logo search
Лекции по финансам

Понятие бюджетного планирования, бюджетного процесса, основы и принципы его организации методы его финансирования в России

Бюджетное планирование — важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Экономическая сущность такого планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявление резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Принципы бюджетного планирования:

- регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;

- адресный и целевой характер направления бюджетных средств;

- непрерывность планирования годового бюджета;

- стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет);

- балансовый метод.

Бюджетное планирование осуществляется органами государственной власти и управления.

Бюджетное планирование включает бюджетный процесс как порядок составления и исполнения бюджетов разного уровня, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов страны. Основы бюджетного планирования определяются Конституцией и законами страны.

Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных/местных бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

- составление проекта бюджета;

- рассмотрение и утверждение бюджета;

- исполнение бюджета;

-составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отражением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

Задачи бюджетного процесса:

- максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к сбалансированному рынку;

- определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

- установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;

- согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

- сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

- осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;

- повышение роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования), что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;

- усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;

- автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.

Принципы организации бюджетного процесса:

- единство — единая правовая база, единая бюджетная классификация, единство форм бюджетной документации, необходимое для статистической и бюджетной информации при составлении консолидированного бюджета РФ и территорий, единство денежной системы;

- самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти — обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования;

- балансовый метод — установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также между натуральными и финансовыми показателями. Это должно создать устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств между сферами хозяйства, экономическими регионами. Важное его условие — соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов. Этот принцип — главная цель всей финансовой политики.

Правительство РФ организует разработку прогнозов экономического и социального развития страны, важнейших федеральных программ. Под руководством Правительства осуществляются составление проекта федерального бюджета РФ, рассмотрение, контроль и анализ отчета о его исполнении. Исполнительные органы субъектов Федерации и местные исполнительные органы составляют, рассматривают и контролируют исполнение соответствующих бюджетов.

Министерство финансов РФ и его финансовые органы проводят организационную, методическую и практическую работу по составлению и исполнению федерального бюджета, региональных и местных бюджетов, а также консолидированного бюджета РФ, который включает все бюджеты.

Государственная налоговая служба РФ и налоговые инспекции осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, установленных налоговым законодательством, а также представляют в Министерство финансов РФ необходимую информацию о налоговых поступлениях в бюджеты. Государственный таможенный комитет выполняет те же функции, что и Государственная налоговая служба и ее органы в отношении таможенных пошлин.

Составление проекта бюджета осуществляется исполнительными органами власти. Ему предшествует разработка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России (СФБ). В денежной форме он выражает социально-экономическое развитие страны, позволяет полнее анализировать движение стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать все финансовые ресурсы, определяя их объем и направление использования.

Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится Министерством финансов РФ и его финансовыми органами, а также налоговыми и таможенными органами. При составлении бюджетов на предстоящий год используются разные методы:

1) метод экономического анализа — определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий год, выявляя причины отклонения;

2) нормативный метод, в основе которого лежит норма определенной статьи расхода. Умножением натуральной единицы на норму устанавливается общая сумма расхода;

3) экстраполяционный метод — определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предыдущие годы и распространяет полученные суммы на будущий год.

Правительство РФ организует работу по доведению до представительных и исполнительных органов субъектов Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджета на следующий финансовый год, в том числе централизованно установленных социальных и финансовых нормах или их изменениях. Кроме того, в письме разработаны данные о:

- проектируемых нормативах (процентах) отчислений от регулирующих доходов и принятых в их расчет сумм контингентов этих доходов;

- дотациях и субвенциях, намечаемых к предоставлению из федерального бюджета РФ, и их целевом назначении;

- перечне и фиксированных долях (в процентах) доходов, закрепленных за бюджетами субъектов Федерации;

- перечне расходов, передаваемых из федерального бюджета РФ.

Данные по аналогичным показателям сообщаются вышестоящими исполнительными органами власти непосредственно нижестоящим представительным и исполнительным органам власти в установленные соответствующими вышестоящими органами власти сроки, обеспечивающие утверждение бюджетов до начала финансового года. Для полного учета всех финансовых ресурсов, а также определения средней финансовой обеспеченности исполнительный орган власти субъектов Федерации вправе составлять территориальный сводный финансовый баланс. Предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, расположенные на соответствующей территории, включая налоговые службы и органы статистики, по запросам исполнительных органов обязаны безвозмездно представлять им сведения, необходимые для составления этих балансов.

