6.2 Экономика Японии
Быстрый экономический рост Японии после окончания Второй мировой войны, получивший название японского экономического чуда, привлек к ней внимание всего мира. Стремление объяснить глубинные причины этого феномена породило огромное количество книг и статей, опубликованных как в самой Японии, так и в других странах. В данной главе автор делится своими наблюдениями, мыслями и выводами по поводу этого явления, дает анализ современного состояния японской экономики.
Начиная еще с эпохи незавершенной буржуазно-демократической революции Мэйдзи (1867 г.) Япония после 300-летней самоизоляции предпринимала огромные усилия по модернизации своей экономики и общества, индустриализации и становлению на путь современного экономического роста. И лишь к середине 70-х годов XX столетия, т. е. более чем через 100 лет, эта цель была достигнута. Япония стала не просто державой номер два по объему производимого ВНП, но и главным соперником и конкурентом США на мировом рынке, лидером НТП в ряде важнейших и наиболее перспективных его направлений.
Многие японские специалисты подчеркивают, что для правильного понимания тех факторов, которые Япония использовала для ускоренного роста своей экономики, важно обратиться к периоду окончания Второй мировой войны, ставшему стартовым пунктом в процессе восхождения страны к экономическим и научно-техническим высотам сегодняшнего дня.
Испытав горечь поражения, состояние полного краха и прострации после атомных бомбардировок и будучи, в общем, страной невысокого уровня экономического развития, Япония должна была коренным образом изменить национальное и экономическое мышление, выбрать для себя принципиально новую стратегию развития. Основой этой стратегии явилось не продолжение прошлого, не воссоздание довоенной структуры хозяйства, а принципиальный отход от прошлого, создание новой структуры и новой техники, новых стимулов к труду, демократизация общества, развитие рыночных отношений и предпринимательства. Со временем на пути развития Японии встал и более конкретный ориентир - Соединенные Штаты Америки. США же с их упоением победой и превосходством не ставили перед собой подобных задач. Тогда никто и не помышлял, что Япония вообще способна решать столь сложные вопросы.
Япония капитулировала 2 сентября 1945 г. и была оккупирована американскими войсками. Экономика ее находилась в состоянии полного хаоса. Выпуск промышленной продукции сократился до 20% довоенного уровня. Как и в Германии, в стране сохранялось прямое распределение продукции. Процветала инфляция. Экономика возрождалась медленно, довоенный уровень производства был восстановлен не в 1949 г., как в Западной Европе, а только к 1953 г.
Как и в Германии, программа восстановления хозяйства Японии была разработана по инициативе оккупационной администрации, лично ее командующего - генерала Д. Макартура. Была приглашена группа американских предпринимателей и менеджеров во главе с управляющим Детройтским банком Д. Доджем, которые и разработали соответствующую программу.
Реформированию в 1946-1952 гг. (в годы оккупации) подверглись все стороны общественно-экономической жизни страны, включая общественный строй, хозяйственный уклад и государственное устройство. Начался активный процесс демилитаризации и демократизации Японии, перехода от тотальной командной экономики с упором на административно-контрольные функции к либеральной рыночной. Значительное развитие получили предпринимательские и рыночные структуры.
Главной из демократических реформ стал роспуск в 1947- 1948 гг. дзайбацу, или холдингов, державших в своих руках акции закрытых вертикальных концернов в военно-промышленном комплексе (ВПК) страны. Были разукрупнены гигантские промышленные и торговые компании, их акции пущены в свободную продажу. Повсеместно протекал процесс формирования независимых фирм. Антимонопольным законодательством 1947 г. запрещались картельные соглашения, различные виды рыночной дискриминации и создание жестких монопольных структур. Свобода торговых сделок и доступа к источникам кредитования получила правовую защиту. Все это заложило основы для создания здоровой рыночной, конкурентной экономики.
