Раздел 1. Характеристика сбребанка россии (оао)
История развития Сбербанка Российской Федерации
12 ноября 1841 г. указом Императора Николая 1 был утвержден первый Устав сберегательных касс. Так было положено начало сберегательному делу в России.
В 1842 г. открылись первые сберегательные кассы – в Санкт-Петербурге и Москве при Сохранных Казнах, а также в Одессе при Приказе общественного призрения. Позднее, в 1846-1860-х гг., было учреждено еще 45 таких касс – почти во всех губернских городах страны.
Спустя 20 лет сберкассы перешли в ведение основанного в 1860 г. Госбанка России.
В 1860-1880-х гг. сберегательные кассы были учреждены при казначействах в городах Тобольске, Тюмени, Ялуторовске, Ишиме, Таре, Тюкалинске и Березове.
В условиях крепостнической России контингент вкладчиков сберегательных касс был крайне малочислен. Пореформенный период знаменовался радикальным повышением сберегательной активности, особенно в 1880-1890-х гг. Наряду с кассами Госбанка стали создаваться сберегательные кассы при губернских и уездных казначействах, почтово-телеграфных конторах и управлениях железных дорог. Сеть сберкасс быстро расширялась, теперь они открывались уже не только в городах, но и в сельской местности.
В 1894 г. в Тюмени при отделении Государственного банка открыта сберегательная касса № 734.
Важнейшей предпосылкой дальнейшего прогресса сберегательного дела явилась денежная реформа 1895-1897 гг.
Введение твердой валюты, успешное развитие российской экономики способствовали росту сбережений населения и соответствующему расширению сети сберкасс.
В 1900 г. в Тобольской губернии действовало 11 государственных сберегательных касс. На 1 января 1907 г. сберегательных касс в России было 6679 Из этого числа на долю Сибири приходится 606 сберегательных касс или 9%. Что касается размера вклада, то сибирский вкладчик значительно опередил своего российского собрата (вклад вкладчика Империи – 179 р., вкладчика центрально-промышленного и земледельческого района – 196 р., вклад вкладчика Сибири – 239 р.).
В рамках денежной реформы была перестроена вся кредитно-финансовая система России, в том числи и сберегательные учреждения. Согласно принятому в 1895 г. новому Уставу сберегательных касс для руководства ими в составе Госбанка было создано Управление государственными сберегательными кассами.
В отличие от большинства европейских стран, где сберегательные кассы создавались и управлялись, главным образом, частными предпринимателями и их объединениями, в России сберегательное дел исторически являлось всецело прерогативой государства.
В начале 20-го века в России, как и в других странах Европы, общей тенденцией развития сберегательного дела стало превращение сберегательных касс в универсальные кредитные учреждения. С 1906 г. наряду с вкладными и кредитными операциями сберкассы занимались страхованием капиталов, доходов и жизни вкладчиков.
В годы русско-японской и особенно первой мировой войны государство использовало вклады населения почти целиком на покрытие военных расходов.
В годы революции и гражданской войны гиперинфляции окончательно обесценила сбережения населения.
С приходом к власти большевиков сберкассы в отличие от коммерческих банков были формально сохранены. В начале 1918 г. нарком финансов России В.Р. Менжинский издал приказ о воссоздании в рамках своего ведомства Управления сберкасс. Однако в период военного коммунизма были окончательно ликвидированы все кредитные учреждения.
В 1922 – 1924 гг. была проведена денежная реформа с целью восстановления нормальных товарно-денежных отношений.
С 1923 г. начала восстанавливаться и вскоре достигла довоенного уровня сеть сберкасс, которые, в свою очередь, активно способствовали осуществлению и успешному завершению денежной реформы. Во второй половине 20-х гг. развитие сберегательного дела приобретает значение государственного приоритета.
По состоянию на 1 марта 1930 г. в Тюменском округе было 132 сберкассы. В г. Тюмени на 15 мая 1930 г. – 39 сберкасс. В Тюменском районе было 9 агентских касс.
В качестве одного из главных источников финансирования индустриализации государство использовало сбережения населения.
В 1929 г. согласно новому Положению о Гострудсберкассах они были переданы в ведение Наркомфина и превратились, по существу, в единое кредитное учреждение по приему вкладов населения и размещению государственных займов.
В период Отечественной войны сберегательные кассы способствовали мобилизации денежных средств населения для финансирования военных расходов.
В 1944 г. была образована Тюменская область, а 9 сентября 1944 г. был издан приказ № 1 по Тюменскому областному управлению Гострудсберкасс и госкредита об укомплектовании штата.
На 1 января 1946 г. в Тюменской области существовала достаточно разветвленная сеть сберегательных касс. Всего сберкасс было – 376, в т.ч. районных и центральных – 40.
В конце 1947 г. была проведена денежная реформа: 10 рублей прежних денег обменивались на 1 рубль новых. Но для вкладчиков сберкасс предусматривались определенные льготы: вклады до 3 тыс. рублей обменивались в соотношении 1:1, от 3 до 10 тысяч – 3:2, свыше 10 тысяч – 2:1.
В 1948 г. был принят новый Устав сберегательных касс. Наряду с традиционными функциями сберкассы стали осуществлять еще и безналичные расчеты, перечислять заработную плату работникам на их счета.
По новому уставу сберкассы оставались в подчинении Главного управления Гострудсберкасс и госкредита Министерства финансов. Министерства финансов союзных и автономных республик, финотделы исполкомов краевых, областных и районных Советов руководили работой сберкасс на местах.
К 1952 г. была восстановлена до военного уровня сеть сберкасс. В 50-е годы была возобновлена работа по совершенствованию сберегательного дела, в частности по механизации расчетных операций в крупных сберкассах.
В 1963 г. сберегательные кассы из Минфина были снова переданы в ведение Госбанка, и сбережения населения стали направляться на пополнение его кредитных ресурсов.
В период перестройки во 2-й половине 80-х годов наблюдался приток вкладчиков сберкасс.
В 1987 г. была проведена реорганизация сложившейся в стране банковской системы. В рамках этой реорганизации на базе государственных сберегательных касс был создан специализированный банк трудовых сбережений и кредитования населения – и Сбербанк СССР, который начал обслуживать также юридических лиц. В составе Сбербанка СССР было образовано 15 банков союзных республик, в т.ч. Российский республиканский банк.
В июле 1990 года Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР.
После выхода в свет Закона РСФСР “О банках и банковской деятельности” в декабре 1990 года Сбербанк РСФСР преобразован в акционерный коммерческий банк, юридически учрежденный на общем собрании акционеров 22 марта 1991 года и зарегистрировавший свой Устав в Центральном банке РСФСР 20 июня 1991 года.
Со времени акционирования Сбербанк России прошел динамичный путь преобразования из системы государственных сберкасс в коммерческий банк универсального типа.
Состоявшимся в июне 2000 г. общим собранием акционеров была принята Концепция развития Сбербанка России на следующий период – до 2005 г. Стратегическая цель Банка, поставленная Концепцией, - «выйти на качественно новый уровень обслуживания клиентов, сохранив при этом позиции современного первоклассного конкурентоспособного крупнейшего банка Восточной Европы».
На начальном этапе воплощения Концепции в жизнь Банк провел весьма значительное и достаточно сложное преобразование своей филиальной сети – объединение региональных банков. 71 территориальный банк Сбербанка России, функционировавший в прежних административных границах субъектов Российской Федерации – областей, краев и автономных республик, объединен в 17, обслуживающих крупные экономико-географические регионы. Это позволит полнее удовлетворять потребности частных клиентов и предприятий указанных регионов в банковских услугах: расширятся возможности их кредитования, будут ускорены расчеты и платежи, осуществляемые с помощью филиалов Сбербанка России.
В октябре 2008 г. Сбербанком была принята новая стратегия развития на период до 2014 г., в рамках которой Банк нацелен на дальнейшее развитие своих конкурентных преимуществ и создание новых областей роста. Совершенствование системы управления рисками, оптимизация расходов и реализация инициатив, направленных на повышение эффективности деятельности, позволят Сбербанку России доказать свою устойчивость в текущих условиях нестабильности на глобальных финансовых рынках, сохранить лидерство в российской финансовой системе и стать одной из лучших мировых кредитных организаций.
Западно-Сибирский банк Сбербанка России входит в число лидеров банковской системы и крупных налогоплательщиков Западной Сибири, объединяет 957 структурных подразделений с общей численностью сотрудников более 9 тысяч человек.
