logo search
семинар 4 ЭБ

Бесплатные (льготные) услуги

Бесплатные (льготные) услуги оказывают населению учреждения здравоохранения, образования, культуры и ряд других. Эти услуги выполняют особые функции в воспроизводстве жизнедеятельности человека, духовном развитии личности.

Большая социальная значимость определяет необходимость равного доступа к потреблению данных услуг. В этой связи услуги отраслей социально-культурной сферы предоставляются преимущественно бесплатно, а связанные с этим расходы компенсируются из средств государственного бюджета и внебюджетных фондов. Указанная специфика обуславливает преобладающую форму собственности предприятий в данной сфере экономики - государственную (федеральную и республиканскую) и муниципальную.

Оценка деятельности предприятий социально-культурной сферы проводится с помощью системы специальных показателей, имеющих мало общего с системой оценки деятельности коммерческих предприятий. В общем, уровень развития отраслей социально-культурной сферы определяется путем системного анализа 3-х показателей: объем оказанных услуг, социального эффекта, полученного населением от потребления этих услуг, и эффективности использования бюджетных средств в расчете на единицу оказанной услуги. При этом система исчисления данных показателей имеет свою специфику в каждой конкретной отрасли.

Одной из ведущих отраслей социально-культурной сферы является образование. В Республике Башкортостан, несмотря на ряд объективных причин (большая площадь территории, значительная доля сельского населения, неравномерность расселения населения), развитие учреждении системы образования находится на достаточно высоком уровне

Развита система учреждений дополнительного образования детей. В республике работают 79 музыкальных школ, 20 художественных, 43 школы искусства, 112 спортивных детско-юношеских школ и спортклубов.

Неуклонно возрастает количество учреждений начального профессионального (в 2000 г. - 122 ед.), среднего специального образования (76 ед.), высших учебных заведений (11 ед.), где проходит обучение 231 тыс. студентов.

За период 1990-2000 гг. количество общеобразовательных школ увеличилось на 62 ед. и составило 3268 ед. с общей численностью обучающихся 672 тыс. человек. Отличительной особенностью общеобразовательной сети в последние годы является её дифференциация, особенно в старшем звене с углубленным изучением отдельных предметов. При этом ряд учреждений имеют статус гимназий и лицеев. Среди интернатных учреждений функционируют 32 школы-интерната общего типа и 25 школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основными проблемами развития системы образования на настоящем этапе является низкая заработная плата учителей и преподавателей, неудовлетворительное состояние зданий, слабая материально-техническая база, недостаточная наполняемость и малокомплектность сельских школ.

Лечение больных, реабилитация, родовспоможение и профилактика заболеваний являются основными задачами отрасли здравоохранения. Уровень и качество оказания медицинских услуг зависят от двух основных показателей - ресурсного и финансового обеспечения.

В то же время расчеты показывают, что по численности больничных коек имеется превышение нормативных показателей в пределах 10 %. Как следствие, в стационарах республики находится до 15% больных, не нуждающихся в круглосуточном наблюдении, лечение которых могло бы успешно проводиться амбулаторно. В условиях происходящего роста заболеваемости населения (с 768 больных в расчете на 1 тыс. человек в 1995 г. до 861 больного в 2000 г. в силу действия ряда социальных факторов) отвлечение средств на содержание излишнего коечного фонда негативно сказывается на финансовом обеспечении оказанных объемов медицинской помощи населению (табл. 17.8)

Финансирование учреждений здравоохранения осуществляется из 2-х основных источников - бюджета и республиканского фонда обязательного медицинского страхования (ОМС), финансовые средства которого формируются из части единого социального налога (на страхование работающего населения) и бюджетов муниципальных образований (на страхование неработающего населения).

В соответствии с утвержденной Программой государственных гарантий обеспечения граждан Республики Башкортостан бесплатной медицинской помощью за счет фонда ОМС финансируются стационарная и амбулаторно-поликлиническая помощь в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовых форм при различного рода заболеваниях, травмах, беременности и родах, стоматологическом лечении по следующим статьям расходов: оплата труда медперсонала, медикаменты, питание больных, прочие текущие расходы. При этом со стороны фонда преимущественно практикуется оплата медицинских услуг по законченному случаю, а не по смете расходов. Этот механизм дает возможность экономически стимулировать лечебно-профилактические учреждения и пресекать случаи необоснованного отказа в предоставлении медицинской помощи.

Из средств бюджета здравоохранения финансируются затраты по строительству, капитальному ремонту и приобретению оборудования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, а также социально-значимые виды медицинской помощи: скорая медицинская помощь, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, СПИДе, психологических расстройствах, наркологических заболеваниях, врожденных пороках развития и некоторые другие дорогостоящие виды лечения.

В настоящее время альтернативы бесплатному медицинскому обслуживанию не существует. По состоянию на начало 2002 г. средняя стоимость одного койко-дня составляет более 350 рублей, а в реанимации - более 700 рублей. При сложившемся уровне доходов населения обеспечить качественное медицинское обслуживание за счет личных средств граждан не представляется возможным. Поэтому доля платных услуг в общем объеме оказанной медицинской помощи составляет менее 5 %.

Реальным фактором повышения финансовой устойчивости лечебно-профилактических учреждений должны стать структурные изменения в системе здравоохранения республики, направленные на перенос части объема медицинской помощи из дорогостоящего стационарного звена в менее затратное - амбулаторное, и эффективное использование имеющихся материальных и финансовых ресурсов.

Важное место среди отраслей социально-культурной сферы занимает культура, обеспечивающая проведение культурного досуга населения и создание предпосылок для духовного развития личности. Многолетний опыт показывает, что планомерное развитие отрасли дает для общества не только социальный, но и, в конечном счете, экономический эффект. В настоящее время число учреждений культурно-досугового типа в республике составляет 2556 ед., действуют 11 профессиональных театров, 66 музеев, 1832 публичные библиотеки.

Состояние развития отраслей социально-культурной сферы находится под вниманием Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. Проведены годы ребенка, матери, здоровья, в рамках реализации которых принимают участие все министерства и ведомства республики. Также реализуются республиканские целевые программы социального значения - безопасное материнство, охрана здоровья детей и подростков, развитие здравоохранения в районах Башкирского Зауралья и ряд других. Осуществляется оптимизация сети учреждений социально-культурной сферы. Проведение данных мероприятий способствует усилению социальной направленности реформирования экономики Республики Башкортостан.