logo search
Lektsii_po_finansam

2. Природа и функции налогов

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги.

Налоги представляют собой обязательные, безвозмездные и невозвратные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в целях проведения государственной политики.

Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появлению государства.

Государство без налогов существовать не может, поскольку они являются главным методом мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание.

Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т.е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Они становятся собственностью государства и используются для военно-политических и социально-экономических мероприятий.

Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления.

Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Эти налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Налоги - не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налог выражают и общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т.е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют две функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Фискальная функция налогов создаст объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. она обусловливает регулирующую функцию.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. С расширением обложения доходов главными налоговыми объектами становятся доходы населения и прибыль предприятий, а главными субъектами - физические и юридические лица. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи.

Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

Во-первых, налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать производству или тормозить его.

Во-вторых, размер налогов определяет уровень оплаты труда, так как она включает налоговые платежи.

В-третьих, от налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг. Данное соотношение является для предпринимателей определяющим в процессе использования или реализации производственных мощностей.

Налоги и их функции отражают базисные отношения, которые используются государством в налоговой политике через широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, способов обложения, льгот и т.п.), составляющих налоговый механизм.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением.

Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Эффективность использования налогового механизма зависит от того, как государство учитывает внутреннюю сущность налогов, законы их движения, противоречивость.

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства. Она находится в постоянном движении и зависит от экономической политики государства.

Послевоенные годы характеризуются постоянным пересмотром налоговой политики и налогового механизма в соответствии с новыми экономическими концепциями. Это касается как зарубежных стран, так и нашего государства.

Можно назвать следующие принципы пересмотра налогообложения: