Доходы федерального бюджета

курсовая работа

2.1 Анализ динамики доходов федерального бюджета

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» утверждены доходы федерального бюджета на 2014 год в сумме 14 238 774,5 млн. рублей (19,9% к ВВП), в том числе нефтегазовые доходы в сумме 7 480 189,3 млн. рублей (10,5% к ВВП), ненефтегазовые доходы в сумме 6 758 585,2 млн. рублей (9,4% к ВВП) (таблица 1) 2.

Таблица 1

Основные показатели федерального бюджета по доходам за 9 месяцев 2014 года, млн. рублей

Наименование

Федеральный закон

«О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

Прогноз доходов

на 9 месяцев

2014 года

Отчет

за 9 месяцев 2014 года

Отклонение

ДОХОДЫ

14 238 774,5

10 462 251,2

10 698 307,5

236 056,3

в % к ВВП

19,9

19,9

20,4

0,5

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

7 480 189,3

5 507 556,0

5 494 733,9

-12 822,1

в % к ВВП

10,5

10,4

10,5

0,1

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

6 758 585,2

4 954 695,2

5 203 573,6

248 878,4

в % к ВВП

9,4

9,5

9,9

0,4

Исполнение федерального бюджета по доходам за 9 месяцев 2014 года составило 10 698 307,5 млн. рублей (20,4% к ВВП) или 75,1% к объему доходов, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», и на 236 056,3 млн. рублей или на 2,3% больше прогноза доходов на 9 месяцев 2014 года.

Поступление нефтегазовых доходов за 9 месяцев 2014 года составило 5 494 733,9 млн. рублей (10,5% к ВВП), ненефтегазовых доходов - 5 203 573,6 млн. рублей (9,9% к ВВП) или соответственно 73,5% и 77,0% к прогнозу доходов, учтенному при формировании Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», 99,8% и 105,0% к прогнозу доходов на 9 месяцев 2014 года соответственно.

По сравнению с прогнозом доходов на 9 месяцев 2014 года фактическое поступление доходов в федеральный бюджет увеличилось на 236 056,3 млн. рублей или на 0,5% к ВВП, в том числе за счет ненефтегазовых доходов - на 248 878,4 млн. рублей (на 0,4% к ВВП) при снижении нефтегазовых доходов - на 12 822,1 млн. рублей (на 0,1% к ВВП). Рост ненефтегазовых доходов обусловлен увеличением налога на добавленную стоимость; налога на прибыль организаций, доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации; безвозмездных поступлений. Снижение нефтегазовых доходов связано с отклонением фактических макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации от прогнозных 28.

Динамика исполнения доходов федерального бюджета за последние три года представлена в таблице 2.

Динамика поступления доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов характеризуется снижением с 20,9% к ВВП за 9 месяцев 2012 года до 19,9% к ВВП за 9 месяцев 2013 года и увеличением до 20,4% к ВВП за 9 месяцев 2014 года.

За 9 месяцев 2014 года доходы федерального бюджета увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 0,5% к ВВП, при этом нефтегазовые доходы увеличились на 0,4% к ВВП, а ненефтегазовые доходы снизились на 0,1% к ВВП.

Таблица 2

Фактическое исполнение доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов, млн. рублей

Наименование

9 месяцев

2012 года

9 месяцев

2013 года

9 месяцев

2014 года

ДОХОДЫ

9 385 360,7

9 604 470,0

10 698 307,5

в % к ВВП

20,9

19,9

20,4

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

4 739 651,4

4 774 166,6

5 494 733,9

в % к ВВП

10,6

9,9

10,5

НДПИ на нефть

1 598 756,8

1 621 932,4

1 882 330,8

НДПИ на газ горючий природный

189 711,4

223 481,0

265 064,7

НДПИ на газовый конденсат

7 395,7

9 650,9

11 913,8

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

1 836 328,4

1 715 530,7

1 916 436,7

Вывозные таможенные пошлины на газ природный

326 039,1

341 994,7

372 404,3

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

781 420,0

861 576,9

1 046 583,6

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

4 645 709,3

4 830 303,5

5 203 573,6

в % к ВВП

10,3

10,0

9,9

Налог на прибыль организаций

286 419,4

259 427,5

320 710,0

Налог на добавленную стоимость

2 644 242,0

2 616 403,0

2 894 555,7

НДС на товары, реализуемые на территории РФ

1 438 165,9

1 406 368,3

1 663 762,3

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

1 206 076,1

1 210 034,7

1 230 793,4

Акцизы

283 818,9

376 496,7

426 705,9

Ввозные таможенные пошлины

547 109,9

507 333,9

469 457,5

Прочие ненефтегазовые доходы

884 119,1

1 070 642,4

992 144,4

Увеличение нефтегазовых доходов обусловлено изменением фактических макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации (рост курса доллара США по отношению к рублю, снижение мировых цен на нефть марки «Юралс» на 2,6 долл. США/барр., увеличение объемов экспорта товаров, выработанных из нефти на 9,9%, облагаемых объемов добычи газового конденсата и нефти на 2,3% и 1,9% соответственно), а также увеличением ставок налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья. Рост ненефтегазовых доходов в номинальном выражении связан с увеличением поступлений доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, что обусловлено поступлениями доходов в виде дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, от компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани» по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2013 год, ранее не прогнозируемые администратором доходов.

