logo search
семинар 4 ЭБ

4. Современные способы реформирования и перспективы жилищного хозяйства

Как показывает опыт развитых стран, жилищное строительство является той отраслью, которая по целому ряду причин способна обеспечить общий экономический рост. Во-первых, как уже отмечалось, потребность в жилье огромна, практически не насыщаема. И это служит важнейшим стимулом для сбережений, а частные сбережения - основной источник инвестиций и экономического роста. Во-вторых, строительство жилья поможет задействовать массово высвобождающуюся из других отраслей народного хозяйства рабочую силу. В-третьих, ориентация на частные сбережения в финансировании строительства жилья позволит сократить государственное финансирование и «сэкономленные» средства направить на решение других приоритетных задач.

Государство отказалось от непосильных для него функций - монополиста-строителя и хозяина городского жилья, около 80% возводимого жилья приходится на частные строительные организации. Появились рыночно ориентированные застройщики, или «дивелоперские фирмы», в деятельности которых сочетаются функции заказчика, инвестора, подрядчика и брокера.

Формирование рыночной среды в сфере строительства прямо связано с появлением и совершенствованием системы подрядных (тендерных) торгов[§] . Именно таким образом распределяется большая доля подрядов на строительство муниципального жилья в странах с рыночной экономикой.

По оценкам специалистов, единовременно оплатить строительство и приобретение готового жилья могут не более 3-5% населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Частичное субсидирование из средств местного бюджета предоставляет дополнительные возможности для строительства жилья или его покупки, прежде всего более обеспеченным. Более чем половине граждан, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, субсидии не помогут. Для того, чтобы сделать жилье доступным средней семье, необходимо задействовать ее финансовые возможности на основе механизмов долгосрочного кредитования и долгосрочного накопления средств, инвестируемых в жилищную сферу. Среди широкого спектра инструментов для привлечения средств в соответствии с запросами различных категорий населения можно выделить жилищный контракт (договор долевого участия), целевой накопительный вклад в банке, жилищный вексель, облигации жилищного займа и др. Даже в самых богатых странах (например, США) семьи с низкими доходами не могут приобрести жилье. Для них доступность жилья обеспечивается совершенно иными средствами: за счет общественного (муниципального и государственного) сектора жилищного фонда и стимулирования строительства дешевых доходных домов, квартиры в которых предназначены для сдачи в аренду этой категории населения. По такому пути пошли западно-европейские страны после второй мировой войны.

Наиболее важной и сложной проблемой современных жилищных задач является решение вопросов распределения и приобретения жилья в соответствии с законами рыночной экономики.

В республике осуществляется реализация Государственной целевой жилищной программы. Ведется строительство с привлечением средств населения, организаций и кредитных учреждений. Только Фондом жилищного строительства при Президенте РБ по данной схеме велось строительство более 200 домов в городах и районах. В ходе выполнения Президентской программы «Государственные жилищные сертификаты» военнослужащие приобретают квартиры и жилые дома.

В свете сказанного можно обозначить следующие наиболее важные задачи в жилищном строительстве и жилищно-коммунальной сфере в современных условиях:

• создание соответствующей правовой и нормативной базы в жилищно-коммунальной сфере;

• преодоление сокращения, стабилизация и рост объемов жилищного строительства в городах и сельских районах;

• изменение структуры жилищного фонда по формам собственности;

• ориентация в жилищной политике на индивидуальное строительство и благоустройство (особенно на газификацию) путем выделения ссуд, кредитов и других субсидий;

• структурная перестройка базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, изменение форм организации строительства;

• поэтапный перевод ЖКХ в режим безубыточного финансирования, демонополизация отрасли, изменение форм управления, обслуживания и ремонта жилищного фонда;

• комплексный подход к решению вопросов землепользования и приватизации земли, связанных с жилищной проблемой, развитием инженерной и социальной инфраструктуры.

Проблемы и задачи, возникающие в связи с реформой в жилищно-коммунальной сфере, необходимо решать в комплексе как путем разработки законодательных и нормативно-правовых актов, так и принятия конкретных практических шагов по переводу отрасли на бездотационные условия его функционирования. Эта реформа затронет интересы широкого круга населения, и задачей Министерства ЖКХ РБ и его организаций является ее проведение с учетом всего спектра социально-экономических, этнодемографических особенностей республики и ее территорий. Следовало бы изучить положительный опыт решения жилищной проблемы в других странах и регионах.