Характеристика малого предпринимательства как субъекта налогообложения
Изучение вопросов налогообложения малого предпринимательства необходимо начать с определения понятия «малого бизнеса» с точки зрения налоговой поддержки его развития и роли, которую он играет для развития страны в целом.
Определение «малого бизнеса» а до сих пор является объектом дискуссий. Оно до сих пор не закреплено Гражданским кодексом РФ [83, с.7]. В нем дается лишь общее понятие предпринимательской деятельности [21, ст.2] и предусматриваются виды субъектов предпринимательства в зависимости от различных критериев:
• от круга лиц, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность: индивидуальные предприниматели, юридические лица, публичноправовые образования;
• от формы собственности, на базе которой осуществляется деятельность: частные, государственные и муниципальные;
• от целей деятельности юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации и т.д.
Однако упоминания о малых предприятиях здесь не встречается, следовательно, они не выделяются как особые участники экономических отношений.
• В законодательстве промышленно развитых государств применяются различные подходы к проблеме определения понятия «малого бизнеса» с точки зрения его государственной поддержки. Малое предпринимательство рассматривается как особый тип предпринимательской деятельности, субъект которой принимает новационные решения с полной ответственностью и соединяет различные средства производства с целью получения дохода (прибыли). Понятие малого предпринимательства многогранное, поэтому следует его рассматривать в единстве нескольких аспектов.
Часть ученых, в том числе и отечественных, связывает понятие малого предпринимательства с его количественными параметрами [17, с.4248, с. 14]. Другие авторы рассматривают качественные показатели деятельности малого предприятия [16, с. 86]. Имеются также мнения, связывающие сущность малого предпринимательства с частной формой собственности. Отдельные экономисты объединяют воедино количественные и качественные критерии, применяя тем самым комбинированный подход к определению малого предпринимательства. В мировой практике используются более 50 критериев.
Рассмотрим наиболее часто применяемые системы определения малого бизнеса на основе количественных показателей и качественных характеристик деятельности малого предприятия.
В российской практике впервые понятие малого предпринимательства было дано в Законе СССР № 15291 от 04.06.90 г. «О предприятиях в СССР». В нем указывалось, что предприятие может быть отнесено к категории малых независимо от форм собственности в соответствии с определенной численностью и объемом хозяйственного оборота [85, с. 108]. Что касается организационноправовой формы, то данное определение появилось в Законе РСФСР от 25.12.90 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Малые предприятия не рассматривались как особая форма организации предпринимательской деятельности, поэтому в этом законе они не упоминались. Более подробно понятие малого предпринимательства раскрывалось в Постановлении Совета Министров РСФСР №406 от 18.07.91 г. «О мерах поддержки и развития малых предприятий в РСФСР» [81], согласно которому к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационноправовых форм со среднесписочной численностью работающих не превышающей 200 чел., в том числе:
• в промышленности и строительстве до 200 чел.;
• в науке и научном обслуживании — до 100 чел.;
• в других отраслях производственной сферы — до 50 чел.;
• в розничной торговле и общественном питании, в отраслях непроизводственной сферыдо 15 чел. [47, с. 129; 52, с.З].
Наряду с этим должен был учитываться также объем хозяйственного оборота. Однако его величина так и не была определена [47, с. 129]. Это определение понятие малого предпринимательства использовалось для оказания различных форм государственной поддержки, включающих в себя и предоставление налоговых льгот.
Принцип отнесения предприятий к малым исходя из численности работников, сохранился в российском законодательстве и позже. Так, в федеральном законе от 14.06.95 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, ее субъектов, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых среднесписочная численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
• в промышленности 100 чел.;
• в строительстве 100 чел.;
• на транспорте 100 чел.;
• в сельском хозяйстве 60 чел.;
• в научнотехнической сфере 60 чел.;
• в оптовой торговле 50 чел.;
• в розничной торговле и бытовом обслуживании 30 чел.;
• в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 чел.
Кроме того, к субъектам малого предпринимательства отнесены также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица [87, с.61, 62]. Согласно этим нормативным документам в качестве критериев отнесения предприятий к малым, кроме среднесписочной численности работающих, используются также ограничения участия государственных и общественных организаций и других предприятий четвертью уставного капитала, что исключает из состава субъектов малого предпринимательства филиалы и подразделения крупных предприятий. Следовательно, круг субъектов малого предпринимательства по этому закону сужается.
Для отнесения предприятий к категории малых для целей налогообложения применялись и другие критерии. Так, для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, согласно Федерального закона №222ФЗ от 29.12.95 г., к малым предприятиям, имеющим право применять эту систему относились только те предприятия, которые удовлетворяли следующим критериям:
• предельная численность работающих до 15 чел. независимо от вида осуществляемой деятельности;
• совокупный размер валовой выручки за предшествующий год до 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда [109].
С 2003 г. в соответствии с НК РФ введены новые условия перехода субъектов малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения. На данную систему могут перейти организации, удовлетворяющие следующим ограничениям:
• средняя численность работников не более 100 чел.;
• размер дохода от реализации за 9 месяцев текущего года не более 11 млн. руб. (без учета НДС);
• остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов на
момент перехода не более 100 млн. руб.;
• доля непосредственного участия других организаций не более 25% (за исключением организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов в организации составляет более 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25%) [64].
Таким образом, понятие малого предпринимательства может устанавливаться непосредственно различных форм государственной поддержки, в том числе и для целей налогообложения. Правильность определения этой категории особенно важна, когда одной из целей государственной политики в сфере налогообложения, является поддержка и развитие данного сектора экономики. Особую значимость развитию малого предпринимательства придают функции, которые оно выполняет. К числу наиболее важных можно отнести следующие функции.
Вопервых, малый бизнес ограничивает монополизм, что играет важную роль в высокомонополизированной экономике России. С одной стороны, большое количество участников и высокая динамика развития в меньшей степени поддаются монополизации, чем крупный бизнес. С другой стороны, при узкой специализации и использовании новейшей техники, малые предприятия являются серьезными конкурентами, подрывающими монопольное положение крупных корпораций.
Вовторых, малый бизнес способствует повышению эффективности производства вследствие того, что он является дополнительным источником конкуренции.
Таким образом, этот сектор экономики обладает рядом преимуществ по сравнению с крупным. К этим преимуществам можно отнести:
• гибкость и маневренность малых предприятий: они лучше приспосабливаются к изменяющимся условиям.
• поддержание занятости и создание новых рабочих мест
• выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям на основе субкооператоров. Мелкий бизнес улучшает общую структуру производства, так как облегчает адаптацию «неповоротливого» крупного производства к изменяющимся условиям, к новым требованиям научнотехнического прогресса: способствует развитию специализации, освобождает крупные корпорации от производства мелкосерийной продукции, занимает поиском, доработкой и освоением новых изделий, охотнее идет на риск.
• небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
• экономическая эффективность производства в малых предприятиях.
• инновационный характер малых предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании научнотехнической революции.
- 1. Налоги: основные понятия и определения. История возникновения налогов.
- 2. Экономическая сущность ндс. Плательщики ндс. Объекты обложения.
- 3. Функции и принципы налогообложения.
- 4. Методика определения налоговой базы по ндс.
- 5. Элементы налога.
- 6. Порядок исчисления налоговой базы по ндс.
- 7. Налоговая система России и её структура.
- 8. Акцизы. Порядок исчисления акцизов.
- 9. Принципы налогообложения.
- 10. Методика начисления акцизов по адвалорным и специфическим ставкам.
- 11. Плательщики налога на прибыль. Ставки. Сроки отчётности и уплаты. Авансовые платежи по налогу на прибыль.
- 12. Принципы построения налоговой системы России.
- 13. Методика исчисления налогооблагаемой прибыли.
- 14. Система налогового законодательства России и налоговый кодекс рф.
- 15. Налоговые правонарушения и ответственность за налоговые правонарушения.
- Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- Элементы налогового правонарушения
- 3 Основания отнесения деяния к налоговому правонарушению:
- Налоговая санкция
- Обстоятельства, исключающие вину
- Обстоятельства, смягчающие ответственность
- Виды налоговых правонарушений
- Уголовная ответственность за совершение налогового правонарушения
- 16. Порядок исчисления налога на прибыль.
- 17. Права, обязанности и ответственность налоговых органов.
- Ответственность налоговых органов
- 18. Порядок определения доходов по налогу на прибыль.
- 19. Порядок определения расходов по налогу на прибыль.
- 20. Права и обязанности налогоплательщиков.
- 21. Виды налоговых проверок.
- 22. Налоговые вычеты по ндфл.
- 23. Принципы налогообложения по Смиту. Кривая Лаффера.
- Кривая Лаффера
- 24. Плательщики ндфл. Ставки. Сроки уплаты. Объекты обложения.
- 25. Методика исчисления налоговой базы по ндфл.
- 26. Экономическая сущность налогообложения. Субъекты и объекты налогообложения.
- 27. Понятие единых социальных платежей.
- 28. Краткая характеристика систем налогообложения малого бизнеса.
- Характеристика малого предпринимательства как субъекта налогообложения
- 29. Плательщики. Объект обложения есв. Сроки уплаты и формы отчётности по есв.
- Каков порядок начисления есв?
- 30. Порядок исчисления енвд.
- Как рассчитать единый налог на вмененный доход
- 31. Порядок исчисления налога на имущество предприятия.
- 32. Порядок определения налоговой базы по есв для отдельных категорий налогоплательщиков. Ставки есв.
- 33. Регистры налогового учёта по есв. Правила их ведения. Порядок исчисления есв.
- 34. Налог на имущество физических лиц.
- 35. Транспортный налог.
- 36. Льготы по есв. Ставки есв.
- 37. Расчёт суммы налога на имущество предприятия. Порядок уплаты. Льготы.
- 38. Специальные режимы. Краткая характеристика.
- 39. Условия и порядок перехода на усн. Плательщики усн. Объекты обложения.
- 40. Элементы налогообложения.
- 41. Налоги: основные понятия и определения. История возникновения налогов.
- 42. Сферы предпринимательства, деятельность которых попадает по енвд. Порядок определения енвд.
- Где действует «вмененка»
- Как соотносятся общие правила и местные особенности енвд
- Кто платит енвд
- Когда налогоплательщик перестает применять «вмененку»
- Какие налоги не нужно платить при «вмененке»
- Кассовая дисциплина и бухучет при енвд
- В какой инспекции плательщик енвд должен встать на учет
- Как рассчитать единый налог на вмененный доход
- Когда перечислять деньги в бюджет
- Как отчитываться по енвд
- Совмещение енвд и других систем налогообложения
- 43. Функции и принципы налогообложения.
- 44. Земельный налог. В России
- [Править] Объект налогообложения
- [Править] Налоговая база
- [Править] Налоговые ставки
- 45. Виды налоговых правонарушений. Меры ответственности.
- 46. Краткая характеристика региональных налогов.
- 47. Дайте краткую характеристику федеральным, региональным и местным налогам.
- 48. Сущность налогового механизма рф, понятие налоговой системы рф.
- 49. Порядок исчисления земельного налога.
- 50. Порядок исчисления налога на прибыль.