Особенности упрощенной системы налогообложения и взимания акцизов на алкогольную и табачную продукцию

курсовая работа

2.1 Понятие и значение акцизов на алкогольную и табачную продукцию

Акциз представляет собой налог, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Акциз можно классифицировать данный налог по следующим признакам: по принадлежности к уровню власти и управления, принадлежности к субъектам уплаты, по характеру использования, по способу изъятия, по способу обложения, по полноте прав пользования налоговыми поступлениями [9].

По принадлежности к уровню власти и управления: акциз относится к федеральным налогам.

По принадлежности к субъектам уплаты акцизы относятся к платежам с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По характеру использования акцизы -- это платежи (нецелевого) общего назначения, т. е. денежные средства, полученные от их взимания, используются без привязки к конкретным мероприятиям;

По способу изъятия акцизы также как и НДС относятся к косвенным налогам;

По способу обложения акциз относится к неокладным налогам: обязанность по исчислению и уплате налога возложена на налогоплательщика;

По полноте прав пользования налоговыми поступлениями: акцизы относятся к регулирующим налогам, поскольку предусмотрено их зачисление как в федеральный, так и в региональные бюджеты [11].

Механизм исчисления и уплаты акциза предполагает определение суммы налога при совершении операций с подакцизной продукцией и включение сумм налога в цену товара. Это означает, что каждый экономический субъект, участвующий в обороте подакцизных товаров, осуществляет расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, и при реализации передает данную обязанность следующему контрагенту вплоть до конечного потребителя, который и несет бремя акцизного налогообложения. Таким образом, налог регулирует потребление подакцизной продукции.

С целью пополнения государственного бюджета, а также ограничения потребления алкоголя, во многих странах, в том числе в России, продажа алкоголя обложена заметным налогом (акцизом). Зачастую акцизы и налоги составляют большую часть цены крепких алкогольных напитков. Таким образом, государство получает прибыль от продажи алкоголя, которая сравнима, а иногда и превышает прибыль других участников процесса (производителей и торговых фирм) [20].

Например, в России в 2007 году для крепких напитков установлена ставка акциза 162 рубля за литр спирта. Это означает, что акциз на одну бутылку водки ёмкостью 0,5 л составляет 32,4 рубля. Если розничная цена бутылки, например, около 100 рублей, это значит, что примерно треть стоимости водки достается государству (не говоря о прочих налогах, таких как, например, НДС). Вместе с НДС это будет 47 рублей, то есть почти половина розничной цены.

В 2011 году акциз на алкоголь, крепостью более 9 % об. составил 231 руб./литр спирта, для менее крепких напитков -- 170 руб./литр спирта (для вермутов и спиртовых настоек -- 190 руб./литр). Отдельно прописаны ставки акциза для пива: 10 руб./литр для слабоалкогольного пива (0,5-8,6 %) и 17 руб./литр для крепкого пива. За каждый литр шампанского покупателю приходится доплачивать в казну по 18 рублей.

В 2012 году акциз на пиво составил 12 и 21 руб./литр для нормального и крепкого пива, соответственно. Акцизы на другие напитки также будут повышаться в ближайшие годы темпами, опережающими инфляцию.

С другой стороны, денатурированный спирт, который используется не для алкогольных напитков, а для других целей -- например, в качестве топлива, -- обычно облагается по меньшей ставке или не облагается вообще. Тем не менее при использовании такого спирта учёт обязателен, что повышает накладные расходы.

В России акцизы на алкогольную продукцию и пиво зачисляются в бюджет субъекта федерации.

Доля акциза на этиловый спирт и спиртсодержащую продукцию (непищевую) в размере 50 % направляется в бюджет субъекта, а ещё 50 % -- в федеральный бюджет.

Акциз на спирт из непищевого сырья полностью зачисляется в федеральный бюджет России.

Наибольшее фискальное значение среди табачных изделий имеют сигареты - на них приходится около 90% всех поступлений от табачных акцизов. К остальным видам табачных изделий применяются дифференцированные ставки. К сигарам и табаку для трубок - повышенные: во-первых, в перераспределительных целях - потребление данных видов табачных изделий присуще более обеспеченным гражданам. Во-вторых, в социальных целях - курение сигар и трубок приносит больший вред здоровью, нежели курение остальных табачных изделий [14].

В 2013 году акциз на сигареты и папиросы будет равен 550 рублям за 1 тыс. штук плюс 8 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 рублей (с 1 июля 2012 года - 390 рублей плюс 7,5 процента расчетной стоимости, но не менее 510 рублей за 1 тыс. штук). Акциз на табак составляет теперь 1 тыс. рублей за 1 кг; на сигары - 58 рублей за одну штуку; на сигариллы, биди, кретек - 870 рублей за 1 тыс. штук.

Таким образом, обложение акцизами отдельных товаров оказывает значительное влияние на условия производства и потребления данных товаров. В сфере потребления происходит удорожание подакцизных товаров, что заставляет потребителей сокращать свой спрос на них. Этого, кстати, и добивается государство, облагая акцизами товары повышенного спроса и регулируя тем самым спрос потребителей. В сфере производства происходят следующие процессы: так как спрос на подакцизные товары сокращается, то производители вынужденно выпускают относительно меньшее количество продукции. В результате чего часть материальных, трудовых, денежных ресурсов может перетекать из этих отраслей в другие, что создает предпосылки изменения структуры производства. В настоящее время акцизам, как составной части общей налоговой политики, уделяется большое внимание. Они используются для увеличения доходов бюджета, корректировки прогрессивного подоходного налогообложения, в целях протекционизма, а также для ограничения отрицательного влияния отдельных видов производства на природу и стимулирование спроса на отдельные товары.

Делись добром ;)