1.2 Государственный и муниципальный долг, его классификация
Привлекаемые государственные и муниципальные заимствования формируют государственный и муниципальный долг.
В общем виде государственный и муниципальный долг можно определить как долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по предоставленным государственным и муниципальным гарантиям.
Государственный и муниципальный долг выражает собой результат взаимосвязей органов власти и органов местного самоуправления со своими партнерами в части формирования фондов заимствованных средств для удовлетворения общегосударственных (включая местные) потребностей и нужд.
Классификация государственного и муниципального долга может проводиться по разным признакам:
1. В зависимости от степени охвата совокупности обязательств (по экономическому признаку) государственный и муниципальный долг подразделяется на:
- капитальный долг - представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных органами власти и органами местного самоуправления долговых обязательств и гарантированных ими обязательств других лиц, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. - основной долг - это номинальная стоимость всех выпущенных и непогашенных органами власти долговых обязательств и гарантированных ими заимствований других лиц. - текущий долг - составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя органами власти, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил, то есть расходы государства по выплате процентов.
2. По типу заемщика долг делится на: - государственный долг Российской Федерации - долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающих долговых обязательств с учетом того, что долговые обязательства бывшего СССР включаются в долг России только в части, принятой на себя Российской Федерацией. - государственный долг субъектов Российской Федерации - это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Государственный долг субъекта РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ [7].
- муниципальный долг - это обязательства, возникающие из муниципальных займов (заимствований), принятых на себя муниципальным образованием гарантий (поручительств), а также принятые на себя муниципальным образованием обязательства третьих лиц.
3. По срокам долговые обязательства подразделяются на: - краткосрочные (до одного года) - среднесрочные (свыше одного года до пяти лет) - долгосрочные (свыше пяти лет). В России сроки погашения долговых обязательств ограничены для Российской Федерации и субъекта РФ тридцатью годами, а для муниципального образования - десятью.
4. В зависимости от рынка заимствований, типа кредитора или валюты заимствований государственный долг делиться на:
- внутренним ( рублевый )
- внешним ( валютный )
Российское бюджетное законодательство в основу деления долга на внутреннюю и внешнюю части закладывает признак валюты, в которой выражены долговые обязательства. Однако Международный валютный фонд и экономически развитые страны проводят деление долга в зависимости от типа кредитора (резидент или нерезидент) и рынка заимствований (внутренний или внешний рынок).
- Министерство образования и науки рф
- Глава 1. Теоретические аспекты государственных заимствований
- 1.1 Содержание, формы и методы государственных заимствований
- 1.2 Государственный и муниципальный долг, его классификация
- Глава 2. Государственная долговая политика Российской
- 2.1 Основные факторы, определяющие характер и направления
- 2.2. Приоритеты и инструменты долговой политики
- Заключение
- Список используемой литературы
- 1. Арская, л. П. Ученые прошлого о финансировании чрезвычайных расходов государства / л. П. Арская // Финансы. — 2007 .— № 2 .— с. 61-64.
- Приложение Приложение 1