logo search
Lektsii_po_finansam

4. Финансы Российской Федерации

в условиях проведения рыночных реформ

В условиях проведения рыночных реформ государственные финансы (прежде всего бюджетная система) путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

Переход к новым экономическим отношениям - рыночной экономике - процесс длительный и болезненный; об этом свидетельствует мировой опыт. Непродуманная экономическая политика, распад экономических связей со странами СЭВ, а затем и с союзными республиками бывшего СССР привели к глубокому экономическому кризису - падению производства.

Расходы из федерального бюджета на финансирование народного хозяйства в России в 90-е гг. сократились (сокращаются объемы централизованных капитальных вложений, недостаточны объемы государственных инвестиционных кредитов). Инвестиционная деятельность особенно сокращается в производственной сфере по всем народнохозяйственным комплексам. Особенно существенно свертывание капитального строительства наблюдается в отраслях топливно-энергетического и агропромышленного комплексов. Одна из причин этого - кризис неплатежей в народном хозяйстве. Для инвесторов более предпочтительной является непроизводственная сфера.

Снижение объема федеральных субсидий в известной степени нейтрализуется увеличением субсидирования на местном уровне. Такие субсидии предоставляются преимущественно региональными финансовыми кредитно-денежными учреждениями.

Явные субсидии на местном уровне отражаются в расходной части областных и муниципальных бюджетов и предоставляется в форме прямых перечислений средств, прямого субсидирования розничных цен, инвестиционных субсидий и бюджетных ссуд.

Скрытые субсидии, не отраженные в бюджете, существуют в форме налоговых кредитов (отсрочек в уплате налогов) и освобождений от налогов.

Прямые перечисления из местных бюджетов идут на оказание коммунальных услуг населению, включая отопление, водоснабжение и содержание жилья, а также местный пассажирский транспорт. Несмотря на общенациональную либерализацию цен, некоторые местные власти продолжают прямое субсидирование розничных цен на продовольственные товары. В таком случае деньги переводятся напрямую местным производителям, а не потребителям. Сельскохозяйственное производство местные власти дотируют в форме бюджетных ссуд (бюджетные кредиты - средства, предоставляемые по утвержденное бюджету на финансирование определенных видов расходов; имеют строго целевое назначение) под процентные ставки существенно ниже рыночных. Такая практика обеспечивалась средствами, выделенными на эти цели из федеральных источников.

Следует различать типы субсидии по их последствиям. В то время как субсидирование бесперспективных видов деятельности (поддержка, неэффективных производств), скорее всего, будет иметь результаты, обратные предполагаемым, предоставление субсидий перспективным сферам вполне может оказаться полезным в нынешней обстановке нестабильности становящегося рынка.

Таким образом, сокращение объемов федеральных субсидий частично возмещается увеличением местных субсидий. Они финансировались местными бюджетами, однако дефициты местных бюджетов покрывались перечислениями средств из федерального бюджета, поэтому можно сказать, что размеры сокращения федеральных субсидий несколько преувеличены.

Показатели сокращения ВВП в значительной степени обусловлены отсутствием в официальной статистике данных о теневой экономике. Действительно, имеет место значительное снижение объема продукции, производимой в тех секторах, которые поддаются непосредственному учету (в первую очередь на неприватизированных и недавно приватизированных предприятиях). В то же время теневая экономика, более динамична и ее доля в ВВП, по оценкам, достигла 40%.

В результате спада производства и произведенного национального дохода происходит сокращение реальных финансовых ресурсов.

В условиях развития рыночных отношений наблюдается децентрализация финансовых ресурсов. Крупные средства перераспределяются через автономные социальные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования) и другие внебюджетные фонды.

Одновременно сократились централизованные доходы, аккумулируемые в государственной бюджетной системе. В условиях административно-командной системы более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете, сейчас эта доля снизилась до 40%.

Финансы Российской Федерации находятся в состоянии глубокого кризиса, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, гиперинфляции, неплатежах предприятий, резком падении валютного курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам, большой внутренней и внешней задолженности страны.

Задача состоит в том, чтобы: