logo search
климов

8.2 Различные источники финансирования

Ведущим направлением изменения структуры источников финансирования инвестиций при переходе к рынку является снижение доли бюджетных ассигнований и увеличение доли собственных средств предприятий, частных инвестиций и заемных средств.

Объективные сдвиги в структуре источников инвестиционных вложений при переходе к рыночной модели инвестирования связаны с разделением функций государства и предприятия в инвестиционном процессе, развитием инвестиционного рынка и институциональных структур, функциональным назначением которых является аккумуляция инвестиционных ресурсов с последующим их вложением в предпринимательскую деятельность.

С развитием рыночных отношений источники финансирования инвестиций становятся все более многообразными. В условиях децентрализации инвестиционной деятельности модифицируются собственные источники инвестиций: помимо традиционных источников используются личные накопления собственников, средства иностранных совладельцев. В качестве внешних источников выступают кредиты банков и других финансовых институтов, эмиссия и размещение акций, облигаций, других ценных бумаг, средства бюджетов различного уровня и др.

Современное состояние инвестиционной деятельности в российской экономике характеризуется уменьшением роли государства как непосредственного инвестора и развитием частных инвесторов, появлением новых институциональных структур, формированием инвестиционной инфраструктуры: коммерческих банков, специализированных кредитно-финансовых институтов.

В российской экономике изменение структуры инвестиционного капитала и статуса объектов инвестирования, соответствующее условиям рыночной экономики, не привело к ожидаемым результатам – масштабной активизации их инвестиционной деятельности. Свертывание участия государства в реализации инвестиций явилось следствием не только смены инвестиционных режимов, связанной к переходу к рынку, но и резким сокращением государственных доходов в условиях экономического спада.

Масштабы и темпы сокращения инвестиций за счет федерального и региональных бюджетов, фонда государственной поддержки приоритетных отраслей обусловили перенос центра тяжести в государственной инвестиционной политике на частные структуры: предприятия, банки, население. Однако, несмотря на количественный рост и диверсификацию субъектов инвестиционной деятельности в частном секторе, их роль в инвестиционном процессе оказалась недостаточной для того, чтобы заполнить вакуум, образовавшийся вследствие ухода государства из экономики в инвестиционной сфере.

По мере изменения структуры собственности государственные источники инвестиционных ресурсов должны были замещаться все более многообразными частными источниками, что должно было привести к развертыванию масштабной децентрализации инвестиционной деятельности, росту масштабов и эффективности инвестирования.

В действительности децентрализация инвестиционной деятельности, выразившаяся в увеличении доли негосударственных источников инвестирования (в основном вследствие сокращения числа государственных предприятий в результате их приватизации) и существенном сжатии централизованных инвестиционных ресурсов, сопровождалась резким свертыванием инвестиционной деятельности, снижением совокупного инвестиционного потенциала при оттоке капитала из материального производства в сферу торговых и финансовых услуг.

В ходе экономического реформирования наиболее сложными оказались вопросы создания институтов государственных инвесторов, реальных квалифицированных частных собственников, способных обеспечить мобилизацию инвестиционных ресурсов и действенного механизма перераспределения сбережений частных инвесторов, обеспечения условий для мобилизации свободных денежных средств и их последующего инвестирования.

В рыночной экономике в соответствии с объективными закономерностями снижается доля внутренних источников снижается в периоды оживления и подъема, когда повышается инвестиционная активность, и растет в периоды экономического спада в условиях сокращении масштабов инвестирования и уменьшения предложения денег. В последнее время мы постепенно приближаемся по этому показателю к индустриально развитым странам Западной Европы, США и Японии. Однако, в 1999 году в целом по промышленности за счет собственных ресурсов предприятия профинансировали 72% всех инвестиций в основной капитал.

Отсутствие инвестиционной привлекательности большинства регионов в виде чрезмерно высокой степени износа основных фондов; неудовлетворительные финансовые показатели; отсутствие в достаточной степени прозрачности предприятий; отсутствие надежных механизмов контроля использования хозяйствующими субъектами предоставленных им кредитов; отсутствие набора инвестопроводящих элементов рыночной инфраструктуры ставит во главу угла задачу поиска форм и методов привлечения инвестиционных ресурсов отечественными предприятиями.