Банк осуществляет свою деятельность на территории четырех субъектов Российской Федерации - Тюменской и Омской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Территория обслуживания банком составляет около 1 600 тысяч кв. км.: от южных границ Казахстана до побережья Северного Ледовитого океана.
Банк работает с частными лицами, ведущими промышленными предприятиями, государственными организациями, субъектами малого и среднего бизнеса.
Значительная ресурсная база и капитал, широкая филиальная сеть, собственная расчетная система, традиции и опыт обслуживания клиентов, возможности предоставления крупных кредитов позволяют Западно-Сибирскому банку Сбербанка России активно кредитовать реальный сектор экономики.
Западно-Сибирский банк Сбербанка России - участник национальных проектов «Доступное жилье», «Развитие АПК». В банке действует собственная программа поддержки и кредитования малого бизнеса, что способствует повышению доходов населения и улучшению стабильности в регионе. Западно-Сибирский банк Сбербанка России участвует в долгосрочных программах развития предприятий различных видов деятельности, кредитуя инвестиционные проекты и возмещая понесённые ранее инвестиционные затраты. Сотрудничает с лизинговыми компаниями, финансируя контракты по приобретению оборудования и спецтехники для лизингополучателей, организует финансирование импортных контрактов по линии зарубежных экспортных агентств и за счет привлечения средств иностранных банков.
Организационная структура управления
Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года.
Органами управления Банка являются:
-
Общее собрание акционеров — высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.
-
Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 12 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 3 независимых директора.
-
Правление Банка состоит из 13 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка.
Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таблица 1
Состав Наблюдательного совета
(избран годовым общим собранием акционеров 04.06.2010)
Председатель Игнатьев Сергей Михайлович |
Председатель Центрального банка Российской Федерации |
заместитель Председателя Улюкаев Алексей Валентинович |
Первый заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации |
заместитель Председателя Лунтовский Георгий Иванович |
Первый заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации |
Ткаченко Валерий Викторович | Главный аудитор Центрального банка Российской Федерации |
Иванова Надежда Юрьевна | Директор Сводного экономического департамента Центрального банка Российской Федерации |
Швецов Сергей Анатольевич | Директор Департамента операций на финансовых рынках Центрального банка Российской Федерации |
Шор Константин Борисович | Начальник Московского главного территориального управления Центрального банка Российской Федерации |
Дворкович Аркадий Владимирович | Помощник Президента Российской Федерации |
Кудрин Алексей Леонидович | Заместитель Председателя Правительства – Министр финансов Российской Федерации |
Белоусов Андрей Рэмович | Директор Департамента экономики и финансов Правительства Российской Федерации |
Набиуллина Эльвира Сахипзадовна | Министр экономического развития Российской Федерации |
Саватюгин Алексей Львович | Заместитель Министра финансов Российской Федерации |
Греф Герман Оскарович | Президент, Председатель Правления Сбербанка России |
Златкис Белла Ильинична | Заместитель Председателя Правления Сбербанка России |
Гуриев Сергей Маратович | Ректор Российской экономической школы, профессор |
Келимбетов Кайрат Нематович | Председатель Правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук Казына» (Республика Казахстан) |
Мау Владимир Александрович | Ректор Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, профессор |
- Раздел 1. Характеристика сбербанка россии (оао) 3
- Раздел 2. Пассивные операции сбербанка рф 11
- Раздел 3. Анализ кредитных операций сбербанка россии (оао) 22
- Раздел 1. Характеристика сбребанка россии (оао)
- Комитеты при Наблюдательном совете:
- Раздел 2. Пассивные операции сбербанка российской федерации
- Раздел 3. Анализ кредитных операций
- 3.1. Анализ структуры кредитного портфеля
- 3.2. Анализ кредитного портфеля по ссудам, предоставленным юридическим лицам и ипбоюл
- Режимы кредитования
- 3.3. Анализ кредитного портфеля по ссудам, предоставленным частным клиентам
- 3.4. Выявленные проблемы при анализе процесса кредитования
- Кроме того, целесообразно уделить большое внимание развитию таких перспективных новинок, как прием платежей в погашение кредитов через Интернет и использование кредитных карт.