logo
Механизм составления федерального бюджета

3.2 Пути совершенствования рассмотрения федерального бюджета

Вместе с вопросами о совершенствовании среднесрочного планирования встал вопрос о принятии законопроектом ряда поправок, направленных на упорядочение бюджетных процедур, а также на устранение внутренних противоречий действующего Бюджетного кодекса.

Предусматривается введение общих для всех уровней бюджетной системы норм, устанавливающих требования к прогнозам социально-экономического развития и к содержанию среднесрочного финансового плана, составу показателей, утверждаемых в проекте закона о бюджете, и к прилагаемым к нему материалам и документам, к этапам и срокам составления проекта бюджета.

Основными изменениями в части процедур утверждения федерального бюджета являются упорядочение требований к проекту федерального бюджета и прилагаемых к нему материалов, рассмотрение проекта федерального бюджета в трех чтениях не более за три месяца.

В настоящее время обсуждается модель рассмотрения и одобрения бюджета Государственной Думой в одном чтении. Это существенно ограничивает влияние депутатов парламента на принятие решений в ходе обсуждения бюджетного процесса. Поэтому реализация в России указанной модели выглядит проблематичной. [9, c. 109]

Но, на мой взгляд, существующая модель рассмотрения федерального бюджета в трех чтениях является наиболее оптимальной.

Поскольку четкое выделение стадий рассмотрения бюджета существенно повышает оперативность бюджетного процесса, так как на каждой последующей стадии запрещается пересмотр бюджетных характеристик, утвержденных на предыдущей. Так, при утверждении расходов по разделам функциональной классификации запрещается пересмотр общего объема расходной части.