logo
Коммерческие банки РФ

2.3 Основные направления совершенствования деятельности коммерческих банков

В настоящее время можно констатировать, что в России создана двухуровневая банковская система рыночного типа и в основном сформировалось банковское законодательство, хотя и остается много нерешенных вопросов. Во многих регионах слабо удовлетворяются потребности в банковских услугах, низок уровень капитализации банковской системы. Банки не выполняют в должной мере свои функции. Конкуренция в банковском секторе носит искаженный характер.

За прошедшие 15 лет банковская система России пережила немало потрясений, преодоление которых стимулировало ее развитие. В 2010 г. впервые за предшествующие шесть лет произошло не сокращение количества кредитных организаций, а даже некоторое его увеличение. Эта тенденция сохранялась в 2011 г. и в первые месяцы 2012 г. По всем качественным и количественным показателям деятельности банковская система значительно превысила уровень докризисного 2007 года.

Прибыль в банковском секторе увеличилась с 17,2 млрд. руб. в 2009 году до 67,6 млрд. руб. в 2010 г., и 93 млрд. руб. в 2011 г. Совокупный капитал банковской системы за 2001-2003 гг. более чем удвоился и достиг к 1.01.12 г. 677,1 млрд. руб.

Для обеспечения структурной перестройки и ускорения роста экономики необходимо с помощью коммерческих банков организовать перераспределение ресурсов сырьевого сектора в отрасли, производящие высокую добавленную стоимость, и с помощью Банка России - перераспределений средств между московскими и региональными банками.

Слабость банковской системы усиливает и низкий уровень ее капитализации, что связано с вывозом капитала. Чистая международная инвестиционная позиция страны за 2012 г. увеличилась с 80,7 до 85,3 млрд. дол. Иными словами, Россия, при всей своей бедности, во все большей мере является чистым кредитором. В некоторой степени такое положение связано с долларизацией экономики, но наличная иностранная валюта составляет всего 37 млрд. долларов. Повышению уровня капитализации должен способствовать рост инвестиционной привлекательности отечественных банков. Рентабельность капитала банковского сектора (по методике Госкомстата России) увеличилась с 6% в 2000 г. до 14,9% в 2011 г. и 16% - в 2012 г. По оценке Банка России, рентабельность капитала банковской системы в 2012 г. составила даже 18%, а по 100 крупнейшим банкам -- 21%.

Нужно признать, что имеются большие резервы дальнейшего повышения прибыльности банков. Времена сверхприбылей, получаемых от операций с государственными ценными бумагами, прошли, но не все банки научились зарабатывать деньги на других операциях. Снова начинают возрастать расходы банков на содержание аппарата, сократившиеся было после кризиса 2008 г. Остается низкой производительность труда банковских работников, несмотря на применение самых передовых технологий.

Инвестиционная привлекательность банков непосредственно связана с прозрачностью их деятельности. Потенциальные клиенты, а тем более инвесторы становятся все более разборчивыми. Они не хотят иметь дело с банками, которые что-то скрывают, о чем-то умалчивают.

Повышению прозрачности деятельности банков будет способствовать переход на МСФО. С 1 января 2012 г. банки составляют отчетность одновременно по российским и по международным стандартам. К началу 2015 г. работа по переходу на международные стандарты бухгалтерского учета должна быть завершена. Хотя планировалось сделать это на два года раньше, но, видимо, торопиться не следует. Важно заблаговременно подготовить всю необходимую нормативную базу и обучить персонал банков.

Принципиальное значение имеет одновременный переход на МСФО всех отраслей экономики. Пока же предусматривается осуществлять такой переход постепенно, вплоть до 2015 г. Конечно, это осложнит введение международных стандартов в банковской системе.

Деятельность банковской системы во многом зависит от проводимой денежно-кредитной политики. Руководство Банка России четко дало понять, что в ближайшее время не собирается снижать нормативы отчислений в фонд обязательного резервирования и увеличивать размеры рефинансирования коммерческих банков. Это определяется тем, что основной целью Банка России является снижение инфляции.

