logo
Налогообложение банков на примере филиала ПАО "Сбербанк России" Ростовского отделения № 5221, г. Ростов-на-Дону

1.1 Место и роль коммерческих банков в налоговом процессе

Отношения, возникающие между государством в лице его органов законодательной и исполнительной власти и налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов на территории данного государства, а также в процессе осуществления государством налогового контроля, обжалования ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц этих органов, являются налоговыми отношениями.

Лиц, являющихся участниками налоговых отношений, можно подразделить на две основные группы:

1. Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти, которое вводит те или иные налоги и сборы, взимает их и контролирует правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджеты различных уровней.

2. Хозяйствующие субъекты - налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты, которые обязаны в силу закона правильно исчислять и своевременно перечислять налоги и сборы в соответствующие бюджеты. Банк как участник налоговых отношений относится ко 2-ой группе Пансков В.Г.О принципах налогообложения физических лиц / В.Г. Пансков// Финансы. - 2012. - №1. - С. 22 - 27..

Банк - особый кредитный институт, специализирующийся на аккумулировании денежных средств и размещении их от своего имени с целью извлечения прибыли.

Основным назначением банков является посредничество в платежах и в кредите.

Статья 1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности » дает следующее определение: «банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц» Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 30.09.2015)..

Налоговый кодекс Российской Федерации под банком понимает коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации.

В условиях рыночной экономики безналичные расчеты между хозяйственными субъектами, то есть участниками налоговых отношений 2-ой группы, осуществляются с помощью открытых ими в банках счетов.

Функция посредничества банков в кредите обеспечивает эффективное перераспределение финансовых ресурсов в народном хозяйстве на принципах возвратности, срочности и платности.

Банки не просто формируют собственные ресурсы, привлекая денежные средства населения и аккумулируя свободные денежные средства хозяйствующих субъектов, являющихся участниками налоговых отношений 2-ой группы, но и обеспечивают внутреннее накопление средств для развития экономики страны.

Именно этим обусловлено повышенное внимание государства к банковской системе при проведении им своей финансовой, бюджетной и налоговой политики.

Регулирование банковской деятельности на территории Российской Федерации осуществляется на основании Закона «О банках и банковской деятельности», Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также другими федеральными законами и нормативными актами Банка России Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ, от 10.07.2002 (ред. от 12.01.2016).

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» при наличии соответствующей лицензии Банка России коммерческие банки имеют право:

привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

размещать указанные привлеченные средства от своего имени и за свой счет;

открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц;

осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

инкассировать денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы и осуществлять кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

осуществлять куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы;

выдавать банковские гарантии;

осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

выдавать поручительства за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

приобретать права требования от третьих лиц исполнения

обязательств в денежной форме;

осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

осуществлять операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

предоставлять в аренду физическим и юридическим лицам специальные помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей;

осуществлять лизинговые операции;

оказывать консультационные и информационные услуги.

Коммерческие банки вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте.

Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально- технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

Коммерческим банкам запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Права, обязанности и ответственность в системе налоговых отношений.

Для возможности участия в налоговых отношениях субъекты налогового права наделены правоспособностью и дееспособностью, которые в совокупности фактически представляют собой налоговую правосубъектность.

Специальная правосубъектность коммерческих банков как субъектов налоговых правоотношений - это способность и возможность иметь и осуществлять права и обязанности, нести ответственность в пределах своей компетенции в налоговых отношениях.

Признание коммерческого банка субъектом налогового права происходит в силу распространения на него действия законодательных актов о налогах и сборах.

Коммерческий банк как субъект налогового права в силу самого действия названных законодательных актов независимо от участия в тех или иных налоговых правоотношениях, обладает определенным комплексом прав и обязанностей.

Все эти права, и обязанности составляют содержание налоговой правосубъектности, или налогово-правовой статус коммерческого банка.

Поэтому налоговая правосубъектность имеет особое, основополагающее значение для правового регулирования поведения коммерческих банков, поскольку служит предпосылкой взаимоотношений между ними и иными субъектами налогового права, предопределяет действия банка в конкретных налоговых отношениях.

По своей роли, специфическим функциям в механизме правового регулирования налоговых отношений правосубъектность выступает в качестве средства фиксирования круга субъектов - лиц, обладающих способностью быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

Налоговая правосубъектность, конкретизируя круг реальных субъектов налогового права, является вместе с тем первичной ступенью конкретизации налогово-правовых норм, на которой определяется общее юридическое положение субъектов: субъекты налогового права ставятся в то или иное положение по отношению друг к другу.

Налоговая правосубъектность определяет область законодательства, действующего применительно к коммерческому банку и, следовательно, конкретизирует круг правоотношений, в которых банк может участвовать.

Налоговая правосубъектность коммерческих банков является одним из видов финансовой правосубъектности, поэтому наряду с общими чертами ей присущи некоторые свойства; обусловленные спецификой налоговых отношений и правового воздействия на них.

Специальная правоспособность коммерческих банков в налоговых правоотношениях дает им возможность осуществлять лишь такие права, которые соответствуют предмету налогового права.

Налоговая правосубъектность - более емкая категория, нежели возможность правообладания и несения обязанностей в сфере налоговых отношений. Ее конкретное содержание зависит от целого ряда факторов: юридической природы субъекта, характера и целей его деятельности.

Реальная обязанность банка как налогоплательщика уплачивать какой -либо налог возлагается на него с момента возникновения обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах и предусматривающих уплату данного налога Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налоговое право: учебное пособие . - М.: Инфра - М, 2014. - С.86-89..

Возникновение таких обстоятельств служит юридическим фактом, на основании которого коммерческий банк приобретает статус участника налоговых правоотношений.

Конкретный перечень субъектов, обязанных производить платежи в доход государства, устанавливается часть 2 Налогового Кодекса РФ или иным федеральным законом отдельно по каждому налогу и сбору.

Статус коммерческих банков по налоговому законодательству характеризуется тем, что законодатель уделил особое внимание обязанностям банков в сфере налоговых правоотношений.

Специфика содержания правосубъектности банков и некоторых иных кредитных организаций главным образом проявляется в том, что они способны выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, но и в качестве организаций, принимающих и зачисляющих налоговые платежи на счет соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов).

Непременным условием установления правовых связей между банком и соответствующими государственными органами является налоговая правосубъектность банка.

Налоговый кодекс в ст. 11 определяет банки как коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ России.

В соответствии с НК к налогообложению банков применяются не только общие подходы, но особые правила, что отличает их от других организаций.

Согласно ст. 23 Налогового Кодекса РФ основная обязанность банков как налогоплательщиков состоит в уплате законно установленных налогов.

Вместе с тем специальных налогов, которыми бы облагались только банки, современное законодательство о налогах и сборах не предусматривает.

Банки являются плательщиками тех же налогов, что и другие хозяйствующие субъекты.

Одна из важнейших особенностей правового статуса банка в налоговых правоотношениях заключается в том, что банк в указанных правоотношениях не только выступает как налогоплательщик, но и обременяется рядом специфических публично-правовых обязанностей, включенных в частно-правовую природу правоотношений между банком и клиентом.

Главной из этих публично-правовых обязанностей банка является обязанность по исполнению поручения налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты.

Регулирование указанных функций банков осуществляется посредством установления обязанностей в данной сфере ст. 60 Налогового Кодекса РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 45 Налогового Кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

Весьма значимое место среди публично-правовых обязанностей банков в налоговых правоотношениях занимает обязанность выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 86 Налогового Кодекса РФ).

Налоговый орган вправе запрашивать не любые документы, а лишь предусмотренные НК и только в связи с проведением налоговой проверки в отношении конкретного налогоплательщика.

Самостоятельным элементом специальной правосубъектности банков в налоговых правоотношениях выступает обязанность исполнять функции налоговых агентов.

Институт налоговых агентов обусловлен потребностью государства осуществлять текущий финансовый контроль за деятельностью налогоплательщиков.

Однако налоговые органы не имеют возможности оперативно и постоянно контролировать финансово -хозяйственную деятельность плательщиков налогов или сборов, поэтому лица, выступающие источниками доходов, наделяются обязанностями налоговых агентов.

Обязанности налоговых агентов в определенной степени производны от целей и задач налоговых органов, поэтому условно их можно считать представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками.

Вместе с тем правами налоговых органов они не обладают и обязаны исполнять агентские обязанности. Правовой статус налоговых агентов не дает оснований налогоплательщику оспаривать право агента по законному удержанию налогов, причитающихся с конкретного лица.

Правоотношения относительно уплаты и взимания налогов складываются между государством в лице уполномоченных органов (в нашем случае - банков) и налогоплательщиками, поэтому надлежащим ответчиком по искам о возврате излишне уплаченных сумм налогов или по освобождению от налогообложения будет налоговый орган.

В тех случаях, когда коммерческий банк как налоговый агент превышает свои полномочия относительно исчисления и удержания налогов или неправильно применяет налоговые льготы, образуется состав налогового правонарушения, субъектом которого будет банк.