logo
Администрирование упрощенной системы налогообложения

2.2 Ответственность налогоплательщиков УСНО за нарушение налогового законодательства, применение санкций к ним

В настоящее время в российском законодательстве существуют следующие виды ответственности за нарушение налогового законодательства:

1) уголовная;

2) административная;

3) налоговая;

4) дисциплинарная.

Уголовная ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства является самым тяжким видом ответственности по основаниям и по последствиям. Уголовная ответственность наступает исключительно за совершение преступления, под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) под угрозой наказания. Таким образом, для привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности необходимо доказать вину конкретного физического лица в совершении преступления. Виновным по российскому законодательству признается лицо, которое совершило преступление как умышленно, так и по неосторожности. Однако для налоговых преступлений характерен приоритет умышленной формы вины. Например, для того чтобы уголовная ответственность наступила по ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, необходимо, чтобы бухгалтер знал, что сведения, включаемые им в декларацию, ложны. Если должностное лицо добросовестно заблуждается, например из-за плохого знания налогового законодательства, то оно не совершает уголовного преступления. Налоговое преступление может быть совершено в крупном или особо крупном размере. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 000 руб. - для физических лиц (500 000 руб. - для юридических лиц), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 000 руб. - для физических лиц (1 500 000 руб. - для юридических лиц). Особо крупным размером считается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 000 руб. - для физических лиц (2 500 000 руб. - для юридических лиц), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 500 000 руб. - для физических лиц (7 500 000 руб. - для юридических лиц).

Уголовное наказание может быть наложено только судом.

Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом административная ответственность имеет ряд особенностей:

1) в отличие от уголовной, административная ответственность установлена не только для физических лиц - нарушителей налогового закона, но и для организаций. В некоторых случаях административное взыскание может накладываться и на организацию, и непосредственно на работника этой организации, допустившего нарушение закона;

2) субъективная сторона большинства административных правонарушений может быть выражена не только умышленной формой вины, но и неосторожностью. В административном праве в полной мере действует принцип - "незнание закона не освобождает от ответственности". Поэтому даже если должностное лицо организации, например ее руководитель, не знает сроков представления налоговой декларации, то он все же должен заплатить штраф за нарушение срока представления декларации;

3) все административные правонарушения, так же как и уголовные преступления, перечислены в одном нормативно-правовом акте - КоАП РФ. Если же какое-либо деяние, которое, по мнению налоговых органов, является противозаконным, в КоАП РФ правонарушением не названо, то и административная ответственность за его совершение налагаться не может. Административные правонарушения в области налогов и сборов предусмотрены гл. 15 КоАП РФ;

4) рассматривать дела об административных правонарушениях вправе не только суды, но в некоторых случаях сами налоговые органы (так, в соответствии со ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела по ст. ст. 14.5, 15.1, 15.2 настоящего Кодекса).

Статьей 119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за непредставление декларации в установленный срок. Соответствующая информация приведена в таблице 2.

"right">Таблица 2

Налоговая ответственность за непредставление декларации в установленный срок

Основание привлечения к ответственности

Налоговая санкция

Представлена декларация с опозданием до 180 рабочих дней включительно

Штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. При этом штраф не может быть меньше 100 руб. и больше 30% суммы налога (п. 1 ст. 119 НК РФ)

Представлена декларация с опозданием более чем на 180 рабочих дней

Штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации + 10% указанной суммы налога за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ)

Как указывает Минфин России в Письме от 24.10.2008 N 03-02-07/1-429, ответственность по ст. 119 НК РФ может наступить только за нарушение срока подачи налоговой декларации за налоговый период, а не авансовых платежей.

Для многих стала обязательной электронная отчетность. И в связи с этим фирмам предстоит столкнуться с рядом сложностей. За опоздание со сдачей декларации или расчета авансового платежа законодательство предусматривает ответственность. Так, за задержку декларации компанию или предпринимателя оштрафуют по ст. 119 Налогового кодекса. За непредставление в срок расчета авансового платежа - по ст. 126 Кодекса. То есть непредставление в срок налоговой отчетности является налоговым правонарушением. Вместе с тем в ст. 111 Налогового кодекса перечислены обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения. А в ст. 112 - обстоятельства, смягчающие ответственность. Оба перечня не являются закрытыми. То есть здесь предусмотрены "иные обстоятельства, которые могут быть признаны... исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения" и "иные обстоятельства, которые... могут быть признаны смягчающими ответственность".

Поэтому, принимая решение привлечь кого-либо к ответственности по ст. 119 или ст. 126 Налогового кодекса, налоговые инспекторы должны учитывать подобные обстоятельства. Такими как раз и могут быть технические неисправности при отправке декларации в электронном виде. Кроме того, если организация столкнулась с подобной ситуацией (поломка, отсутствие связи и т.п.), рекомендуется представлять налоговые декларации (расчеты) на бумажном носителе. Это тоже должно приниматься во внимание при рассмотрении вопросов ответственности.

Ответственность же за просрочку подачи декларации за отчетный период наступает по ст. 126 НК РФ как за непредставление в установленный срок налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Ответственность предусмотрена и в случае если просрочен срок представления декларации более чем на 10 рабочих дней. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может принять решение о приостановлении операций по вашим счетам в банке. Такое право предусмотрено п. 3 ст. 76 НК РФ.

После проставления декларации, налоговый орган должен отменить свое решение. Причем не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда декларация была подана (абз. 2 п. 3, п. 11 ст. 76 НК РФ).

Кроме того, за указанное правонарушение должностные лица организации привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ. Сумма штрафа составляет от 300 до 500 руб.