Важной стартовой реформой вслед за демилитаризацией и антимонопольной реформой была земельная реформа, проводившаяся в 1947-1950 гг. Она состояла в выкупе государством помещичьих земель с последующей их продажей крестьянам, ранее бывшим арендаторами этих земель. Размеры участков ограничивались площадью до 1 га. К 1950 г. японские крестьяне получили 80% всей арендной земли, что позволило сформировать слой свободных мелких фермеров и ликвидировать слой феодалов. Япония получила солидный крестьянский сектор с частной собственностью на землю. В результате стали развиваться товарно-денежные отношения между городом и деревней (русское слово "смычка" часто употреблялось в Японии в те годы), росла емкость внутреннего рынка, начался широкий процесс накопления капитала для последующей индустриализации.
В 1950 г. была проведена радикальная бюджетная реформа, направленная на достижение строгой сбалансированности и бездефицитный госбюджет. Убыточным предприятиям отказывалось в предоставлении субсидий, прекращались компенсационные выплаты военным заводам за конверсию, был принят единый фиксированный валютный курс (без обратимости иены), предприятиям и банкам разрешалось проводить операции за рубежом. Все это остановило инфляцию, позволило отменить контроль над ценами. В конечном счете полностью утвердить в стране рыночные отношения.
В процессе перестройки японской экономики были довольно активно использованы рычаги государственного регулирования в интересах формирования рыночной экономики. Были приняты чрезвычайные меры по регулированию денежной массы, на ранней ступени реформ даже были введены временные карточки для распределения 34 видов промышленного сырья и 52 видов потребительских товаров, включая продовольственные. Государство вводило селективные налоговые и кредитные льготы, осуществляло выборочный контроль над составом конкурентов в отдельных отраслях.
Более того, в Японии широко стало применяться государственное планирование, которое носило не командный, а сугубо рыночный, индикативный характер. С 1955 г. на непрерывной основе было составлено 12 планов, в соответствии с которыми постоянно намечались конкретные отраслевые приоритеты в развитии японской экономики. Если в 50-х годах упор делался на развитие базовых отраслей (черная металлургия, химическая промышленность, энергетика, судостроение, торговый флот), то в начале 60-х - на развитие автомобильной и нефтеперерабатывающей промышленности. В конце 60-х годов на первое место выдвигается электроника, особенно производство домашней электронной техники, снискавшей огромную популярность во всем мире.
В результате среднегодовые темпы экономического роста (ВНП) страны за период с 1955 по 1970 г. составили примерно 11%. Это и было "экономическим чудом". Впоследствии темпы экономического роста Японии стали снижаться и в настоящее время составляют всего лишь около 1 % в год.
Контрольные вопросы
Когда в Китае начались экономические реформы?
Каковы основные принципы реформирования экономики, сформулированные Д. Сяопином?
Каковы недостатки экономического роста Китая?
С какими проблемами сегодня сталкивается КНР?
Каков опыт проведения экономических реформ в Японии?
- В.А. Климов
- Санкт-Петербург
- 9.7 Определение критериев и способов анализа рисков 207
- 1.1 Понятие о дисциплине
- 1.2 Определение понятий «инвестиции» и «капитальные вложения»
- 1.3 Понятие инвестиций в советской экономической литературе
- 1.4 Понятие инвестиций в западной экономической литературе
- 1. 5 Инвестиционная политика оао «Сургутнефтегаз»
- Тема 2. Классификация форм и видов инвестиций. Инвестиционная деятельность. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности.
- 2.1 Классификация форм и видов инвестиций
- 2.2 Классификация инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений
- 2.3 Инвестиционная деятельность
- 2.4 Субъекты инвестиционной деятельности
- 2.5 Объекты инвестиционной деятельности
- Тема 3. Источники финансирования инвестиционной деятельности, экономические отношения, связанные с движением инвестиций, роль инвестиций в экономике, принцип ускорения.
- 3.1 Источники финансирования инвестиционной деятельности
- 3.2 Экономические отношения, связанные с движением инвестиций
- 3.3 Роль инвестиций в экономике
- 3.4 Принцип ускорения
- Тема 4. Инвестиционный менеджмент.
