Бюджет Свердловской области на 2013 г.
1. Анализ общего объема доходов областного бюджета
В зависимости от государственного устройства страны распознают: доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов в унитарном (едином) государстве.
Бюджет Свердловской области -- форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций Свердловской области.
Одним из основных направлений бюджетной политики является составление бюджета на три года, что способствует повышению устойчивости бюджетной системы Свердловской области.
Законом Свердловской области об областном бюджете на 2013 год (согласно изменениям N 62-ОЗ) было установлено, что:
- общий объем доходов областного бюджета составит 162684452,3 тысяч рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций - 2257614,7 тысяч рублей, субсидий - 289730,3 тысяч рублей, субвенций - 5864523,2 тысяч рублей, иных межбюджетных трансфертов - 25406,0 тысяч рублей, на 2013 год;
- общий объем расходов областного бюджета составит 191065871,5 тысяч рублей на 2013 год;
- дефицит областного бюджета составит 28381419,2 тысяч рублей на 2013 год;
Одной из важнейших задач субъекта РФ в условиях нестабильной ситуации, сохраняющейся на мировых рынках, является ведение сбалансированной и четкой бюджетной политики.
Формирование бюджета Свердловской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов осуществлялось на основе умеренных прогнозных оценок развития экономики региона в среднесрочном периоде. Также в 2013-2015 годах в приоритете будут меры по сдерживанию роста долговых обязательств области и взвешенный подход к предоставлению государственных гарантий.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникшие в течение создания фондов денежных средств, и определяются в распоряжение органов власти разного статуса.
Типы доходов бюджета:
- налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, также штрафы и пени);
- неналоговые;
- доходы целевых бюджетных фондов.
Среди налоговых доходов наиболее полноценное место берет НДС, налог на прибыль организаций и акцизы.
К неналоговым доходам относятся доходы:
- от употребления, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами приобретенные в результате употребления мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
- финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней.
В прогнозе доходов 2013 года и планового периода 2014 и 2015 годов учтены изменения федерального законодательства и законодательства Свердловской области.
Свод основных доходов областного бюджета представлен на рис.1.1.
Рис.1.1. Свод доходов областного бюджета на 2013 год
Основными доходными источниками областного бюджета традиционно является налог на прибыль организаций (38 % от суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета), НДФЛ (32 %), налог на имущество организаций и акцизы по подакцизным товарам (по 10 % каждый).
Налоги на прибыль, доходы 103770400,0 тысяч рублей, в том числе налог на прибыль организаций 57291282,0 тысяч рублей; налог на доходы физических лиц 46479118,0 тысяч рублей.
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 14908578,2 тысяч рублей, в том числе акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ 14908578,2 тысяч рублей.
Если сравнивать структуры налоговых доходов областного бюджета, то общий показатель 2013 года будут ниже показателя 2012 года на 0,2% (рис. 1.2.).
Рис.1.2. Структура налоговых доходов областного бюджета
Самой значительной частью является налог на прибыль организаций. Если рассмотреть налоговые поступления в бюджет по отраслям, то ведущими будут обрабатывающие производства (рис.1.3.).
Рис 1.3. Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет Свердловской области по отраслям на 01.09.2013 года
В начале 2013 года по сравнению с тем же периодом 2012 года наблюдается значительное снижение суммы поступивших налогов по организациям, занятым добычей полезных ископаемых - на 81% или на 1 млрд 471 млн. рублей. По организациям, относящимся к отрасли транспорт и связь, снижение составило 31% или 1 млрд 732 млн. рублей. По виду деятельности «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» поступления снизились на 10% или на 715 млн. рублей. По организациям, занимающихся строительством, отчисления в бюджет снизились на 10% или на 362 млн. рублей.
Сводные показатели исполнения областного бюджета по доходам за первое полугодие 2013 года представлены в таблице 1.1
Таблица 1.1 - Сводные показатели исполнения областного бюджета по доходам за полугодие 2013 года
Наименование доходов бюджета |
Сумма средств, предусмотренная на 2013 год в законе об Областном бюджете, в тысячах рублей |
Исполнено |
||
в тысячах рублей |
в про- центах |
|||
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
146302194,2 |
66427590,77521 |
45,4 |
|
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ |
103770400 |
46188538,31519 |
44,5 |
|
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
14908578,2 |
6401463,36114 |
42,9 |
|
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД |
6334711 |
3743628,30328 |
59,1 |
|
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО |
16820677 |
7784727,78987 |
46,3 |
|
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
1205504 |
506028,26385 |
42,0 |
|
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА |
202810 |
71756,20936 |
35,4 |
|
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ |
1217823 |
717145,40175 |
58,9 |
|
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
602915 |
289894,03298 |
48,1 |
|
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ (РАБОТ) И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА |
358560 |
174124,80095 |
48,6 |
|
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ |
195376 |
93712,70268 |
48,0 |
|
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ |
710 |
254,02393 |
35,8 |
|
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА |
677446 |
410339,31070 |
60,6 |
|
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
6684 |
40369,36321 |
Свыше 100 |
|
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
11684657,8 |
9733310,08898 |
83,3 |
|
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
11684657,8 |
9457578,59201 |
80,9 |
Сводные показатели доходов бюджета Свердловской области говорят о том, что исполнение бюджета за полугодие 2013 года более 50 % по следующим наименованиям:
- налоги на совокупный доход - 59,1 %;
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 58,9%;
- штрафы, санкции, возмещение ущерба - 60,6 %;
- прочие неналоговые доходы - свыше 100%;
- безвозмездные поступления - 83,3 %;
- безвозмездные поступления от других бюджетов РФ. - 80,9 %.
Исполнение бюджета менее 50 % по следующим статьям:
- налоговые и неналоговые доходы - 45,4 %;
- налоги на прибыль, доходы - 44,5 %;
- налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ. - 42,9%;
- налоги на имущество - 46,3 %;
- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование прир. ресурсами - 42 %;
- государственная пошлина - 35,4%;
- платежи при пользовании природными ресурсами - 48,1%;
- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства - 48,6%;
- доходы от продаж материальных и нематериальных активов - 48 %;
- административные платежи и сборы - 35,8%.
Анализируя сводные показатели доходов бюджета Свердловской области, можно сделать вывод, исполнение бюджета происходит в меньшем объеме, чем планировалось. Разница между суммой средств, предусмотренных в бюджете и поступивших в бюджет за полугодие является 5946391 рубль, что составляет 48% от планируемой суммы. Из приведенной таблицы видно, что основные проблемы вызывают налоговые поступления, связанные с характеристиками экономического здоровья производственного потенциала региона. Конечно, можно предположить, что в основу бюджета был положен очень оптимистичный прогноз, поэтому и результаты таковы, но думаю, что проблема не только в прогнозе, а в фактических результатах деятельности экономики региона.