В случае если налогоплательщики представили декларацию по неустановленной форме предусмотрен штраф для налогоплательщиков по ст. 119 НК РФ. Об этом свидетельствует многочисленная судебная практика.

Однако суды встают на сторону налогоплательщиков. Они исходят из того, что ст. 119 НК РФ предусматривает ответственность только за нарушение срока представления декларации. Иные нарушения, связанные с порядком подачи декларации (в том числе представление по неустановленной форме), не образуют состава правонарушения, предусмотренного данной статьей.

В случае если в декларации какие-либо сведения не отражены (отражены не в полном объеме), допущены ошибки или указаны недостоверные сведения и в результате этого занижена сумма налога, подлежащего уплате, налогоплательщик обязан внести дополнения и изменения в налоговую декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ, абз. 3 пп. 3 п. 2 разд. II Порядка заполнения декларации). Это делается путем представления уточненной налоговой декларации за тот же период.

Если внесены изменения налогоплательщиком в связи с ошибками, которые привели к занижению налога, то ему придется доплатить соответствующую сумму налога в бюджет, а также перечислить пени. Однако при этом можно избежать налоговой ответственности за правонарушения, предусмотренные п. 3 ст. 120 и ст. 122 НК РФ. Для этого необходимо соблюдение определенных условий, которые приведены в таблице 3.

Уточненную декларацию нужно представлять и в том случае, когда ошибки и искажения не повлекли за собой занижения суммы налога (абз. 3 пп. 3 п. 2 разд. II Порядка заполнения декларации). Однако в Налоговом кодексе РФ закреплена не обязанность, а право налогоплательщика представлять уточненную декларацию в подобной ситуации. При этом если такая декларация предоставлена после установленного срока, то она считается поданной вовремя (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

"right">Таблица 3

Случаи освобождения от налоговой ответственности

Момент представления уточненной декларации

Случаи освобождения от ответственности

До истечения срока подачи первоначальной декларации

В любом случае, так как срок уплаты налога еще не наступил, а первоначальная декларация считается поданной в день представления уточненной (п. 2 ст. 81 НК РФ)

После истечения срока подачи первоначальной декларации

До истечения срока уплаты налога

Если уточненная декларация подана до того, как вы узнали об обнаружении ошибок налоговым органом либо о назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ)

После истечения срока уплаты налога

1. Если уточненная декларация подана до того, как вы узнали об обнаружении ошибок налоговым органом либо о назначении выездной налоговой проверки, а недоимка и пени уплачены до момента представления уточненной декларации (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ). 2. Если уточненная декларация представлена после выездной проверки, по результатам которой не обнаружены ошибки и искажения сведений (пп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ)

В уточненной декларации указывается правильная сумма налога, исчисленная с учетом дополнений и изменений (а не разница между правильно исчисленной суммой налога и ошибочной суммой налога, отраженной в ранее представленной декларации).

Результаты налоговых проверок в отношении периода, за который производится перерасчет, в уточненной декларации не учитываются (абз. 4 пп. 3 п. 2 разд. II Порядка заполнения декларации).

Уточненная декларация подается по форме, действовавшей в том периоде, за который делается перерасчет налога. Основание - абз. 2 п. 5 ст. 81 НК РФ, абз. 4 пп. 3 п. 2 разд. II Порядка заполнения декларации.

В таблице 4 приведены данные за 2005-2007гг. о результатах контрольной работы налоговых органов.

"right">Таблица 4

Данные о результатах контрольной работы налоговых органов

за 2005-2007гг.

Наименование показателя

2005г

2006г

2007г

2007г к 2005г, в %

Количество организаций, стоящих на учете в МИ ФНС России №3

1653

1659

1959

118,51

Количество индивидуальных предпринимателей, стоящих на учете в МИ ФНС России №3

3670

3735

4151

113,11

Выявлено нарушений у организаций, проверенных на выездных проверках

16

21

33

206,25

Выявлено нарушений у индивидуальных предпринимателей, проверенных на выездных проверках

12

15

8

66,67

Выявлено нарушений по камеральным проверкам

582

781

1582

271,82

Количество протоколов об административных правонарушениях должностных лиц в области налогов и сборов (ст 15.3.- 15.9, 15.11 КОАП РФ)

99

120

138

139,39

Количество случаев приостановления операций в финансово-кредитных организациях

1190

1513

1732

145,55

Дополнительно начислены налоги, пени и налоговые санкции по результатам камеральных проверок

814360

815074

5884

0,72

Дополнительно начислены налоги, пени и налоговые санкции по результатам выездных проверок

24920

53501

221233

887,77

Сумма уменьшенных платежей по результатам выездных проверок

22

938

7019

в 31 раз

На 01.10.2008г на учете в МИ ФНС России №3 по Курской области на учете стоит 1959 юридических лиц, 4151 индивидуальный предприниматель. В 2008 году налоговой инспекцией проведено 54 выездных проверки на соблюдение налогового законодательства.

У 33 организаций и 8 предпринимателей выявлены нарушения при проведении выездных проверок. В целом, отмечается рост числа зарегистрированных организаций и предпринимателей в качестве налогоплательщиков в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 118, 51%.

В то же время выросли объемы проводимых проверок в среднем в 2 раза.

Наблюдается рост и количество нарушений налогового законодательства, так в 2007 году выявлено 33 нарушения у организаций, проверенных на выездных проверках, что на 203% больше по сравнению с 2005 годом и выявлено 1582 нарушения по камеральным проверкам, что больше по сравнению с 2005 годом в 2,7 раза.