logo search
Вопросы и ответы к аккредитации_Финансы и финан

Прибыль, рентабельность организации

Прибыль – это положительный финансовый результат деятельности предприятия, выявляемый в результате сопоставления доходов, полученных предприятием, с расходами, которые обеспечили этот доход.

Общая прибыль организации отражает всю совокупность экономических выгод, полученных им от различных видов деятельности за определенный период и включает (классификация по видам деятельности): ОП = Пр. + По. + Пв.

Где: Пр. - прибыль от реализации продукции, работ и услуг; По – операционные доходы за вычетом расходов; Пв – внереализационные доходы за вычетом расходов

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг – это разница между выручкой от реализации в отпускных ценах (за вычетом косвенных налогов в установленной последовательности) и полными затратами на их производство и реализацию.

Чистая прибыль – это та часть общей прибыли, которая остается после уплаты налогов.

Рентабельность - это относи­тельный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень эффективности (прибыльности) хозяйственно-финансовой деятельности организации относительно определен­ной базы. Он характеризует уровень отдачи затрат и степень использования материальных, трудовых и денежных средств в процессе производства и реализации продукции.

Рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С): Рпрод= П / С.

Показатель рентабельности продукции характеризует окупаемость затрат, получение прибыли на единицу затрат; позволяет планировать прибыль, цены. Применяется при контроле за прибыльностью как всей продукции, так и отдельных ее видов, при внедрении новых изделий.

Показатель рентабельности продаж - характеризует процентное соотношение прибыли от реализации (Пр) и выручки от реализации продукции (работ, услуг) в ценах без косвенных налогов (В), которая рассчитывается по следующей формуле: R = Прп/В,

Показатель рентабельности продаж характеризует доходность основной деятельности. Применяется для контроля за ценами, себестоимостью продукции, объемом реализации. Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соот­ветственно снижение затрат на единицу продукции. Именно с помощью этого показателя организация может принять реше­ние по поводу выбора пути увеличения прибыли: или снижать себестоимость, или увеличивать объем производства.

Рентабель­ность активов (или инвестиций): Он отражает эффективность вложенных в организацию денежных средств R=П/ Аср где R - рентабельность активов; П - при­быль организации (может использоваться прибыль от реализа­ции, валовая или чистая); Аср - средняя величина активов (иму­щества) предприятия за определенный период.

Рента­бельность акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых организацией, - собственных средств: R=ЧП/СК, где СК - средняя величина собственного капитала пред­приятия за определенный период.