logo search
Зияева Эльгиза

Проблемы малого и среднего бизнеса в кр

В настоящее время уровень развития малого и среднего предпринимательства в Кыргызстане еще далек от требований рыночной экономики. В статье анализируются проблемы, препятствующие становлению этого важнейшего сектора экономики Кыргызской Республики. Проводимая государством политика в отношении малого и среднего предпринимательства носит декларативный характер, предусматривает лишь "косметические" меры и не решается комплексно. Автор предлагает оптимизировать государственную политику с учетом комплекса политических, экономических, организационных и культурных проблем.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, бизнес, политические, экономические, организационные проблемы, налогообложение и налоговое администрирование, таможенная тарифная политика.

Как показывает мировой опыт, достаточно развитые малые и средние формы предпринимательства являются залогом и фундаментом социально-экономического благополучия страны, важнейшим фактором, влияющим на экономический рост и повышение благосостояния населения. В условиях экономического и политического кризиса необходимость для Кыргызской Республики развивать малое и среднее предпринимательство стала еще более очевидной. В Стратегии развития страны на 2009-2011 годы президент страны Курманбек Бакиев отмечает важность малого и среднего бизнеса для устойчивости экономического роста и необходимость создания благоприятного инвестиционного климата и вообще благоприятной бизнес-среды для его развития.(Специальный выпуск Администрации Президента Кыргызской Республики // Стратегия развития страны 2009-2011. Бишкек, 2009. - С. 36.

В настоящее время уровень развития малого и среднего предпринимательства в Кыргызстане еще далек от требований рыночной экономики. Он дает лишь немногим выше трети внутреннего валового продукта (ВВП), в нем 13,2% общей численности занятого населения, а в развитых странах этот сектор является основным работодателем и на него приходится 60-80% ВВП(Статистический сборник Национального статистического комитета Кыргызской Республики // Малое и среднее предпринимательство в КР 2003-2007. Бишкек, 2008. - С. 7.). Наличие многих нерешенных проблем в становлении этого сектора экономики отмечалось в ходе различных независимых исследований по линии проектов международных организаций (Всемирный банк, ПРООН, ТАСИС, ЮСАИД, ЕБРР, Хельветас) и ряда местных консалтинговых компаний (М-вектор, Эксперт, Марка аудит, Эль Групп). Наиболее значительными являются исследования "Определение нужд и потребностей бенефициариев программы ПРООН по сокращению бедности в области малого и среднего бизнеса для развития доходоприносящей деятельности" и "Национальный опрос мнения предпринимателей Кыргызстана" при поддержке Программы ТАСИС "Развитие МСБ", проведенные в 2004-2005 годах. С тех пор прошло несколько лет, но полученные результаты не потеряли своей актуальности. Согласно этим исследованиям, основная часть нынешних трудностей и препятствий на пути развития малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике лежит за рамками самой сферы малого и среднего предпринимательства. Можно назвать целый ряд проблем, характерных и для экономики в целом: нестабильность и неадекватность законодательной базы государственного регулирования, налоговый прессинг и усложненность систем налогообложения, недостаток навыков ведения бизнеса, отсталость технологий и отсутствие инноваций, нехватка квалифицированных кадров, высокая себестоимость продукта бизнеса, ограниченные возможности финансирования, усиление конкуренции со стороны монополистических структур, падение покупательной способности населения, коррупция и произвол со стороны государственных служащих, усиление давления криминальных структур и многие другие.

Для развития предпринимательства малых и средних форм в Кыргызской Республике предстоит решить комплекс сложных проблем политического, экономического, организационного и культурного контента.

Во-первых, политические проблемы (барьеры), негативно влияющие на предпринимательский климат, являются главным препятствием для развития сектора малого и среднего предпринимательства. Широкий круг проблем государственного стратегического планирования и управления сектором, нестабильность правовых норм и деструктивное влияние правовой среды, рост коррупции, теневой экономики и преступности, связанной с предпринимательской деятельностью, прогрессирующее социальное расслоение исключают образование в Кыргызстане достаточно многочисленного среднего класса. Политическая нестабильность в целом не позволяет ему нормально развиваться и в частности негативно влияет на транспарентность бизнес- процессов.

Политические проблемы малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике:

отсутствие или слабо разработанная государственная стратегия развития сектора МСП;

слабость экономического законодательства, медленный прогресс законодательных реформ, касающихся МСП, нестабильность юридических норм и неисполнение законов;

отсутствие или расплывчатость законодательства, регулирующего права собственности и процедур банкротства;

деструктивно высокие ставки налогов, таможенных сборов и других видов выплат;

различные формы прямого и косвенного вмешательства в деятельность МСП, в некоторых случаях насилие со стороны сотрудников официальных органов и местных администраций.

высокий уровень бюрократизма и трудности преодоления предпринимателями бюрократических преград; различные формы коррупции и рост теневой экономики;

влияние криминальных структур на деятельность МСП; общий социально-экономический дисбаланс и вытекающая из этого депрессия бизнес-среды; изменчивость политической ситуации; отсутствие стимулов развития малого и среднего бизнеса; недостаток инициатив и программ по развитию МСП.

Политически или институционально малый и средний бизнес в Кыргызстане остается недостаточно защищенным. Слабо разработанная общая стратегия МСП, антистимулирующая политика и сложные бюрократические инструкции, унаследованные от прошлого, медленный прогресс в правовой реформе в области собственности и банкротства, отсутствие надежного правового (в том числе судебного) обеспечения, региональный экономический дисбаланс создают для предпринимателей непривлекательные условия ведения бизнеса. Двусмысленность положений законодательства позволяет государственным органам использовать самые разные формы воздействия на бизнес и побуждает предпринимателей к уходу в теневой бизнес.

Согласно данным американского журнала Forbes, Кыргызстан по масштабам коррупции находится на 4-м месте в мире после Чада, Зимбабве и Камбоджи. По данным Transparency International, Кыргызстан в мировом рейтинге коррупции занимает 166-е место из 180-ти, поравнявшись с Узбекистаном и Туркменистаном.(Материалы информационного агентства И А "24. kg http:// www. 24.kg/economics/2009/03/25/110033.html) Практика "крышевания" со стороны отдельных представителей государственных органов имеет широкое распространение. По мнению предпринимателей, наиболее коррумпированы следующие государственные надзорные, фискальные, силовые и правоохранительные органы: Государственный комитет по налогам и сборам, Санитарно-эпидемиологическая служба, Противопожарная служба, Архитектурно-строительный надзор, Государственный таможенный комитет, Госрегистр, Социальный фонд, Финансовая полиция, Управление МВД по борьбе с экономическими преступлениями, участковые инспекторы милиции.

Обеспечение безопасности бизнеса сопряжено с неизбежными дополнительными издержками в добровольно-принудительном порядке и может обойтись предпринимателю до 20% доходов. Но сумма может существенно возрастать, если в дополнение к обеспечению безопасности государственные служащие вкладывают в дело свой капитал.(Отчет "Национальный опрос мнения предпринимателей Кыргызстана" в рамках Программы ТАСИС "Развитие МСБ". Бишкек, 2006. - С. 78-89.)

Во-вторых, экономические проблемы (барьеры) порождены недостатками государственной экономической политики, определяющей основные параметры макроэкономической среды. Экономическая ситуация в Кыргызской Республике, весьма далекая от стабильности, является ограничивающим фактором развития малого и среднего бизнеса.

Экономические проблемы малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике:

общая макроэкономическая нестабильность, включая инфляцию, высокий уровень безработицы и снижение доходов населения; разрушенная или слабо развитая рыночная инфраструктура экономики; дефицит или ограниченность бюджета государства; низкая конвертируемость национальной валюты; несовершенство налоговой системы и непомерный налоговый пресс;

высокие таможенные тарифы и пошлины; слабо развитая финансовая инфраструктура и неэффективное финансово-кредитное обеспечение; ограниченность финансовых ресурсов и выгодных кредитных источников; жесткие условия доступа к кредитам, вследствие высокой процентной ставки, короткого срока выплат, непомерных обязательств и др.;

отсутствие интереса коммерческих банков к предприятиям малых форм; отсутствие развитого сектора страхования; ограниченность информации по кредитным источникам;

недостаточно эффективное использование кредитов; старение и износ преобладающей части основных фондов и низкая инвестиционная активность, особенно в производственной сфере;

ограниченный доступ малых и средних предприятий к использованию государственного и муниципального имущества; отсутствие транспарентности экономической системы и равных возможностей; слабое развитие механизмов регулирования рынка, доминирование монополистических структур и отсутствие реальной конкурентной среды;

изолированность национальной экономики от внешней международной среды и потенциальных партнеров; рост экономической преступности и коррупции и др.

Несмотря на предпринимаемые государством меры по совершенствованию налогового законодательства, все еще тяжелым остается налоговый пресс на предпринимательскую деятельность. Многочисленные нормативные акты и их многократные изменения не дают возможности предприятиям избежать сложностей и ошибок при налогообложении и налоговом администрировании. Перечень налоговых льгот крайне ограничен, их позитивное воздействие на развитие малых и средних предприятий минимально. В нынешней ситуации, когда налогообложение регулируется несколькими сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники фискальных органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.

Сегодняшняя налоговая система разрабатывалась в сжатые сроки и уже по этой причине не могла стать совершенной. По мнению председателя правления Палаты налоговых консультантов Т. Ким: "Введение нового Налогового кодекса не принесло ничего, кроме разочарования, лишнего обременения налоговыми обязательствами, очередного подрыва доверия к государственной власти".(Т. Ким "Как начал работать новый Налоговый кодекс: ожидания и реалии". Отчет Правления Палаты налоговых консультантов. Бишкек, 2009. - С. 8.)

В сфере таможенной политики проблемой являются не только непрозрачные тарифы и необоснованные поборы, но и не функционирующий таможенный союз между Кыргызстаном, Белоруссией, Россией и Казахстаном (на долю этих стран приходится основной объем внешнеэкономической деятельности сектора МСП).

Недостаток оборотных средств, связанные с ним проблемы материально-ресурсного обеспечения и затрудненный доступ к финансовым ресурсам существенно снижают предпринимательскую активность населения, не дают стимула к развитию малого и среднего предпринимательства. В настоящее время банковский капитал не работает на рынке малого и среднего предпринимательства, так как у таких предпринимателей нет достаточного ликвидного залогового обеспечения, при этом незначительный размер кредита увеличивает издержки банка. В результате банки кредитуют под очень высокий процент, значительный объем залога или поручительства третьих лиц. Инфляционные колебания обменного курса, изменения в конъюнктуре рынка, политические и экономические кризисы в стране повышают риск кредитования малого и среднего бизнеса. Это ограничивает возможности малых и средних предприятий по укреплению финансовой базы для развития. Реальной альтернативой банковскому финансированию фонды поддержки малого и среднего предпринимательства так и не стали, в том числе ЗАО "Фонд поддержки предпринимательства" при правительстве Кыргызской Республики.

Рынок ценных бумаг в республике пока еще слабо функционирует. Акции из-за их практической неликвидности не стали источниками средств для предпринимателей. Слабо развиты в республике и инвестиционные фонды, уставной капитал которых не достаточен для финансирования предпринимательских структур. Привлекаемые в республику иностранные инвестиции преимущественно идут на реализацию крупномасштабных проектов.

Усложненный порядок оформления аренды и выкупа помещений, процедуры регистрации прав на нежилые помещения, связанные с большими временными и материальными затратами, сдерживают предпринимательскую активность.

Доминирование монополистических структур в некоторых сегментах товарных рынков и рынков услуг, монополизация факторов производства и каналов движения товаров закрывает для предпринимателей перспективы роста и развития.