В ходе составления проектов бюджетов много времени уходит на согласование доходов и расходов между исполнительными органами власти и финансовыми и налоговыми органами.

Составленный и согласованный проект федерального бюджета РФ Правительство РФ до 1 октября вносит на рассмотрение в Государственную Думу.

Вместе с проектом Федерального закона “О федеральном бюджете” Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, а также предложения о повышении минимального размера пенсий и минимального размера оплаты труда.

Проект федерального бюджета и указанные документы, полученные Советом Государственной Думы, направляются в его Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения. На основании заключения Комитет решает вопрос о принятии проекта федерального закона “О федеральном бюджете” к рассмотрению в Государственной Думе. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату на заключение.

Комитеты, утвержденные Советом Государственной Думы, ответственны за рассмотрение отдельных разделов и подразделов расходов с точки зрения целесообразности, актуальности финансовой и материальной возможностей. Результаты анализа и заключения по каждому комитету направляются в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, который является единственным специализированным бюджетно-финансовым комитетом с огромным объемом работы по всем перечисленным в его названии вопросам. В то же время, как и в развитых странах, внутри парламента действует множество дифференцированных бюджетно-налоговых комиссий и комитетов (в США, например, 27 подразделений Конгресса занимаются вопросами рассмотрения бюджета), детально анализирующих конкретные проблемы.

Получив заключение от каждого комитета, Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам составляет сводное заключение по проекту федерального бюджета и представляет его на рассмотрение в Государственную Думу, которая начинает рассмотрение бюджета в нескольких чтениях (например бюджета на 1997 г. в четырех чтениях). При необходимости Правительство РФ направляет в Думу изменения и дополнения в законодательные акты о налогах.

При рассмотрении федерального бюджета в первом чтении Государственная Дума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации. Кроме того, рассматриваются основные характеристики федерального бюджета на предстоящий год:

1) доходы в разрезе групп, подгрупп и статей классификации доходов бюджетов РФ;

2) распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

3) размеры несбалансированности (дефицит) федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам, а также источники покрытия дефицита;

4) общий объем расходов федерального бюджета в целом. По результатам обсуждения принимается проект федерального бюджета в первом чтении и утверждаются основные характеристики федерального бюджета.

В случае отклонения проекта федерального бюджета в первом чтении Государственная Дума может:

- передать указанный законопроект в Согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства, для разработки согласованного варианта;

- вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;

- поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

При отклонении федерального бюджета и передачи его в Согласительную комиссию она разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета и принимает согласованное решение. Согласованный текст федерального бюджета вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в Государственную Думу.

По итогам рассмотрения проекта федерального бюджета в первом чтении принимается постановление Государственной Думы о федеральном бюджете на предстоящий год в первом чтении и об основных характеристиках этого бюджета.

При рассмотрении проекта федерального бюджета во втором чтении и Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам бюджетной функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении.

При рассмотрении указанного законопроекта в третьем чтении Государственная Дума обсуждает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам в пределах расходов, утвержденных по разделам во втором чтении, а также перечень защищенных статей федерального бюджета, программы предоставления средств на возвратной основе по каждому виду расходов.

В четвертом чтении Государственная Дума рассматривает поправки к законопроекту, а также поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита федерального бюджета. На пленарном заседании Государственной Думы законопроект о федеральном бюджете ставится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон “О федеральном бюджете на предстоящий год” в соответствии со статьей Конституции РФ в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Закон о бюджете считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения Советом Федерации этого закона обе палаты Парламента могут создать Согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего Федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы (ст. 105 Конституции РФ).

Принятый Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. На подписание Закона Президентом отводится 14 дней. Если Президент в этот срок не подписал Закон и отклонил его, то Дума и Совет Федерации вновь рассматривают его в установленном Конституцией РФ порядке. Если при повторном рассмотрении Закон о бюджете будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Парламента, он подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию в течение семи дней (ст. 107 Конституции РФ).

В случае непринятия федерального бюджета до начала финансового года Государственной Думой принимается Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в первом квартале текущего года.

Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами и подписи федерального бюджета Президентом РФ. Кабинет Министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует порядок исполнения бюджета. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджетов. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации.

Важнейшая задача исполнения бюджета — обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. Государство заинтересовано в увеличении ресурсов за счет повышения эффективности и интенсификации народного хозяйства, в соблюдении режима экономии в расходовании средств также более полного привлечения налоговых доходов.

Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующаяся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующий бюджет и изъятию не подлежит. Она используется по усмотрению соответствующего органа власти. Потери в доходах и излишние расходы не компенсируются из вышестоящего бюджета за исключением случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.

Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета РФ проводится Минфином РФ, его подразделениями и органами, а также Государственной налоговой службой РФ и Государственным таможенным комитетом РФ и их органами на местах.

При исполнении бюджета важное значение имеет правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного федерального бюджета, осуществляемое по бюджетной росписи доходов и расходов — основному оперативному плану распределения доходов-расходов по подразделениям бюджетной классификации (разделам, параграфам, главам, статьям), в котором проставляются сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств в течение года. Бюджетная роспись федерального бюджета РФ утверждается Минфином РФ, в соответствии с которой потребители бюджетных средств — отраслевые министерства и ведомства (главные распорядители бюджетных средств) получают бюджетные ресурсы, т.е. средства, выделяемые из бюджета на цели, предусмотренные их сметами.

Организация исполнения бюджетов и внебюджетных фондов возложена на новую структуру Минфина РФ — Федеральное казначейство РФ. Система органов Федерального казначейства состоит из Главного управления Федерального казначейства Минфина РФ и подчиненных ему территориальных органов на местах.

Органы Казначейства взаимодействуют с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами. Казначейство информирует высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти и управления РФ ежемесячно, а министра финансов РФ — ежедневно о результатах исполнения федерального бюджета РФ, иных финансовых операций Правительства РФ, а также о состоянии внебюджетных фондов.

Органы Казначейства осуществляют:

- контроль за исполнением федерального бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета исходя из принципа единства кассы;

- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов;

- краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

- сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии всей бюджетной системы;

- управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.

Функции Главного управления Федерального казначейства МФ РФ:

- организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов, исходя из принципа единства кассы;

- доводит до территориальных органов Федерального казначейства размеры ассигнований из федерального бюджета РФ по обслуживаемым этими органами территориям РФ;

- ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета РФ и государственных (федеральных) внебюджетных фондов;

- организует распределение в установленных размерах доходов между федеральным бюджетом РФ и бюджетами субъектов Федерации, а также передачу средств в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам:

- осуществляет управление доходами и расходами федерального бюджета РФ и иными централизованными финансовыми ресурсами как в рублях, так и в иностранной валюте;

- регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, организует контроль за поступлением и использованием средств;

- организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению бюджета.

Территориальные органы Федерального казначейства на местах осуществляют на соответствующей территории функции по исполнению своих бюджетов.

На практике процесс исполнения бюджета более детализирован. На уровне бюджетной единицы (или распорядителя средств бюджета, т.е. конечного потребителя бюджетных средств) прослеживаются следующие этапы:

- доведение объема бюджетных ассигнований;

- доведение гарантированных лимитов финансирования, в пределах которых распорядитель бюджетных средств приобретает право принимать на себя финансовые обязательства по выплате заработной платы персоналу, либо по оплате сделок;

- объем фактически заключенных соглашений (в пределах предоставленных прав по финансовым обязательствам);

- сумма счетов, предъявляемых к оплате;

- сумма фактического перечисления бюджетных средств со счетов.

Наличие казначейской системы позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, сделать процесс исполнения бюджета более плавным. Казначейская система, таким образом, обеспечит учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета, а не только объема бюджетных назначений и сумм платежей.

Исполнением бюджета, его доходной части занимаются Государственная налоговая служба и налоговые инспекции, а также Государственный таможенный комитет и его органы, которые осуществляют сбор налогов и других платежей в бюджет и, кроме того, представляют необходимую информацию в Казначейство.

Правительство РФ представляет в Государственную Думу ежемесячно информацию о ходе исполнения федерального бюджета РФ и ежеквартальный отчет о ходе исполнения текущего федерального бюджета, консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти. Вся работа по составлению отчетов возложена на Министерство финансов РФ и его финансовые органы, Государственную налоговую службу и ее налоговые инспекции, Государственный таможенный комитет и его органы. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете РФ докладывается Федеральному Собранию РФ, которое его утверждает.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяют федеральным законом.

7. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований. Состав территориальных финансовых ресурсов. Законодательная основа территориальных финансов

Территориальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.

Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.

С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов, а также субвенции, т. е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).

Территориальные финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования территориальных финансов — финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации).

Главная составная часть территориальных финансов — региональные бюджеты.

В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Эти факторы определяют необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.

Другая важная часть территориальных финансов — средства субъектов хозяйствования:

- финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности;

- финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Для социальной поддержки своих работников субъекты хозяйствования строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому в общем объеме территориальных финансов часто превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие.

Законом регламентируются взаимоотношения территориальных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории. Эти взаимоотношения строятся на договорной основе. Все предприятия обязаны участвовать своими средствами в формировании местного бюджета, передавая в них часть своей прибыли (дохода). За территориальными органами власти закреплено право без согласования с вышестоящими органами создавать предприятия, перепрофилировать их для удовлетворения потребностей территории, образовывать территориальные и межтерриториальные отраслевые и межотраслевые органы управления местным хозяйством.

В Законе определены права территориальных органов власти в области планирования и материально-технического снабжения. Территориальные органы власти самостоятельно разрабатывают планы социально-экономического развития территории в пределах имеющихся полномочий. При этом не допускается вмешательство вышестоящих органов власти и управления в процесс формирования и выполнения планов.

Финансовой базой территориальных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Территориальные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Кроме того, из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Экономическая сущность территориальных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

- формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности территориальных органов власти;

- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют территориальные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

На территориальные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в решающей части проводится за счет средств этих бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности территориальных бюджетов, их государственной финансовой поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы территориальных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Собственные, или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.

Основу собственных доходов составляют местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в территориальные бюджеты в твердой доле на постоянной основе.

Собственные доходы территориальных бюджетов включают следующие налоги и сборы:

- прочие налоги, сборы и другие поступления, содержащие местные налоги и сборы:

- поступления по административным штрафам и санкциям;

- сборы, взимаемые автомобильной инспекцией;

- сборы за регистрацию предприятий, общественных организаций, банков и их филиалов;

- транспортный налог;

- налог на рекламу;

- налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

- сбор за право торговли;

- целевые сборы с граждан и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство и другие цели;

- регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

- сбор со сделок, произведенных на товарных биржах и при продаже и покупке валюты;

- сбор за уборку территорий населенных пунктов;

- поступления от лицензирования отдельных видов деятельности;

- сбор на нужды образовательных учреждении, взимаемый с юридических лиц;

- налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;

- лицензионный сбор за право производства и торговли спиртными напитками и пивом.

Налоги на имущество, в том числе:

- налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

- налог на имущество предприятий;

- налог на имущество физических лиц.

Земельный налог, включающий;

- земельный налог и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельхозугодья в составе лесного фонда;

- земельный налог и арендную плату за земли несельскохозяйственного назначения;

- доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;

- возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельхозугодий.

Платежи за пользование недрами и природными ресурсами, в том числе:

- платежи за пользование недрами;

- лесные подати, включая арендную плату и плату за земли лесного фонда;

- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

- плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов;

- отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов.

В соответствии с Законом РФ “Об основах налоговой системы” в число главных регулирующих доходов территориальных бюджетов входят отчисления от:

- налога на добавленную стоимость;

- акцизов;

- налога на прибыль (доход) предприятий;

- подоходного налога с физических лиц.

Так как темпы роста расходов территориальных бюджетов превышают темпы роста их доходов (несмотря на отчисления от регулирующих налогов), иногда возникает необходимость в дотациях из вышестоящего бюджета.

Нужно отметить, что дотация и субвенция как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов не совершенны. Эти источники лишены стимулирующих средств, они создают у территориальных органов власти иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, уменьшает возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабевает финансовый контроль.