Вопрос №21. Политика предприятия в области оборотного капитала
Оборотный капитал представляет собой финансовые ресурсы организации, инвестируемые в оборотные активы. Политикауправления оборотным капиталом предполагает принятие решений относительно величины, структуры и значений компонентов чистого оборотного капитала. Чистый оборотный капитал — это разность между оборотным капиталом организации и ее краткосрочными обязательствами. Политика управления оборотным капиталом должна обеспечить компромисс между риском потери ликвидности и эффективностью работы. Это сводится к решению двух важных задач: 1) обеспечения платежеспособности. Это условие может отсутствовать, если организация не может оплачивать счета и выполнять обязательства или находится на грани банкротства.Организация, у которой нет достаточного оборотного капитала, может столкнуться с риском неплатежеспособности; 2) обеспечения приемлемого объема, структуры и рентабельности активов. Разные уровни оборотного капитала поразному воздействуют на прибыль. Высокий уровень производственных запасов соответственно требует значительных текущих расходов. Широкий ассортимент продукции в дальнейшем может способствовать росту объемов реализации. Поиск путей достижения компромисса между прибылью, риском потери ликвидности и состоянием оборотных средств и истоков их покрытия предполагает учет рисков. Чем выше уровень оборотного капитала, тем меньше риск, и наоборот. Риск потери ликвидности, обусловленный изменениями в оборотных активах, принято называть левосторонним. Левосторонний риск могут вызвать недостаточность денежных средств, собственных кредитных возможностей, производственных запасов, излишний объем производственных запасов. Риск потери ликвидности, обусловленный изменениями в обязательствах организации, называют правосторонним. Правосторонний рисквызывают высокий уровень кредиторской задолженности, неоптимальное сочетание между краткосрочными и долгосрочными источниками заемных средств, высокая доля заемного капитала.
Вопрос №22. Расчет операционного цикла и финансового цикла
См. листы
Вопрос №23. Управление запасами
См. листы
Вопрос №24. Управление дебиторской задолженностью
См. листы
Вопрос №25. Управление денежными средствами и их эквивалентами
См. листы
Вопрос №26. Сущность и классификация пассивов
Пассивы представляют собой источники финансирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации), обеспечивающие формирование его активов. Различные источники финансирования образуют совокупный капитал предприятия (организации), который мо–жет быть классифицирован по ряду признаков:
1) по форме собственности на основе соответствующей классификации предприятий и организаций (КФС): государственный капитал; частный капитал;
2) по принципу формирования: акционерный капитал (капитал акционерных обществ); паевой капитал (капитал партнерских предприятий – обществ с ограниченной ответственностью, коммандитных обществ и т.п.); индивидуальный капитал;
3) по принадлежности предприятию (организации): собственный капитал, принадлежащий предприятию на правах собственности и отражаемый в разделе III баланса; заемный капитал, привлекаемый на возврат–ной основе и представляющий собой финансовые обязательства предприятия;
4) по характеру использования собственниками: реинвестируемый капитал; потребляемый капитал, используемый в целях потребления, представляющий собой дезинвестицию.
В управлении пассивами различают следующие виды капитала:
1) собственный капитал – характеризует общую стоимость средств фирмы, принадлежащих ей на праве собственности;
2) уставный (складочный) капитал. Образуется на момент создания фирмы и находится в ее распоряжении на всем протяжении жизни фирмы. В зависимости от организационно-правовой формы фирмы ее уставный (складочный) капитал формируется за счет выпуска и последующей продажи акций, вложений в уставный капитал паев, долей и т.д.;
3) добавочный капитал. Включает в себя сумму дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества фирмы со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, про–водимой в установленном порядке; безвозмездно полученные фирмой ценности; сумму, полученную сверх номинальной стоимости размещенных акций;
4) резервный капитал. Образуется за счет отчислений от прибыли в размере, определенном уставом, но не менее 15 % его уставного капитала. Ежегодно в резервный фонд должно отчисляться не менее 5 % чистой при–были до тех пор, пока резервный капитал не достигнет установленного уставом размера;
5) заемный капитал. Включает в себя денежные средства или другие имущественные ценности, привлекаемые на возвратной основе для финансирования развития деятельности фирмы. Все формы заемного капитала, используемого фирмой, представляют собой его финансовые обязательства.