Инфраструктура экономики находится на стадии становления и не в полной мере отвечает потребностям бизнеса. К примеру, деловые взаимоотношения предприятий со своими поставщиками и клиентами затруднены преимущественно из-за транспортных, коммуникационных и других логистических проблем. Региональная дифференциация экономики и внутреннего рынка вследствие недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов создает неравные условия для развития малых и средних предприятий в регионах.

В-третьих, организационные проблемы (барьеры) внутри предприятий и во внешней среде негативно воздействуют на эффективность функционирования малых и средних предприятий. Внутренние организационные барьеры нарушают технологические параметры ведения деловой активности, внешние усложняют взаимоотношения с окружающей средой бизнеса. Внутренние проблемы маркетинга, менеджмента, технологий и обеспечения рыночной конкурентоспособности обусловливаются целым рядом ошибок и просчетов, допускаемых самими предпринимателями, руководителями или менеджерами субъектов малого и среднего предпринимательства. Внутренние организационные проблемы малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике:

ограниченное понимание сущности рыночной экономики и принципов ведения бизнеса, включая вопросы менеджмента, маркетинга, финансов, бухгалтерского учета, рыночного прогнозирования и в целом бизнес-планирования; недостаток опыта самостоятельной предпринимательской деятельности в условиях конкурентного рынка без государственной или другой альтернативной поддержки; ограниченные возможности активного поведения на рынке и продвижения собственного продукта; неспособность создавать новые продукты бизнеса и генерировать идеи; недостаток креативности и инновативности владельцев или управленцев бизнеса; ведение бизнеса в таких рыночных форматах, как услуги, торговля и, весьма ограниченно, в производстве; слабое взаимодействие крупного и малого и среднего бизнеса по развитию производственной кооперации, субконтрактинга; страх перед нововведениями и принятием связанных с ними рисков; трудности внедрения новых технологий, ноу-хау и инвестиций вследствие общей экономической и политической нестабильности;

недостатки в управлении и организации труда из-за ограниченности слоя квалифицированных менеджеров; низкий уровень информационно-маркетингового обеспечения и инфраструктуры;

весьма редкое повышение квалификации и как следствие - слабость кадрового потенциала по ключевым специализациям компаний; отсутствие опыта анализа и прогнозирования информационных данных; отсутствие опыта и знаний для определения устойчивости бизнес-проекта и партнеров по бизнесу.

Слабое изучение рынка, малая известность предприятий, отсутствие репутации бизнеса, слабая реклама, сезонность спроса, недостаточная оценка потенциального объема продаж, доли рынка, проблемы сатисфакции клиентов характеризуют отсутствие или слабость маркетинговой деятельности. Другая проблема маркетинга малого и среднего бизнеса состоит в сложности доступа к современным маркетинговым технологиям и ограниченности маркетинговых средств и возможностей по сравнению с крупными предпринимательскими структурами.

Проблемы менеджмента малых и средних предприятий обусловлены относительно низким уровнем образования и профессиональных навыков предпринимателей, руководителей или менеджеров, которые не в полной мере имеют представление о принципах и практике современного бизнес-менеджмента. Большинство из них пришли в бизнес с небольшим опытом в области продаж или производства. Соответственно, низкое качество реализации собственных коммерческих проектов.

Технологии, используемые субъектами малого и среднего предпринимательства, не эффективны и в большинстве случаев устарели. Традиционно некоторые МСП не доверяют новым технологиям, другие не могут себе их позволить. Также актуальной причиной ограниченности технологий является общая промышленная отсталость страны и отсутствие суб-контрактинга, взаимодействия с крупными предприятиями. Крупные заказчики часто мотивируют свое нежелание работать в кооперации с малыми и средними предприятиями из-за невысокого качества их продукции. Из-за этого образовался разрыв между потребностями расширяющих производство крупных предприятий в получении готовых комплектующих и возможностями малых и средних предприятий удовлетворить этот спрос.

Недостаточно реальная оценка позиций конкурентов, их преимуществ и недостатков делают низкой рыночную конкурентоспособность субъектов малого и среднего предпринимательства.