- 4.1 Искусство управления инвестициями
- 4.2 Методологические положения экономической эффективности инвестиционных проектов
- 4.3 Принципы определения экономической эффективности
- 4.4 Инвестиционный проект: содержание, этапы разработки и реализации
- 4.5 Виды инвестиционных проектов
- 4.6 Денежные потоки инвестиционного проекта
- 4.7 Технико-экономическое обоснование
- 4.8 Бизнес-план инвестиционного проекта
- 4.9 Определение точки безубыточности и предельного интегрального уровня
- 4.10 Источники финансирования инвестиционных проектов
- Тема 5. Фактор времени.
- 5.1 Понятие о дисконтировании денежных средств
- 5.2 Модели простых и сложных процентов
- 5.3 Понятие аннуитета
- 5.4 Стоимость привлечения инвестиционных ресурсов фирмы
- 5.5 Определение стоимости собственных средств
- Тема 6. Опыт экономических реформ в странах Юго-восточной Азии.
- 6.1 Китайская народная республика
- 6.2 Экономика Японии
- Тема 7. Методы оценки экономической эффективности инвестиций.
- 7.1 Общие положения оценки эффективности капитальных вложений
- 7.2 Основные показатели оценки эффективности
- 7.3 Простые методы оценки эффективности
- 7.4 Сравнительный анализ методов оценки экономической эффективности
- 7.5 Методика оценки эффективности капитальных вложений в условиях административной системы хозяйствования
- Тема 8. Источники финансирования инвестиционных проектов. Фундаментальный и технический анализ.
- 8.1 Методы оценки инвестиционных качеств финансовых инвестиций
- 8.2 Различные источники финансирования
- 8.2.1 Роль прибыли как источника финансирования инвестиций в условиях экономического спада
- 8.2.2 Возможности использования амортизационных отчислений как источника инвестирования
- 8.2.3 Собственные средства предприятий как основной источник инвестиционного подъема
- 8.2.4 Внешние источники финансирования инвестиций
- 8.2.5 Государственные инвестиции
- 8.2.6 Сбережения населения
- 8.2.7 Ресурсы кредитной системы
- 8.2.8 Прочие ресурсы
- 8.2.9 Иностранные инвестиции
- 8.2.9.1 Определение иностранных инвестиций в российском законодательстве
- 8.2.9.2 Способы мобилизации иностранных инвестиций
- 8.2.9.3 Текущее положение дел в Российской Федерации в рамках привлечения прямых иностранных инвестиций
- Тема 9. Учет рисков и инфляции при оценке эффективности инвестиций.
- 9.1 Общие положения
- 9.2 Соотношение риска и доходности
- 9.3 Классификация рисков инвестиционной деятельности
- 9.4 Процесс регулирования инвестиционных рисков
- 9.5 Идентификация рисков
- 9.6 Источники информации, необходимой для оценки рисков
- Оценка величины риска
- 9.7 Определение критериев и способов анализа рисков
- 9.8 Разработка мероприятий по снижению рисков
- 9.9 Мониторинг рисков
- 9.10 Ретроспективный анализ
- 9.11 Инфляция
- Тема 10. Проблемы определения горизонта расчета и нормы дисконта. Анализ чувствительности
- 10.1 Определение терминальной стоимости и рыночной стоимости компании
- 10.2 Методы определения нормы дисконта
- 10.3 Оценка риска инвестиционных проектов
- 10.3.1 Определение вероятностей исходов
- 10.3.2 Моделирование
- 10.3.3 Анализ чувствительности
- Тема 11. Химическая и топливная промышленность России.
- 11.1 Текущее состояние химической, нефтехимической и топливной промышленности в России
- 11.2 Инвестиционная программа развития нефтеперерабатывающей промышленности
- 11.3 Эффективность перехода на высокооктановое топливо
- Потребление моторных топлив
- 11.4 Сценарии развития нефтепереработки в России
- 11.5 Сравнительный анализ нефтеперерабатывающей промышленности России и сша
- Заключение
- Тестовые задания
- Список литературы
- Терминологический словарь