logo search
Ответы на примерные вопросы

Характеристика малого предпринимательства как субъекта налогообложения

  • Изучение вопросов налогообложения малого предпринимательства необходимо начать с определения понятия «малого бизнеса» с точки зрения налоговой поддержки его развития и роли, которую он играет для развития страны в целом.

  • Определение «малого бизнеса» а до сих пор является объектом дискуссий. Оно до сих пор не закреплено Гражданским кодексом РФ [83, с.7]. В нем дается лишь общее понятие предпринимательской деятельности [21, ст.2] и предусматриваются виды субъектов предпринимательства в зависимости от различных критериев:

  • •          от круга лиц, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность: индивидуальные предприниматели, юридические лица, публичноправовые образования;

  • •          от формы собственности, на базе которой осуществляется деятельность: частные, государственные и муниципальные;

  • •          от целей деятельности юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации и т.д.

  • Однако упоминания о малых предприятиях здесь не встречается, следовательно, они не выделяются как особые участники экономических отношений.

  • •          В законодательстве промышленно развитых государств применяются различные подходы к проблеме определения понятия «малого бизнеса» с точки зрения его государственной поддержки. Малое предпринимательство рассматривается как особый тип предпринимательской деятельности, субъект которой принимает новационные решения с полной ответственностью и соединяет различные средства производства с целью получения дохода (прибыли). Понятие малого предпринимательства многогранное, поэтому следует его рассматривать в единстве нескольких аспектов.

  • Часть ученых, в том числе и отечественных, связывает понятие малого предпринимательства с его количественными параметрами [17, с.4248, с. 14]. Другие авторы рассматривают качественные показатели деятельности малого предприятия [16, с. 86]. Имеются также мнения, связывающие сущность малого предпринимательства с частной формой собственности. Отдельные экономисты объединяют воедино количественные и качественные критерии, применяя тем самым комбинированный подход к определению малого предпринимательства. В мировой практике используются более 50 критериев.

  • Рассмотрим наиболее часто применяемые системы определения малого бизнеса  на основе количественных показателей и качественных характеристик деятельности малого предприятия.

  • В российской практике впервые понятие малого предпринимательства было дано в Законе СССР № 15291 от 04.06.90 г. «О предприятиях в СССР». В нем указывалось, что предприятие может быть отнесено к категории малых независимо от форм собственности в соответствии с определенной численностью и объемом хозяйственного оборота [85, с. 108]. Что касается организационноправовой формы, то данное определение появилось в Законе РСФСР от 25.12.90 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Малые предприятия не рассматривались как особая форма организации предпринимательской деятельности, поэтому в этом законе они не упоминались. Более подробно понятие малого предпринимательства раскрывалось в Постановлении Совета Министров РСФСР №406 от 18.07.91 г. «О мерах поддержки и развития малых предприятий в РСФСР» [81], согласно которому к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационноправовых форм со среднесписочной численностью работающих не превышающей 200 чел., в том числе:

  • •          в промышленности и строительстве  до 200 чел.;

  • •          в науке и научном обслуживании — до 100 чел.;

  • •          в других отраслях производственной сферы — до 50 чел.;

  • •          в розничной торговле и общественном питании, в отраслях непроизводственной сферыдо 15 чел. [47, с. 129; 52, с.З].

  • Наряду с этим должен был учитываться также объем хозяйственного оборота. Однако его величина так и не была определена [47, с. 129]. Это определение понятие малого предпринимательства использовалось для оказания различных форм государственной поддержки, включающих в себя и предоставление налоговых льгот.

  • Принцип отнесения предприятий к малым исходя из численности работников, сохранился в российском законодательстве и позже. Так, в федеральном законе от 14.06.95 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, ее субъектов, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых среднесписочная численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • • в промышленности  100 чел.;

  • • в строительстве 100 чел.;

  • • на транспорте 100 чел.;

  • • в сельском хозяйстве  60 чел.;

  • • в научнотехнической сфере  60 чел.;

  • • в оптовой торговле  50 чел.;

  • • в розничной торговле и бытовом обслуживании  30 чел.;

  • • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 чел.

  •  

  • Кроме того, к субъектам малого предпринимательства отнесены также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица [87, с.61, 62]. Согласно этим нормативным документам в качестве критериев отнесения предприятий к малым, кроме среднесписочной численности работающих, используются также ограничения участия государственных и общественных организаций и других предприятий четвертью уставного капитала, что исключает из состава субъектов малого предпринимательства филиалы и подразделения крупных предприятий. Следовательно, круг субъектов малого предпринимательства по этому закону сужается.

  • Для отнесения предприятий к категории малых для целей налогообложения применялись и другие критерии. Так, для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, согласно Федерального закона №222ФЗ от 29.12.95 г., к малым предприятиям, имеющим право применять эту систему относились только те предприятия, которые удовлетворяли следующим критериям:

  • •          предельная численность работающих до 15 чел. независимо от вида осуществляемой деятельности;

  • •          совокупный размер валовой выручки за предшествующий год до 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда [109].

  • С 2003 г. в соответствии с НК РФ введены новые условия перехода субъектов малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения. На данную систему могут перейти организации, удовлетворяющие следующим ограничениям:

  • •          средняя численность работников не более 100 чел.;

  • •          размер дохода от реализации за 9 месяцев текущего года не более 11 млн. руб. (без учета НДС);

  • •          остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов на

  • момент перехода не более 100 млн. руб.;

  • •          доля непосредственного участия других организаций  не более 25% (за исключением организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов в организации составляет более 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25%) [64].

  • Таким образом, понятие малого предпринимательства может устанавливаться непосредственно различных форм государственной поддержки, в том числе и для целей налогообложения. Правильность определения этой категории особенно важна, когда одной из целей государственной политики в сфере налогообложения, является поддержка и развитие данного сектора экономики. Особую значимость развитию малого предпринимательства придают функции, которые оно выполняет. К числу наиболее важных можно отнести следующие функции.

  • Вопервых, малый бизнес ограничивает монополизм, что играет важную роль в высокомонополизированной экономике России. С одной стороны, большое количество участников и высокая динамика развития в меньшей степени поддаются монополизации, чем крупный бизнес. С другой стороны, при узкой специализации и использовании новейшей техники, малые предприятия являются серьезными конкурентами, подрывающими монопольное положение крупных корпораций.

  • Вовторых, малый бизнес способствует повышению эффективности производства вследствие того, что он является дополнительным источником конкуренции.

  • Таким образом, этот сектор экономики обладает рядом преимуществ по сравнению с крупным. К этим преимуществам можно отнести:

  • •          гибкость и маневренность малых предприятий: они лучше приспосабливаются к изменяющимся условиям.

  • •          поддержание занятости и создание новых рабочих мест

  • •          выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям на основе субкооператоров. Мелкий бизнес улучшает общую структуру производства, так как облегчает адаптацию «неповоротливого» крупного производства к изменяющимся условиям, к новым требованиям научнотехнического прогресса: способствует развитию специализации, освобождает крупные корпорации от производства мелкосерийной продукции, занимает поиском, доработкой и освоением новых изделий, охотнее идет на риск.

  • •          небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

  • •          экономическая эффективность производства в малых предприятиях.

  • •          инновационный характер малых предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании научнотехнической революции.