Вопрос №27. Управление капиталом
См. листы
Вопрос №28. Управление собственным капиталом
Финансовую основу предприятия представляет сформированный им собственный капитал. Под собственным капиталом понимается об щая сумма средств, принадлежащих предприятию на правах собствен ности и используемых им для формирования активов. Стоимость акти вов, сформированных за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой „чистые активы предприятия".
Общая сумма собственного капитала предприятия отражается итогом первого раздела „Пассива" отчетного баланса. Структура статей этого раздела позволяет четко идентифицировать первоначально инвестированную его часть (т.е. сумму средств, вложенных собственниками предприятия в процессе его создания) и накопленную его часть в процессе осуществления эффективной хозяйственной деятельности.
Основу первой части собственного капитала предприятия состав ляет его уставной капитал — зафиксированная в учредительных доку ментах общая стоимость активов, являющихся взносом собственни ков (участников) в капитал предприятия (предприятия, для которыхне предусмотрена фиксированная сумма уставного капитала, отражают по этой позиции сумму фактического взноса собственников в его уставный фонд).
Вторую часть собственного капитала представляют дополнительно вложенный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и некоторые другие его виды.
Формирование собственного капитала предприятия подчинено двум основным целям:
1. Формированию за счет собственного капитала необходимого объема внеоборотных активов. Сумма собственного капитала предпри ятия, авансированная в разнообразные виды его внеоборотных акти вов (основные средства; нематериальные активы; незавершенные строительство; долгосрочные финансовые инвестиции и др.), характе ризуется термином собственный основной капитал.
2. Формированию за счет собственного капитала определенно го объема оборотных активов. Сумма собственного капитала, авансиро ванная в разнообразные виды его оборотных активов (запасы сырья, ма териалов и полуфабрикатов; объем незавершенного производства; запасы готовой продукции; текущую дебиторскую задолженность; де нежные активы и др.), характеризуется термином собственный обо ротный капитал.
Управление собственным капиталом связано не только с обес печением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечива ющих предстоящее развитие предприятия. В процессе управления фор мированием собственных финансовых ресурсов они классифицируются по источникам этого формирования.
В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остаю щейся в распоряжении предприятия, — она формирует преимущест венную часть его собственных финансовых ресурсов, обеспечивает при рост собственного капитала, а соответственно и рост рыночной стоимости предприятия. Определенную роль в составе внутренних ис точников играют также амортизационные отчисления, особенно на предприятиях с высокой стоимостью используемых собственных ос новных средств и нематериальных активов; однако сумму собствен ного капитала предприятия они не увеличивают, а лишь являются сред ством его реинвестирования. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.
В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению пред приятием дополнительного паевого (путем дополнительных взносов средств участников) или акционерного (путем дополнительной эмис сии и реализации акций) капитала. Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ре сурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансо вая помощь (как правило, такая помощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям разного уровня). В число прочих вне шних источников формирования собственных финансовых ресурсов входят бесплатно передаваемые предприятию материальные и нема териальные активы, включаемые в состав его баланса.
Приумножение собственного капитала предприятия связано в первую очередь с управлением формированием его собственных фи нансовых ресурсов. Основной задачей этого управления является обеспечение необходимого уровня самофинансирования, развития хо зяйственной деятельности предприятия в предстоящем периоде.
- Вопрос №1. Сущность, предмет и структура фин. Мен.
- Вопрос №2. Принципы финансового менеджмента
- Вопрос №7. Финансовое планирование: сущность, роль, цель и задачи, классификация
- Вопрос №16. Управление внеоборотными активами
- Вопрос №17. Экономическая сущность и структура оборотного капитала
- Вопрос №18. Управление оборотным капиталом
- Вопрос №19. Нормирование оборотного капитала
- Вопрос №20 Эффективность использования оборотного капитала
- Вопрос №21. Политика предприятия в области оборотного капитала
- Вопрос 29. Уставный капитал
- Вопрос №33. Формирование и распределение прибыли предприятия
- Вопрос 34. Эмиссия ценных бумаг. Сущность, виды, процедура
- Вопрос №35. Эмиссия акций как инструмент привлечения акционерного (собственного) капитала
- Вопрос №36. Эмиссия облигаций как инструмент привлечения заемного капитала
- Вопрос №39. Сущность и принципы кредитования
- Вопрос №40. Банковский кредит
- Вопрос №41. Лизинг
- Вопрос №42. Факторинг
- Вопрос №43. Залоговые операции и ипотека
- Вопрос №47. Теории и виды дивидендной