logo search
Организационно-экономический анализ бизнеса

2.1. Анализ объемов производства и реализации продукции предприятия (анализ производственной программы)

Данный анализ предполагает в первую очередь проведение динамического и факторного анализа следующих объемных показателей: 1) объемы валовой продукции, 2) объема товарной продукции, 3) объемы реализованной продукции, 4) объемы чистой продукции.

Товарная продукция – под товарной продукцией понимается полностью законченная изготовлением, принятая ОТК и готовая к дальнейшей реализации продукция. Объем товарной продукции предприятия рассчитывается по формуле:

- цена вида продукции, работ, услуг без НДС

- объем продаж

- номенклатура производимой продукции, работ, услуг

Динамический анализ товарной продукции заключается в определении абсолютных и относительных изменений объемов товарной продукции за анализируемый период, в т.ч. на основе расчета показателей темпов роста и индексов роста товарной продукции.

Факторный анализ объемов товарной продукции заключается в установлении силы влияния каждого фактора на изменения объемов товарной продукции. Для проведения факторного анализа, например влияния изменения цены на изменение объема товарной продукции все факторы, кроме фактора «цена» берутся по значениям базисного года. Разница объемных показателей отчетного и базисного года показывает изменение объема товарной продукции за счет изменения цены. Такой анализ проводится по каждому из трех факторов (цена, объем продаж, номенклатура).

Под валовой продукцией понимается весь объем произведенной продукции независимо от степени технической готовности производства.

- объем товарной продукции

- незавершенное производство на конец периода (стоимость продукции в цехах предприятия)

- незавершенное производство на начало периода.

Для анализа валовой продукции используются также динамические методы и методы факторного анализа.

Реализованная продукция – для целей экономического анализа понимается продукция, за которую получены денежные средства. Объем реализованной продукции:

- нереализованная продукция на начало периода

- нереализованная продукция на конец периода

Чистая продукция – под чистой продукцией понимается вновь созданная стоимость, т.е. добавленная стоимость на данном предприятии. Объем чистой продукции рассчитывает по формуле:

- все материальные затраты, которые имели место при производстве данной товарной продукции.

    1. Анализ эффективности использования ресурсов на предприятии

      1. Анализ эффективности использования капитальных ресурсов предприятия (анализ использования основных фондов)

Для анализа эффективности рассчитываются следующие показатели: фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность продукции, фондовооруженность труда.

По каждому из приведенных показателей проводится динамический и факторный анализ в течение определенного периода (от 3х до 5ти лет). По результатам проведенного анализа могут быть предложены рекомендации по повышению эффективности использования капитальных ресурсов предприятия.