Определяющее значение для развития банковской системы имеет состояние законодательства. В действующем Законе о банках и банковской деятельности указывается основная цель деятельности кредитной организации - извлечение прибыли. Это сослужило им плохую службу. Владельцы банков усилили нажим на менеджмент, что привело к превышению границ допустимых рисков ради извлечения максимальной прибыли.

В последнее время банки значительно увеличили размеры кредитования. Доля кредитов, предоставленных реальному сектору, достигла в среднем 40% у многих банков гораздо выше.

Временно свободные средства банков хранятся в Банке России. Однако этот банк практически не занимается перераспределением средств между банками, не выполняет свою функцию кредитора последней инстанции. Остатки средств банков на его счетах составляли на 1 апреля 2012г. 419млрд руб., а сумма выданных кредитов - менее 1 млрд. руб. Таким образом, перераспределено всего 0,25%.

Также существует несколько путей полного удовлетворения спроса на банковские услуги. По существу государственный Сбербанк должен иметь не только привилегии, но и обязанности по обслуживанию отдаленных районов. Чисто коммерческий подход к созданию филиалов здесь неприемлем. Другой путь - инициатива местных органов власти. Они должны определять, какие кредитные учреждения им нужны, и всячески содействовать их созданию и работе.

Российская банковская система успешно справляется с одной из важнейших функций - посредничеством в платежах. Через Банк России проходит 58% всех платежей, через частные платежные системы - 42%. Доля электронной технологии в проведении платежей через частные платежные системы увеличилась с 65% в 2011 г. до 71,5% в 2012 году.

Одной из основных задач построения рыночной экономики, в т.ч. и современной банковской системы является создание благоприятной конкурентной среды. На развитие конкуренции в банковском секторе влияют несколько факторов: степень мобилизации банковского дела; количество конкурирующих кредитных организации; условия конкуренции; степень универсализации или специализации банков. Банковская система первой из секторов нашей экономики вступила на путь демонополизации и создания конкурентной среды. В результате конкуренции количество в последние годы стабилизировалось на уровне, немного превышающем 1300 кредитных организаций. Именно конкуренция помогла определить их жизнеспособность.

Также глобализация и рост нестабильности характеризующие в последние десятилетия развитие мировой экономики, особенно четко проявляются в банковском секторе экономики. Глобализация сопровождается дерегулированием банковской деятельности и либерализацией финансовых рычагов (т.е. отмена ограничений для входа нерезидентов на национальные рынки; открывает простор для развития заграничной филиальной сети банков и формирования международного банковского бизнеса) В результате банки вынуждены конкурировать во многих сегментах финансового рынка, причем не только др. с другом, но и с другими финансовыми институтами: страховыми и инвестиционными фондами, финансовыми компаниями и т.д.

Глобализация неразрывно связана с прогрессом в информационных технологиях. Постоянно совершенствуясь, они получают все новые возможности применений в банковской отрасли. Современные информационные технологии в состоянии обеспечить виртуальное интерактивное общение банка с клиентом; открывают банкам круглосуточный выход на любые географически отдельные рынки. Глобализация и информационные технологии усиливают конкуренцию в банковской отрасли и вынуждают банки конкурировать с широким кругом финансовых организаций. Во-первых: технологии в режиме on-line, позволяет клиентам без особых затрат сил и времени выбирать наиболее выгодные для них предложении услуг. Во-вторых: на основании этих технологий банковские услуги (например, по переводу платежей) могут оказывать организации, не являющиеся банками. Последние ориентируются не на проведение отдельных операций, а предлагают индивидуальный пакет услуг для каждого клиента.

Важным направлением в развитии банковских услуг является концентрация банковского капитала и стремление крупнейших банков к комплексности их предоставления. Универсальность банковского учреждения подразумевает возможность предоставления комплексного портфеля услуг независимо от географического положения или отделения банка. Большое значение для универсализации деятельности банка играют создание глобальной филиал сети и развитие корреспондентских отношений.