logo search
Хрестоматия / Хр

Тьяллинг купманс

Американский экономист голландского происхождения Тьяллинг Купманс родился в 1910 г. в городке Гравланд в Ни­дерландах. Рано проявив редкостные способности, он уже в 14 лет получил стипендию для учебы в Утрехтском универси­тете, который окончил в 1933 г. по специальности математика и теоретическая физика.

Не чувствуя удовлетворения от чисто теоретических науч­ных изысканий, молодой ученый находит другую сферу иссле­дований, которая, по его словам, “гораздо ближе к реальной жизни”. Его интересы перемещаются в область экономики, ко­торая в это время была в очень тяжелом состоянии из-за ми­рового экономического кризиса, начавшегося в 1929 г. Убедив­шись, что “мировой экономический порядок ненадежен, неста­билен и — самое главное — не подчиняется закономерностям”, Т. Купманс вскоре нашел свое новое призвание в применении математических методов к экономическим реальностям.

Во время второй мировой войны Т. Купманс уехал в США, где занял скромную должность статистика при британской тор­говой миссии в Вашингтоне. Именно эта неприметная на первый взгляд работа — сведение в единую исчерпывающе полную схему сведений о потерях в кораблях союзников, потребностях в новом строительстве судов и их оптимальном использовании — в дальнейшем привела его к важным обобщениям, позволившим сказать новое слово в области экономического анализа.

В 1946 г. Т. Купманс получил американское гражданство, а в 1955 г. стал профессором экономики Йелльского университе­та, в котором проработал до конца жизни.

Трудясь в британской торговой миссии, Т. Купманс занялся примерно той же проблемой, что и Л. Канторович в СССР, когда разрабатывал оптимум для фанерного треста. Применив математический инструментарий, он создал метод определения

437

оптимального распределения ресурсов между конкурирующими потребителями. По этому методу можно было, например, рас­считать затраты на доставку миллионов тонн грузов, перевози­мых тысячами судов морскими путями в сотни портов. Метод Т. Купманса, получивший название “анализ деятельности”, а в 50-е годы вошедший в более общую теорию линейного про­граммирования, решительно изменил подход экономистов к проблеме распределения и планирования. Он описал этот метод в работе “Соотношение между грузопотоками по различным ма­ршрутам” (1942) показав, что данную проблему нужно рассмат­ривать как линейную функцию максимизации в пределах мно­гих ограничений. Ограничения были представлены математи­ческими уравнениями, выражающими отношение количества расходуемых факторов производства (амортизации судов, вре­мени, трудовых затрат) к количеству грузов, доставленных в различные пункты назначения. При этом величина любой из затрат не должна превышать имеющуюся сумму стоимостей грузов, доставленных в каждый из портов.

Здесь прозорливо была подмечена суть принципа линейного программирования, состоящая в том, что в оптимальном случае и при идеальных оценках всех ресурсов затраты и результаты должны быть равны. Метод “анализа деятельности” мог широ­ко применяться при планировании производства и распределе­ния с учетом издержек обращения от момента внедрения кон­вейерного производства до реализации конечной продукции через систему транспортных грузопотоков.