logo search
диплом2 / ОКСАНА КУРСОВАЯ

2.3 Контроль налоговых органов за производством и оборотом подакцизной продукции

Как сообщает Министерство финансов, в минувшем году на 106,1 процента выполнен план-прогноз поступления акцизных сборов. От  производства подакцизных видов товаров в бюджет поступило 21 808,8 миллиона тенге, при том что планировалось получение 20 559,03 миллиона.

К подакцизным товарам относятся все виды спирта и алкогольная продукция, нефть и нефтепродукты, табачные изделия. Кроме того, икра осетровых и лососевых рыб, товары и услуги непроизводственного характера, а это ювелирные изделия из золота, серебра и платины, огнестрельное и газовое оружие. Под это же понятие подпадают игорный бизнес и лотерея. Для усиления контроля и пресечения нелегального оборота в области производства подакцизной продукции в 2007 году разработаны и приняты пять постановлений Правительства по ставкам акцизов и акцизным маркам. Кроме того, на рассмотрение в Мажилис внесено три законопроекта: о государственном регулировании производства и оборота некоторых видов нефтепродуктов, о производстве и обороте табачных изделий, о регулировании выпуска алкогольной продукции.

В общей сумме акцизных поступлений 6 593,8 миллиона тенге значится по этиловому спирту и алкогольной продукции, 11 789,5 миллиона — по нефтепродуктам, 3 425,4 миллиона тенге получено по услугам непроизводственного характера.

Прогноз поступления акцизов в 2008 году увеличен на 1 823,6 миллиона тенге. Рост планируется получить по водке и водкам особым. В связи с этим считаем необходимым пересмотр акцизных ставок на некоторые виды продукции (по мнению специалистов департамента, это отрицательно не повлияет на объемы производства) и усиление контроля за работой акцизных постов. Инспекторы акцизных постов (из числа работников налоговых комитетов) обязаны контролировать объемы производства и реализацию подакцизной продукции. В их компетенцию входит проверка наличия лицензии на производство и продажу алкогольной продукции, правильности маркировки и применения ставок акцизного сбора. Кроме того, в 2008 году местные исполнительные органы получают право выдачи лицензий на реализацию алкогольной продукции. Контроль за деятельностью оптовиков-реализаторов также будет производиться на местах.

Надо сказать, что в результате передачи в налоговые органы территориальных управлений упраздненного Комитета по госконтролю над производством и оборотом подакцизной продукции понизился контроль за деятельностью лицензиатов. Уже не отслеживается выполнение лицензионных норм и правил технологического процесса, нет должного надзора за соблюдением условий хранения и оборота алкогольной продукции. Слабо координируется деятельность правоохранительных и других органов при контроле над производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. Поставленные перед налоговыми органами задачи сведены лишь к администрированию акцизов. Это может привести к потере достигнутых результатов. Думаю, что целенаправленная политика государственного регулирования, проверка технологии выработки водочной продукции, а также четкая координация действий центрального аппарата и его территориальных ведомств смогут пресечь нелегальный оборот, а к тому же не допустят бюджетных потерь.

     

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РК

3.1 Проблемы акцизного налогообложения в РК

Акцизное налогообложение является важным элементом в обложении расходов “имущих” слоев населения и в  регулировании некоторых отраслей экономики.

На протяжении последних 4-х лет прослеживается устойчивая тенденция роста поступления акцизов от алкогольной отрасли республики. Однако существует проблема некорректного составления прогноза по поступлениям. Так, основным, даже можно сказать единственным производителем коньяков и шампанского в республике является АО “Бахус” (г. Алматы). Однако прогнозные суммы по данным видам продукции были установлены и в других областях (ВКО, Кустанайская), где производство данных видов продукции вовсе отсутствует. Также необходимо сказать, что на выполнение прогноза оказывает влияние имеющаяся на лицевых счетах плательщиков недоимка по акцизам. По состоянию на конец года сумма недоимки по акцизам составила - 300, 4 млн. тенге.

При разработке прогноза Министерством финансов РК в расчетах учитывался 15 % прирост   объемов производства относительно 2006 года. Так, например, по Западно-Казахстанской области прогноз по акцизам на  текущий год установлен в сумме 138, 2 млн. тенге, однако в области всего 3 предприятия - производителя которые на протяжении 3-х последних лет испытывают финансовые трудности из-за отсутствия оборотных средств, соответственно объемы  производства из года в год падают. Загрузка производственных мощностей  соответствует лишь 9, 6 %, соответственно недовыполнение плана - прогноза по акцизам на 65, 2 млн. тенге. Аналогично по Восточно-Казахстанской области, где наблюдается   наибольший спад объемов производства по республике и соответственно поступления акцизов. Основные производители данного региона (АО “Адиль”, АО “Семипалатинский водочный завод”) сократили в текущем году объемы  производства ликероводочных изделий на 57, 4 %. Таким образом, план - прогноз был составлен простым перемножением соответствующих ставок акцизов и завышенных планируемых объемов, без учета специфики отрасли и изменений в законодательстве, которые заведомо уже показывали, что выполнение плана по сбору акцизов от алкогольной   отрасли, составленного Минфином, будет сорвано.

Как показывает практика, существует  нелегальный ввоз товаров, которыми  являются малые  производства, в виду.  Того, что они проигрывают в конкурентной борьбе большим производствам. Поэтому, пытаясь удержаться на алкогольном рынке, они вынуждены производить неучтенную продукцию. С целью “отсечения” подобного рода предприятий, установлены минимальные  объемы производства алкогольной продукции 50 тыс. дал в квартал. Производство минимального объема в квартал обеспечивает минимальную рентабельность нормально действующего предприятия. Многие оптовики при транспортировке спирта и алкогольной продукции по территории  республики, зачастую контролирующие органы задерживали грузы до выяснения законности его происхождения, на неопределенные сроки. Для беспрепятственной транспортировки и контроля за движением алкогольной продукции, а также в подтверждение легальности ее происхождения введены единые формы транспортных накладных на этиловый  спирт и алкогольную продукцию.

Существовавшая до прошлого года нормативная правовая база не  позволяла в должной мере осуществлять государственное регулирование и   контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. Начиная с 1991 года, был принят целый ряд нормативных правовых актов, которые в принципе не имели под собой законодательной основы, вследствие чего, как правило, не достигали желаемого результата. К примеру, без специального закона отсутствовала возможность установления запретов, ограничения в данной сфере, что приводило к двоякому толкования норм, уходу от ответственности, а зачастую просто игнорированию принимаемых актов. К таким примерам можно отнести  неудачную попытку запрета реализации алкогольной продукции на оптовых    рынках, базарах, коммерческих киосках, оборот подпольной продукции, в которых по сей день остаётся высоким и имеет тенденцию к росту. Практически выпал из сферы государственного регулирования такой важный  сектор экономики Республики Казахстан как розничная торговля алкогольной продукции.

Существовавшие нормативные акты безнадежно устарели и не могли в должной мере регулировать указанные отношения. Кроме того, не был определен орган, наделенный правом выдачи разрешений на розничную реализацию алкогольной продукции, как не было и самого понятия “розничная реализация”. Другими словами, необходимость принятия специального закона регулирующего алкогольную отрасль, назрела уже давно и была продиктована  государственной необходимостью.

Лица совершившие преступления и в отношении которых не  доказано причинение крупного ущерба оставались безнаказанными. В рамках намеченной стратегии, за прошедший год проведены    следующие мероприятия по пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции: при отсутствии жесткого контроля за объемами производства на  предприятиях, отдельные организации осуществляли выпуск неучтенной  продукции, разливая ее как правило в ночное время. Для предотвращения производства неучтенных объемов алкогольной продукции. Комитетом    проведена работа по установке приборов учета. В перспективе планируется проработать вопрос о возможности   внедрения на организациях принципиально новой системы, связанной с установкой на технологических линиях алкогольной продукции плотномеров.

В случае решение этой задачи появится возможность, перейти к системе начисления акцизов по фактическому содержанию алкоголя. Но, несмотря на многие успехи существует и много проблем так  ежедневное увеличение курса ЕВРО по отношению к тенге, несомненно  влекло за собой увеличение суммы акцизного налога на выпускаемую легальную продукцию, что в конечном итоге приводило к резкому удорожанию продукции, которая естественно становилась неконкурентоспособной по отношению к нелегальной. Поэтому в настоящее время все расчеты по купле - продаже товаров в республике осуществляются в национальной валюте - тенге, тогда как акцизный налог на производимую алкогольную продукцию. Курс тенге подвержен постоянным колебаниям по  отношению к курсу ЕВРО и у производителей алкогольной продукции возникали проблемы со сбытом продукции, так как исчисление акцизного налога производилось по курсу ЕВРО на день реализации.

Во избежание постоянного увеличения суммы акцизного налога в зависимости от колебаний курсов иностранных валют, установлены фиксированные ставки акцизного налога на алкогольную продукцию в национальной валюте. А так же принимается активное участие в работе по подготовке Казахстана по вступлению во Всемирную торговую организацию. Конечно, в ужесточении контроля за алкогольным рынком административными методами есть смысл. С другой стороны, было бы наивно надеяться на то, что чисто административные меры станут панацеей от всех бед.  Более ощутимый эффект могут дать экономические меры, в основном это касается изменения в налоговом законодательстве, в части налогообложения косвенными налогами. 

Принимая, что акцизы должны устанавливаться исходя из оценок таких параметров, как: конкурентоспособность легальной продукции по отношению к нелегальной; конкурентоспособность отечественной относительно импортной продукции; платежеспособность населения мы предлагаем рассмотреть следующие мероприятия:   введение зачетного механизма акциза со спирта при уплате акциза с  готовой алкогольной продукции;    

Касательно акцизов на водку и ликероводочную продукцию, то необходимо твердо придерживаться правила: пересматривать ставки не более 2 раз в  год с разрывом не менее 6 месяцев с тем, чтобы предприятия могли   планировать свою производственную деятельность.