг с целью получения полной и достоверной информации о ценных бумагах в разрезе их владельцев, мест хранения и совершаемых депозитарных операций, а также обеспечивающих ведение раздельного учета ценных бумаг каждого депонента и ценных бумаг, принадлежащих организации (при совмещении ею депозитарной деятельности с другими видами профессиональной деятельности);
порядок и правила отражения результатов совершения депозитарных операций и действий, связанных с исполнением поручений инициаторов, в учетной системе депозитария;
состав и формы периодической отчетности контролирующим государственным органам о депозитарной деятельности организации, а также внутренней отчетности депозитария.
Правила ведения депозитарного учета могут также включать в себя: процедуры, описывающие порядок действий персонала по ведению учета депозитарных операций: должностные инструкции сотрудников депозитария, ответственных за ведение депозитарного учета; порядок проведения сверок данных депозитарного учета, а также порядок допуска сотрудников к документам депозитарного учета и учетной системе депозитария.
Контроль за деятельностью депозитария должен осуществляться на всех без исключения этапах исполнения поручений инициаторов, поэтому действие документов, регламентирующих осуществление контроля в депозитарии, должно распространяться как на порядок взаимодействия с инициаторами поручений, так и на процесс исполнения поручений инициаторов и совершения депозитарных операций:
правила внутреннего контроля регламентируют порядок осуществления контроля за соответствием действий сотрудников депозитария их полномочиям и должностным инструкциям, а также требованиям, содержащимся в операционном регламенте и правилах ведения депозитарного учета. Кроме того, правилами внутреннего контроля могут устанавливаться: порядок проведения периодических проверок действий персонала депозитария, порядок проведения инвентаризаций ценных бумаг, находящихся на хранении (учете) в депозитарии, а также процедуры устранения выявленных ошибок и нарушений;
процедура рассмотрения жалоб и запросов определяет порядок рассмотрения жалоб и запросов клиентов и контрагентов, связанных с нарушением депозитарием установленного порядка взаимодействия с ними, или неисполнением (ненадлежащим исполнением) депозитарием их поручений либо своих обязанностей, вытекающих из заключенных с ними договоров. Процедура рассмотрения жалоб и запросов должна содержать порядок проведения служебных расследований с целью выявления и устранения ошибок и нарушений в деятельности депозитария, определения степени вины ответственных сотрудников, а также порядок и сроки ответов клиентам и контрагентам на их жалобы и запросы.
Если организация совмещает (намерена совмещать) депозитарную деятельность с иными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, то в состав этой группы документов целесообразно включить "структурные" документы, регламентирующие взаимодействие депозитария, как обособленного подразделения, с другими структурными подразделениями такой организации: в первую очередь, с подразделениями, специализирующимися на других видах профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, и, кроме того, с техническими и обслуживающими службами.