Доходы федерального бюджета
2.1 Анализ динамики доходов федерального бюджета
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» утверждены доходы федерального бюджета на 2014 год в сумме 14 238 774,5 млн. рублей (19,9% к ВВП), в том числе нефтегазовые доходы в сумме 7 480 189,3 млн. рублей (10,5% к ВВП), ненефтегазовые доходы в сумме 6 758 585,2 млн. рублей (9,4% к ВВП) (таблица 1) 2.
Таблица 1
Основные показатели федерального бюджета по доходам за 9 месяцев 2014 года, млн. рублей
Наименование |
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» |
Прогноз доходов на 9 месяцев 2014 года |
Отчет за 9 месяцев 2014 года |
Отклонение |
|
ДОХОДЫ |
14 238 774,5 |
10 462 251,2 |
10 698 307,5 |
236 056,3 |
|
в % к ВВП |
19,9 |
19,9 |
20,4 |
0,5 |
|
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
7 480 189,3 |
5 507 556,0 |
5 494 733,9 |
-12 822,1 |
|
в % к ВВП |
10,5 |
10,4 |
10,5 |
0,1 |
|
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
6 758 585,2 |
4 954 695,2 |
5 203 573,6 |
248 878,4 |
|
в % к ВВП |
9,4 |
9,5 |
9,9 |
0,4 |
Исполнение федерального бюджета по доходам за 9 месяцев 2014 года составило 10 698 307,5 млн. рублей (20,4% к ВВП) или 75,1% к объему доходов, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», и на 236 056,3 млн. рублей или на 2,3% больше прогноза доходов на 9 месяцев 2014 года.
Поступление нефтегазовых доходов за 9 месяцев 2014 года составило 5 494 733,9 млн. рублей (10,5% к ВВП), ненефтегазовых доходов - 5 203 573,6 млн. рублей (9,9% к ВВП) или соответственно 73,5% и 77,0% к прогнозу доходов, учтенному при формировании Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», 99,8% и 105,0% к прогнозу доходов на 9 месяцев 2014 года соответственно.
По сравнению с прогнозом доходов на 9 месяцев 2014 года фактическое поступление доходов в федеральный бюджет увеличилось на 236 056,3 млн. рублей или на 0,5% к ВВП, в том числе за счет ненефтегазовых доходов - на 248 878,4 млн. рублей (на 0,4% к ВВП) при снижении нефтегазовых доходов - на 12 822,1 млн. рублей (на 0,1% к ВВП). Рост ненефтегазовых доходов обусловлен увеличением налога на добавленную стоимость; налога на прибыль организаций, доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации; безвозмездных поступлений. Снижение нефтегазовых доходов связано с отклонением фактических макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации от прогнозных 28.
Динамика исполнения доходов федерального бюджета за последние три года представлена в таблице 2.
Динамика поступления доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов характеризуется снижением с 20,9% к ВВП за 9 месяцев 2012 года до 19,9% к ВВП за 9 месяцев 2013 года и увеличением до 20,4% к ВВП за 9 месяцев 2014 года.
За 9 месяцев 2014 года доходы федерального бюджета увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 0,5% к ВВП, при этом нефтегазовые доходы увеличились на 0,4% к ВВП, а ненефтегазовые доходы снизились на 0,1% к ВВП.
Таблица 2
Фактическое исполнение доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов, млн. рублей
Наименование |
9 месяцев 2012 года |
9 месяцев 2013 года |
9 месяцев 2014 года |
|
ДОХОДЫ |
9 385 360,7 |
9 604 470,0 |
10 698 307,5 |
|
в % к ВВП |
20,9 |
19,9 |
20,4 |
|
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
4 739 651,4 |
4 774 166,6 |
5 494 733,9 |
|
в % к ВВП |
10,6 |
9,9 |
10,5 |
|
НДПИ на нефть |
1 598 756,8 |
1 621 932,4 |
1 882 330,8 |
|
НДПИ на газ горючий природный |
189 711,4 |
223 481,0 |
265 064,7 |
|
НДПИ на газовый конденсат |
7 395,7 |
9 650,9 |
11 913,8 |
|
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую |
1 836 328,4 |
1 715 530,7 |
1 916 436,7 |
|
Вывозные таможенные пошлины на газ природный |
326 039,1 |
341 994,7 |
372 404,3 |
|
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти |
781 420,0 |
861 576,9 |
1 046 583,6 |
|
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
4 645 709,3 |
4 830 303,5 |
5 203 573,6 |
|
в % к ВВП |
10,3 |
10,0 |
9,9 |
|
Налог на прибыль организаций |
286 419,4 |
259 427,5 |
320 710,0 |
|
Налог на добавленную стоимость |
2 644 242,0 |
2 616 403,0 |
2 894 555,7 |
|
НДС на товары, реализуемые на территории РФ |
1 438 165,9 |
1 406 368,3 |
1 663 762,3 |
|
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
1 206 076,1 |
1 210 034,7 |
1 230 793,4 |
|
Акцизы |
283 818,9 |
376 496,7 |
426 705,9 |
|
Ввозные таможенные пошлины |
547 109,9 |
507 333,9 |
469 457,5 |
|
Прочие ненефтегазовые доходы |
884 119,1 |
1 070 642,4 |
992 144,4 |
Увеличение нефтегазовых доходов обусловлено изменением фактических макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации (рост курса доллара США по отношению к рублю, снижение мировых цен на нефть марки «Юралс» на 2,6 долл. США/барр., увеличение объемов экспорта товаров, выработанных из нефти на 9,9%, облагаемых объемов добычи газового конденсата и нефти на 2,3% и 1,9% соответственно), а также увеличением ставок налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья. Рост ненефтегазовых доходов в номинальном выражении связан с увеличением поступлений доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, что обусловлено поступлениями доходов в виде дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, от компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани» по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2013 год, ранее не прогнозируемые администратором доходов.
