60. Стратегия и тактика ценовой политики
Цена играет центральную роль в системе рыночного механизма и является объективной экономической категорией, т.е. ин-струментом, функционирующим только на основе экономических законов. В любом обществе цена отражает действующую модель управления экономикой, являясь ее производной.
В условиях рынка преобладает децентрализованное ценообразование. Рыночной модели соответствуют в основном цены, формируемые на основе спроса и предложения. В этом случае полностью отсутствует директивное союзное планирование. Основным регулятором является рынок, утверждение цен отсутствует. Базой становятся мировые цены.
Формирование цен осуществляется на уровне предприятия (фирмы)-изготовителя, а согласование их с заказчиком (потребителем) осуществляется в момент заключения с ним прямого договора или в момент акта купли-продажи. При свободных ценах избыток(недостаток) доходов сразу отражается на уровне цен, происходит перераспределение доходов, изменяются направления инвестиций и таким образом восстанавливается равновесие в экономике.
Однако в условиях высокой концентрации, специализации производства, когда преобладает монополизм производителя, на свободное ценообразование прямо или косвенно оказывает регулирующие воздействие государство. Ценовая политика фирмы представляет собой важный элемент общей стратегии фирмы, непосредственно входит в такой крупный ее раздел, как рыночная стратегия. Она сочетает в себе как стратегические, так и тактические элементы. В наиболее общем виде она может быть определена как деятельность руководства фирмы по установлению, поддержанию и изме-нению цен на производимые товары, осуществляемая в русле общей стратегии фирмы и направленная на достижение целей и задач последней. Здесь необходимо отметить роль маркетинга. Организация работы предприятия с ориентацией на рыночный спрос называется маркетингом. Маркетинг возник как способ удовлетворения естественной потребности предприятия в финансовой стабильности.
Маркетинг включает в себя анализ рынка сбыта, выявление и количественное определение потребностей потенциальных покупателей, классификацию потребителей по уровню требований к потребительским свойствам и цене продукции, формирование ассортиментной политики, разработку, постановку на производство, организацию и обеспечение производства продукции в требуемом ассортименте и требуемого качества, организацию рекламы и сбыта продукции, регулирование цен, обеспечение сервисного обслуживания изделий в процессе их эксплуатации. Стратегические аспекты ценовой политики включают договорные мероприятия по установлению и изменению цен. Они направлены на регулирование деятельности всей производственной и товаропроводящей сети фирмы и поддержание конкурентоспособности производимых товаров и услуг в соответствии с целями и задачами общей стратегии фирмы. Тактические аспекты ценовой политики включают мероприятия краткосрочного и разового характера. Они направлены на устранение деформации в деятельности производственных подразделений и товаропроводящей сети, возникающих вследствие непредвиденных изменений цен на рынке и (или) поведения конкурентов, ошибок управленческого персонала и могут иногда идти вразрез со стратегическими целями фирмы.
Проведение фирмой правильной ценовой политики в условиях перехода к рынку предполагает осуществление трехуровневого экономического анализа. Какие эти три уровня? Во-первых, на уровне экономики в целом, во-вторых, на уровне отрасли и, в третьих, на уровне предприятия (фирмы). Такой анализ дает возможность руководителям предприятия правильно ориентироваться в рыночной конъюнктуре пространственно и во времени.
Анализ на уровне экономики в целом предлагает для успешного проведения политики цен тщательное изучение прежде всего внешних факторов по отношению к фирме. Это - действующие принципы ценообразования, налогообложения, порядок отнесения затрат на себестоимость, принципы распределения прибыли и принятые законы по этим вопросам. Обязательным является изучение и знание уровней цен и ценовой ситуации на региональных рынках. Кроме того, большое воздействие на цены оказывает место реализации товара, различие хозяйственных связей и др.
Поэтому необходимо постоянно иметь информацию о том, что происходит в экономике в целом, какие в ближайшей перспективе могут быть приняты законы, с какими странами могут возникать в перспективе устойчивые экономические связи, в каком направлении будет развиваться экономическая ситуация, какие экономические законы действуют в этих странах. Для правильного прогнозирования цен необходимо также изучение динамики цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и т.д.
На отраслевом уровне анализа осуществляется детальный прогноз возможных рынков сбыта товара, определяются предполагаемые покупатели и конкуренты. На этом этапе устанавливаются допустимые для пред приятия цены на товар для различных конкретных покупателей.
Проведение фирмой правильной ценовой политики на уровне предприятия предполагает организацию получения и анализа информации по следующим вопросам:
возможность повышения фирмой качества выпускаемых товаров; состояние и прогнозирование спроса;
данные о ценах на потребляемую и реализуемую продукцию;
изыскание резервов для снижения издержек;
прогнозирование цен на товары, выпускаемые предприятием или фирмой и данные о ценах на такие же товары и у пред-приятий (фирм)-конкурентов;
анализ динамики и структуры цен;
данные о декларировании цен предприятиями-монополистами;
изучение эластичности спроса на товары, изготовляемые предприятием, его структуры и динамики;
прогнозирование внутренних рынков сбыта и потенциальных конкурентов;
изучение биржевых цен;
анализ цен внешней торговли и внешних рынков сбыта.
Избираемые фирмой стратегические формы ценовой политики и варианты ее осуществления непосредственно вытекают из проводимой ею рыночной стратегии. В зависимости от применяемой комбинации вариантов рыночной стратегии избирается конкретная форма осуществления ценовой политики или соответствующая комбинация таких форм.
Вот некоторые формы ценовой политики:
добиваться такого уровня цен, верхний предел которого обеспечивал бы фирме максимальную прибыль;
обеспечивать фирме «нормальную прибыль» (возмещение издержек производства плюс средняя норма прибыли);
вести политику «ценовой» конкуренции;
осуществлять политику «ценовой» конкуренции;
устанавливать цены на уровне «лидера» или цен конкурентов;
обеспечивать «престижные» цены, особо подчеркивая высокое качество товара;
поддерживать с помощью цен определенный процент прибыли;
регулировать цены, обеспечивающие стабильность объемов и номенклатуры продукции;
добиваться стабильности цен и прибыли путем маневрирования издержками производства;
устанавливать цены с целью вытеснения конкурентов с внутреннего и мирового рынка.
устанавливать низкие цены с целью проникновения на рынок. Фирмам необходимо иметь отработанную методику установления исходной цены на свои товары.
61. Ценовая политика и государственное регулирование цен Ценовая политика состоит в регулировании цен на важнейшие (первой необходимости) товары и услуги и на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности.
В этих условиях государственное регулирование в области цен обычно преследует следующие цели:
1. Затормозить инфляционный рост цен в результате обесценения денег в военный период, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг.
2. Достигнуть необходимых соотношений в развитии производства.
3. Затруднить рост заработной платы, увеличивающейся пропорционально росту цен.
4. Субсидировать производство, находящееся под контролем государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельское хозяйство), содействовать внешнеэкономической деятельности.
5. Мобилизовать бюджетные средства, необходимые для проведения социально-экономических мероприятий.
Некоторые экономисты утверждают, что регулирование цен со стороны государства в условиях рынка недопустимо. Однако опыт стран с рыночной экономикой убедительно показывает, что государство не устранялось и не устраняется от контроля за ценами на внутреннем рынке, но решает эти задачи методами, присущими рыночному механизму.
Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и (или) антиинфляционный характер.
Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей, в том, чтобы создать нормальную конкуренцию, способствующую внедрению в производство достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми – путем установления определенных правил ценообразования, так и косвенными – через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение и др.
Различают методы прямого и косвенного регулирования цен (рис. 1).
При прямых методах регулирования цен государство непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, или другими аналогичными методами.
К косвенным методам регулирования цен относятся регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.
Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен государством.
- 31.Назначение федеральной налоговой службы в реализации налоговой политики
- 32.Организация государственного финансового контроля
- 33.Виды финансового контроля
- 35.Методы финансового планирования
- 38.Система государственного аудита(опыт зарубежных стран)
- 39.Управление государственными финансами в зарубежных странах(на примере одной из стран)
- 41. Финансовая политика коммерческих организаций: цель, задачи, субъект и объект.
- 42. Финансовая политика некоммерческих организаций: цель, задачи, субъект и объект.
- 43. Информационное обеспечение финансовой политики предприятия.
- 44. Финансовый механизм организации: сущность, структура
- 45. Финансовая тактика и стратегия организации
- 46. Основы организации финансового планирования
- 47. Назначение финансового планирования в организации
- 48. Управление инвестиционными ресурсами предприятия
- 49. Основные этапы разработки и реализации инвестиционной стратегии организации
- 50. Содержание и типы инвестиционной политики предприятия
- 51. Амортизация как источник расширенного воспроизводства
- 52. Методы амортизации внеоборотных активов предприятия
- 53. Амортизационная политика предприятия
- 54. Дивидендная политика и возможность её выбора
- 55. Типы дивидендной политики
- 56. Теоретические подходы формирования оптимальной дивидендной политики
- 57. Содержание и задачи эмиссионной политики предприятия
- 58. Особенности и организация эмиссии акций и облигаций
- 59. Значение ценовой политики предприятия
- 60. Стратегия и тактика ценовой политики