Структура доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов в разрезе нефтегазовых и ненефтегазовых доходов представлена на рисунке 2.

Рис. 2.1.Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов

В общей сумме доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2014 года нефтегазовые доходы составили 51,4% и ненефтегазовые доходы - 48,6 процента. При этом, динамика изменения доли нефтегазовых доходов в общей сумме доходов соответствует изменениям мировых цен на нефть марки «Юралс», экспортных цен на газ природный и курса доллара США по отношению к рублю, что в значительной мере влияет на изменение доли нефтегазовых доходов за 9 месяцев 2014 года по отношению к 9 месяцам 2012 - 2013 годов и, как следствие, изменение доли ненефтегазовых доходов в общей сумме доходов.

Структура доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов по видам доходов показана на рисунке 3.

Рис. 2.2. Структура доходов федерального бюджета по видам доходов за 9 месяцев 2012 - 2014 годов

Основная часть поступлений федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов обеспечена поступлениями вывозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых. На долю указанных доходов за 9 месяцев 2014 года приходится 78,8% всех доходов федерального бюджета. Снижение доли прочих доходов на 0,8% обусловлено, в основном, снижением поступления разовых платежей за пользование недрами; доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния; доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации 26. Налоговые доходы федерального бюджета за 9 месяцев 2014 года составили 5 910 053,7 млн. рублей (11,3% к ВВП) или 75,7% к сумме, учтенной при формировании Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», и на 139 755,0 млн. рублей или на 2,4% больше суммы, предусмотренной в прогнозе на 9 месяцев 2014 года. По сравнению с аналогичным периодом 2013 года поступление налоговых доходов увеличилось на 704 524,8 млн. рублей или на 13,5 процента. Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (49,0% от общего объема налоговых доходов), налога на добычу полезных ископаемых (36,8%) и налога на прибыль организаций (5,4 процента).

Неналоговые доходы федерального бюджета за 9 месяцев 2014 года составили 4 675 920,9 млн. рублей (8,9% к ВВП) или 73,3% к сумме, учтенной при формировании Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», и на 58 508,1 млн. рублей или на 1,3% больше суммы, предусмотренной в прогнозе на 9 месяцев 2014 года. По сравнению с 9 месяцами 2013 года поступление неналоговых доходов увеличилось на 320 830,7 млн. рублей или на 7,4 процента. Значительная часть (82,0%) общего объема неналоговых доходов федерального бюджета сформирована за счет поступлений ввозных и вывозных таможенных пошлин 12, с. 6. Поступление доходов в федеральный бюджет за 9 месяцев 2014 года в разрезе администраторов доходов приведено в таблице 3 и на рисунке 4. Ведомственная структура доходов федерального бюджета показывает, что 91,1% общего объема поступлений доходов сформировано за счет доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой.

Таблица 3

Исполнение федерального бюджета в разрезе главных администраторов доходов за 9 месяцев 2014 года, млн.рублей

Наименование

Прогноз поступлений доходов

на 9 месяцев

2014 года

в % к ВВП

Исполнено

за 9 месяцев

2014 года

в % к ВВП

% исполнения прогнозируе-мого объема доходов

% к соответ-ствующему периоду прошлого года

Федеральная налоговая служба

4 574 783,6

8,7

4 710 176,9

9,0

103,0

118,3

Федеральная таможенная служба

5 092 432,7

9,7

5 503 573,8

10,5

108,1

104,8

5 037 905,6

10,0

98,9

106,1

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

147 248,7

0,3

227 798,0

0,4

154,7

166,4

Министерство финансов Российской Федерации

123 555,2

0,2

143 106,6

0,3

115,8

93,1

Прочие администраторы доходов федерального бюджета

524 231,0

1,0

113 652,2

0,2

579 320,4

1,1

110,5

99,1

Всего доходов

10 462 251,2

19,9

10 698307,5

20,4

102,3

111,4

Доля доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой, за 9 месяцев 2014 года увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2013 года на 2,5% в основном в результате изменения законодательства Российской Федерации (индексация ставок акцизов по подакцизным товарам, рост ставок налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, введение утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, произведенных в Российской Федерации; установление норматива зачисления в федеральный бюджет налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа, с 1 января 2014 года в размере 50,0 процентов).

Рис. 2.3. Динамика ведомственной структуры доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов

Доля доходов, администрируемых Федеральной таможенной службой, за 9 месяцев 2014 года снижается по сравнению с соответствующим периодом 2013 года на 2,3%, что связано в основном со снижением поступлений ввозных таможенных пошлин (доля ввозных таможенных пошлин в общем объеме доходов, администрируемых Федеральной таможенной службой, за 9 месяцев с 2012 по 2014 годы снизилась на 2,3%, в основном, за счет снижения объемов импорта и средневзвешенной ставки импортного тарифа) 28.

Таким образом, в РФ отмечается тенденция роста абсолютной величины доходов федерального бюджета при одновременном снижении их доли в ВВП страны.

Делись добром ;)