Структура доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов в разрезе нефтегазовых и ненефтегазовых доходов представлена на рисунке 2.
Рис. 2.1.Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов
В общей сумме доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2014 года нефтегазовые доходы составили 51,4% и ненефтегазовые доходы - 48,6 процента. При этом, динамика изменения доли нефтегазовых доходов в общей сумме доходов соответствует изменениям мировых цен на нефть марки «Юралс», экспортных цен на газ природный и курса доллара США по отношению к рублю, что в значительной мере влияет на изменение доли нефтегазовых доходов за 9 месяцев 2014 года по отношению к 9 месяцам 2012 - 2013 годов и, как следствие, изменение доли ненефтегазовых доходов в общей сумме доходов.
Структура доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов по видам доходов показана на рисунке 3.
Рис. 2.2. Структура доходов федерального бюджета по видам доходов за 9 месяцев 2012 - 2014 годов
Основная часть поступлений федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов обеспечена поступлениями вывозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых. На долю указанных доходов за 9 месяцев 2014 года приходится 78,8% всех доходов федерального бюджета. Снижение доли прочих доходов на 0,8% обусловлено, в основном, снижением поступления разовых платежей за пользование недрами; доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния; доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации 26. Налоговые доходы федерального бюджета за 9 месяцев 2014 года составили 5 910 053,7 млн. рублей (11,3% к ВВП) или 75,7% к сумме, учтенной при формировании Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», и на 139 755,0 млн. рублей или на 2,4% больше суммы, предусмотренной в прогнозе на 9 месяцев 2014 года. По сравнению с аналогичным периодом 2013 года поступление налоговых доходов увеличилось на 704 524,8 млн. рублей или на 13,5 процента. Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (49,0% от общего объема налоговых доходов), налога на добычу полезных ископаемых (36,8%) и налога на прибыль организаций (5,4 процента).
Неналоговые доходы федерального бюджета за 9 месяцев 2014 года составили 4 675 920,9 млн. рублей (8,9% к ВВП) или 73,3% к сумме, учтенной при формировании Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», и на 58 508,1 млн. рублей или на 1,3% больше суммы, предусмотренной в прогнозе на 9 месяцев 2014 года. По сравнению с 9 месяцами 2013 года поступление неналоговых доходов увеличилось на 320 830,7 млн. рублей или на 7,4 процента. Значительная часть (82,0%) общего объема неналоговых доходов федерального бюджета сформирована за счет поступлений ввозных и вывозных таможенных пошлин 12, с. 6. Поступление доходов в федеральный бюджет за 9 месяцев 2014 года в разрезе администраторов доходов приведено в таблице 3 и на рисунке 4. Ведомственная структура доходов федерального бюджета показывает, что 91,1% общего объема поступлений доходов сформировано за счет доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой.
Таблица 3
Исполнение федерального бюджета в разрезе главных администраторов доходов за 9 месяцев 2014 года, млн.рублей
Наименование |
Прогноз поступлений доходов на 9 месяцев 2014 года |
в % к ВВП |
Исполнено за 9 месяцев 2014 года |
в % к ВВП |
% исполнения прогнозируе-мого объема доходов |
% к соответ-ствующему периоду прошлого года |
|
Федеральная налоговая служба |
4 574 783,6 |
8,7 |
4 710 176,9 |
9,0 |
103,0 |
118,3 |
|
Федеральная таможенная служба |
5 092 432,7 |
9,7 |
5 503 573,8 |
10,5 |
108,1 |
104,8 |
|
5 037 905,6 |
10,0 |
98,9 |
106,1 |
||||
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом |
147 248,7 |
0,3 |
227 798,0 |
0,4 |
154,7 |
166,4 |
|
Министерство финансов Российской Федерации |
123 555,2 |
0,2 |
143 106,6 |
0,3 |
115,8 |
93,1 |
|
Прочие администраторы доходов федерального бюджета |
524 231,0 |
1,0 |
113 652,2 |
0,2 |
|||
579 320,4 |
1,1 |
110,5 |
99,1 |
||||
Всего доходов |
10 462 251,2 |
19,9 |
10 698307,5 |
20,4 |
102,3 |
111,4 |
Доля доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой, за 9 месяцев 2014 года увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2013 года на 2,5% в основном в результате изменения законодательства Российской Федерации (индексация ставок акцизов по подакцизным товарам, рост ставок налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, введение утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, произведенных в Российской Федерации; установление норматива зачисления в федеральный бюджет налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа, с 1 января 2014 года в размере 50,0 процентов).
Рис. 2.3. Динамика ведомственной структуры доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2012 - 2014 годов
Доля доходов, администрируемых Федеральной таможенной службой, за 9 месяцев 2014 года снижается по сравнению с соответствующим периодом 2013 года на 2,3%, что связано в основном со снижением поступлений ввозных таможенных пошлин (доля ввозных таможенных пошлин в общем объеме доходов, администрируемых Федеральной таможенной службой, за 9 месяцев с 2012 по 2014 годы снизилась на 2,3%, в основном, за счет снижения объемов импорта и средневзвешенной ставки импортного тарифа) 28.
Таким образом, в РФ отмечается тенденция роста абсолютной величины доходов федерального бюджета при одновременном снижении их доли в ВВП страны.