Бюджет муниципального образования: проблема формирования и перспективы совершенствования

курсовая работа

2.2 Пути решения и результативные варианты модернизации для местного бюджета на современном этапе развития

С учетом действующей практики в отдельных муниципалитетах, а также норм и требований, установленных федеральным законодательством РФ, в том числе Бюджетным кодексом РФ, к организации бюджетного процесса предлагается базовая конструкция результативного бюджетирования, наиболее подходящая для решения задач, стоящих перед муниципальным образованием.

Выбор тех или иных элементов осуществлялся исходя из трех основных требований:

1. Предлагаемая модель (и её отдельные элементы) должны наиболее эффективно способствовать устранению недостатков.

2. Модель должна сохранить эффективные инструменты и правила, которые прочно встроены в бюджетный процесс муниципального образования.

3. Практики и инструменты в текущем бюджетном процессе, генерирующие его недостатки, должны быть заменены радикально новыми (чтобы их сохранение не привело к вытеснению новых смыслов, возрождению прежних практик в новых формах и под новыми названиями. Романов В.Н. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / 2-е издание, доп. и перераб. /В.Н. Романов, В.В. Кузнецов. - Ульяновск: УлГТУ, 2011., стр. 93

Предлагаемая конструкция результативного бюджетирования должна быть изложена через описание содержания и составных элементов пакета нормативных актов, закрепляющих новую конструкцию управления бюджетом. Такой подход объясняется следующим - специфика обозначенных ранее проблем состоит в том, что их возникновение обусловлено правовыми нормами и устоявшейся практикой администрирования бюджетов муниципального образования. В этом смысле изменения в управлении бюджетом могут произойти только посредством разработки и принятия новой нормативной правовой базы.

Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании является базовым нормативным правовым актом в конструкции результативного бюджетирования. Данное Положение должно закрепить следующие основные нормы:

Формирование бюджета "сверху-вниз". Расходы изначально планируются исходя из прогнозного объема доходов, а структура расходов бюджета задается политическим руководством, исходя из приоритетов развития. Это необходимо для того, чтобы сделать бюджет инструментом управления и достижения целей.

Среднесрочное бюджетное планирование. Доходы и расходы бюджета муниципального образования планируются на три года вперед; для распорядителей устанавливаются предельные объемы бюджетных ассигнований на среднесрочную перспективу. Среднесрочное планирование должно расширить горизонт управления бюджетными средствами, позволить решать проблемы, выходящие за рамки года.

Программный способ составления бюджета. Деятельность распорядителей бюджетных средств организуется через ведомственные целевые программы, увязывающие объемы финансирования с целями и результатами, которые должны быть достигнуты за счет этих средств. Ведомственные целевые программы составляются в разрезе муниципальных услуг и отражают эффективность оказания последних. Программный бюджет закладывает основу для объективной оценки деятельности исполнительных органов муниципального образования, позволяет оценивать эффективность оказания муниципальных услуг.

Конкуренция и ротация целевых программ. При планировании бюджета политическое руководство может исключать отдельные программы, увеличивать или уменьшать финансирование по отдельным программам, а программы, признанные неэффективными или неактуальными, могут быть ликвидированы. Данный элемент необходим для выбраковки неэффективных решений (программ) в ходе планирования бюджета.

Расширение свободы бюджетополучателей по управлению издержками. Распорядители и получатели бюджетных средств самостоятельно определяют структуру своих издержек, при этом том действует упрощенный порядок передвижек по статьям. Предоставление большего маневра получателям по определению состава и структуры своих расходов раскрывает возможности для изменения существующих технологий оказания бюджетных услуг с целью повышения их эффективности.

Стимулы к экономии бюджетных средств. Перенос неиспользованных остатков бюджетных ассигнований на следующий год и предсказуемость предельных объемов финансирования на три года вперед должны способствовать рациональному и своевременному расходованию бюджетных средств.

Публичность бюджетного процесса. Плановые и отчетные показатели результатов, ведомственные целевые программы и доклады главных распорядителей бюджетных средств о результатах и основных направлениях деятельности являются открытой информацией. Публичность показателей и результатов деятельности должна способствовать их приближению к требованиям населения, заложить дополнительную мотивацию для руководителей исполнительных органов муниципального образования.

Вопросы местного значения для муниципальных образований в федеральном законе от 06.10.2003. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формулируются в основном как совокупность услуг, оказываемых муниципалитетом его жителям.

Деятельность исполнительного органа местного самоуправления представляет собой выполнение функций, конечным результатом которых становится предоставление услуг в рамках полномочий, отнесенных к ведению муниципального образования. Иными словами, итоговый результат использования бюджетных средств должен формулироваться именно в категориях оказания муниципальных услуг. Модель результативного бюджетирования основывается на жесткой связи результатов и бюджетов, выделяемых на их достижение.

Это неизбежно предполагает две вещи. С одной стороны, это персонификация ответственности за достижение результата (при коллективной ответственности наступает полная безответственность). С другой стороны, это четкая идентификация самого предмета ответственности (результата), который должен формулироваться в категориях услуг.

В совокупности это выдвигает следующие требования, во - первых, по разграничению функций и услуг между исполнительными органами города, во-вторых, по описанию самих услуг, за которые перед жителями отвечают исполнительные органы местного самоуправления.

В этой связи для полноценной реализации бюджетирования ориентированного на результат, помимо нормативного закрепления новой конструкции бюджетного процесса необходимо провести работу по:

определению перечня муниципальных услуг, за предоставление которых отвечают органы местного самоуправления;

стандартизации услуг, через их последовательное описание; - распределению функциональных обязанностей исполнительных органов по предоставлению конкретных муниципальных услуг.

Делись добром ;)