Другая группа организационных барьеров в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства обусловлена исключительно воздействием факторов внешней среды. Трудности в процессе осуществления предпринимательской деятельности связаны со сложностью разрешительной системы, размытостью компетенции государственных органов, регулирующих вопросы малого и среднего предпринимательства, слабостью судебной системы, регулирующей споры между участниками бизнес-процессов, недостаточностью услуг по поддержке бизнеса и ограниченностью доступа к международному бизнес-сообществу.

Внешние организационные проблемы малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике:

громоздкая и дорогая разрешительная система;

нечетко обозначенные компетенции государственных органов относительно управления и поддержки сектора МСП;

недостаточно развитая система независимых судов, регулирующих споры между участниками бизнес-процессов; отсутствие или недоступность услуг по поддержке малых и средних предприятий; ограниченность или недоступность информационного обеспечения, консалтинга и специализированных обучений для усовершенствования управленческих, технических и финансовых навыков предпринимателей;

отсутствие эффективных и доступных средств коммуникации для внутреннего и международного пользования; отсутствие или ограниченность доступа к продуктам международного бизнеса, участию в выставках, инвестиционных форумах и других бизнес-мероприятиях и т.д.

В-четвертых, проблемы (барьеры), касающиеся социально-культурных аспектов осуществления предпринимательской деятельности малых и средних размеров. Постсоветское мышление наложило заметный отпечаток на восприятие бизнеса: он воспринимается как способ получения дохода нечестным путем и ведение теневой деятельности. Население считает невозможным начать собственный бизнес без первоначального капитала, благосостояния и связей, наработанных в прошлом. Особенно в условиях кризиса, несмотря на необходимость активизироваться посредством предпринимательства, большинство населения не способно перестроиться и не воспринимает предпринимательство иначе, чем банальную спекуляцию и криминал. Долгое нахождение под опекой государства, изоляция от мирового сообщества сформировали определенный "совковый" менталитет и породили у большинства боязнь самостоятельно принимать решения и идти на риски с вытекающей отсюда ответственностью.

Культурные проблемы малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике:

недостаток современного понимания обществом философии рынка и бизнес-отношений, роли бизнесменов и ориентации на самообеспечение без государственных субсидий;

негативное отношение к предпринимателям со стороны населения и другие рамочные условия;

низкий уровень культуры предпринимательской деятельности в целом;

страх и неуверенность в предпринимательской деятельности;

культурно-психологический шок от постсоветских свобод ведения предпринимательской деятельности;

национально-культурные особенности ведения бизнеса (негативное влияние семейных отношений и ценностей, отсутствие этики ведения бизнеса и другие).

До преодоления вышеотмеченных препятствий сектор малого и среднего предпринимательства не способен максимизировать свой вклад в развитие экономики Кыргызстана. Однако оказать поддержку малым и средним предприятиям в решении их проблем не легко. С одной стороны, предприниматели не всегда способны понимать свои проблемы и обратиться за внешней помощью по различным индивидуальным причинам. С другой стороны, правительственные программы не в полной мере отвечают нуждам предпринимателей и, как правило, ограничены в ресурсах. Более того, предпринимательское сообщество считает, что государство знает о наличии проблем, но реально не заинтересовано в их преодолении или действует неэффективно.

Очевиден факт, что в республике все еще нет достаточно действенной государственной программы по развитию предпринимательства, которая могла бы обеспечить эффективную систему государственной защиты и правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Проводимая государством политика в отношении малого и среднего предпринимательства носит декларативный характер, предусматривает "косметические" и непоследовательные меры, которые не могут обеспечить положительный перелом в развитии этого сектора экономики. Для решения проблем и усиления сектора малого и среднего предпринимательства необходимо оптимизировать государственную политику, усовершенствовать инфраструктуру бизнеса и создать условия, стимулирующие развитие предпринимательства, формирующие соответствующую культуру и мировоззрение населения и поднимающие престиж предпринимательства в обществе.