logo search
Хрестоматия / Хр

Уильям льюис

Английский экономист из Британской Вест-Индии Уильям Льюис родился в 1915 г. на острове Сант-Люсия. В 14 лет окон­чил местный колледж и работал клерком, чтобы накопить денег для учебы в Англии. В 1937 г. окончил Лондонскую школу экономики при Лондонском университете. Затем занимался преподавательской работой в вузах.

В начальный период научной деятельности У. Льюис подго­товил обширный труд “Теория экономического роста” (1955). В этой работе он писал: “Движение в неизвестность, представ­ляющее собой процесс роста, увеличивает неуверенность инвес­тирования и возможность ошибок. Вот почему многие эконо­мисты считают, что колебания — это цена экономического роста, что если бы не было бума, а затем спада, то накопление капитала не происходило бы в среднем так быстро, как это про­исходит сейчас”. Разработанная им теория факторов роста, вос­ходящая в истоке к институционализму, включает экономичес­кую деятельность, “темпы и уровень накопления знаний и их применение на практике” и накопление капитала — третий и наиболее важный фактор. У. Льюис считает нормальным тем­пом роста — 3 процента в год.

Новаторской оказалась и работа У. Льюиса в области экономики промышленности, нашедшая отражение в целом ряде публикаций, в частности в книгах “Труд в Вест-Индии” (1939), “Монополии в британской промышленности” (1945), “Принципы экономического планирования” (1949), “Накладные расходы: очерки по экономическому анализу” (1950). Рассматривая влияние постоянных издержек производства на экономическое равновесие, ученый пришел к важному выводу, что предприни­матели в действительности не используют понятие “предельные издержки” и фактически не знают, что оно означает. Здесь его метод смыкается с психологическим подходом к “человеческому поведению”.

Занятие проблемами экономического роста привело У. Льюиса к более углубленному исследованию причин экономического разрыва между развитыми и слаборазвитыми, только что завое-

445вавшими политическую независимость странами. Большинство ученых в тот период считало, что для ускоренного экономичес­кого роста развивающихся стран им предпочтительнее вклады­вать прибыли от экспорта традиционных продуктов и товаров в промышленность. Это мнение основывалось на успешном опыте реализации “плана Маршалла” для подъема экономики стран Европы в послевоенный период, когда массированные ка­питаловложения и стремительное обновление технологий обес­печили ускоренное восстановление европейского хозяйства.

Еще в “Теории экономического роста” У. Льюис писал, что, исходя из опыта передовых в экономическом отношении стран, “можно приблизительно определить, в каком направлении будут развиваться слаборазвитые страны”. Однако то, что может быть полезным для развитых государств, не обязательно даст аналогичный результат в развивающихся странах и потому не должно автоматически заимствоваться странами “третьего мира”. У. Льюис высказался за финансирование промышлен­ных капиталовложений и инвестиции в народное образование как вклад в возрастание “человеческого капитала”.

ТЕОДОР ШУЛЬЦ

Американский экономист Теодор Шульц родился в 1902 г. в семье фермера неподалеку от г. Арлингтона (Южная Дакота). В 1930 г. он закончил обучение по экономике сельского хозяй­ства в Висконском университете. Затем преподавал экономику сельского хозяйства. Основными из многочисленных тем его многолетних научных изысканий явились разнообразные вопро­сы экономики сельского хозяйства, демография, экономика об­разования и подготовка научных кадров.

В 1945 г. Т. Шульц выпустил сборник материалов организо­ванной им конференции “Продовольствие для мира”, в котором обращалось особое внимание на факторы снабжения продуктами питания, вопросы структуры и миграции сельскохозяйственной рабочей силы и профессиональной квалификации фермеров, тех­нологию сельскохозяйственного производства и направление ка­питаловложений в фермерское хозяйство. Тогда же, в работе “Сельское хозяйство в нестабильной экономике” (1945), он отме­чал недопустимость безграмотного использования земли любым человеком, имеющим возможность ее купить. Это нередко приводило к чрезмерно интенсивному и просто хищническому ее использованию без заботы о будущем, к эрозии и другим отрицательным последствиям для аграрной экономики.

В начале 50-х годов Т. Шульц руководил проектом по оказанию

446

технической помощи странам Латинской Америки, включая сельское хозяйство. В этой работе он опирался на изу­чение опыта преодоления послевоенного продовольственного кризиса в Западной Германии на основе финансовой и материальной поддержки сельскохозяйственных структур в этой стране, осуществленной в рамках “плана Маршалла”. Кроме того, он обобщил опыт посещения многочисленных хозяйств в Латинской Америке.

В 1964 г. Т. Шульц выпустил монографию “Преобразование традиционного сельского хозяйства”, которая по сути утверж­дала новую область в современной экономической науке.

Одним из первых Т. Шульц начал исследовать то, что он называл “человеческим капиталом”. В книгах “Вложения в человеческий капитал: роль образования и научных исследова­ли” (1971) и “Инвестиции в людей: экономика качества населения” (1981) он показал, что образовательный уровень населения предопределяет его способность использовать информацию и технологию для экономического развития. В частности, Т. Шульц подчеркивал, что при точном определении стоимости земли и оборудования почти не проводились экономические оценки труда в сельском хозяйстве. Еще в 1960 г. он провел такие оценки стоимости рабочей силы, включая расходы на об­разование и “потерянное” человеческое время, затраченное на учебу. Зато, по его словам, эта стоимость хорошо известна фер­мерам и семьям рабочих (предпочитающим нередко, чтобы их дети пополняли семейный бюджет с возможно более раннего возраста, а не “тратили” время на “излишнюю” учебу), но иг­норируется экономистами. В отличие от многих своих коллег ученый считал “человеческий капитал” решающим экономичес­ким фактором, в особенности для развивающегося мира. Наи­более важный экономический ресурс, как он пишет, это воз­можности народа в области образования, опыт, способности людей, а также их здоровье.

Большую роль Т. Шульц отводит повышению уровня образования женщин и высшему образованию молодежи. “Тремя главными функциями высшего образования” он называет “об­наружение таланта, обучение и научную работу”. Молодежь могла бы применить свои знания в наиболее важных областях здравоохранения, воспитания и обучения подрастающего поко­ления, в науке для улучшения благосостояния и экономического процветания новых наций “третьего мира”.

Теория “человеческого капитала” отражала переориентацию экономической науки с проблем использования трудовых ресурсов, в особенности степени их занятости, на проблемы создания

447

качественно новой рабочей силы в условиях научно-технической революции в связи с повышением требований к уровню ее профессиональной и общетеоретической подготовки. Как писал Т. Шульц, “инвестиции в человека повышают не только уровень производительности труда, но и экономическую ценность его времени”.