Проблемы и перспективы совершенствования налоговой политики Республики Беларусь

курсовая работа

2.2 Проблемы развития и направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь

Согласно Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы основная цель налоговой политики на эту пятилетку - это повышение конкурентоспособности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении доходной части государственного бюджета всех уровней.

Главными задачами в этой сфере являются:

- совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;

- радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах.

В национальной налоговой системе предусматривается дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику путем уменьшения налогового давления на прибыль и фонд заработной платы. Реформирование налоговой системы с одновременной оптимизацией бюджетных расходов должно позволить к концу 2015 года снизить налоговую нагрузку до 26% к ВВП.

В течение последних лет Беларусь активно реформировала налоговую систему. Сокращение количества налогов, ежегодное снижение ставок налогов, оптимизация баз налогообложения способствовали сокращению налоговой нагрузки на экономику с 36,1 % в 2008 г. до 27,2 % в 2012 г.

Перед налоговым ведомством сейчас стоит непростая задача - в условиях снижения налоговой нагрузки для налогоплательщиков обеспечить поступление доходов в бюджет в полном объеме, обеспечивающем выполнение социальных обязательств государства. Любая либерализация законодательства должна сопровождаться повышением уровня собираемости налогов. Только так возможно обеспечить стабильность поступлений в бюджет. Снижая налоговую нагрузку, предоставляя плательщикам преференции и оставив тем самым в распоряжении плательщиков дополнительные суммы денежных средств, государство вправе ожидать дополнительных поступлений в бюджет за счет создания благоприятных условий для развития бизнеса.

Уменьшение налоговой нагрузки на субъектов малого предпринимательства произошло за счет снижения с 5% до 3% и с 7% до 5% ставок налога при упрощенной системе налогообложения (УСН), а также упразднения ставки налога при УСН в размере 15 % от валового дохода и введения 3%-ной ставки к выручке от реализации в розничной торговле приобретенных товаров. В результате этих изменений установлена единая налоговая база в виде валовой выручки, а также сокращено количество ставок налога при УСН с шести до четырех, что не только уменьшает налоговую нагрузку при применении УСН, но и упрощает администрирование налога [15, с.44].

Также снижена налоговая нагрузка на доходы физических лиц облагаемых подоходным налогом, путем увеличения размеров налоговых вычетов, увеличения действующих и дополнительного введения новых льгот.

С целью максимального упрощения порядка расчетов и уплаты налогов, составления налоговой отчетности и улучшения налогового администрирования в Беларуси с 2013 г. осуществлен переход на налогообложение НДС, акцизами, налогом на прибыль по принципу начисления. С 2013 г. в Налоговом кодексе реализованы также положения, связанные с сокращением налоговых льгот и оптимизацией порядка осуществления налоговых вычетов по НДС. Так же сегодня на практике реализован механизм переноса убытков прошлых лет на будущие периоды по налогу на прибыль, изменен подход к формированию инновационных фондов.

С 2013 года для индивидуальных предпринимателей изменен срок представления налоговой декларации по единому налогу и его уплаты (доплаты). Указанный срок перенесен с 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности, на срок - не позднее 1-го числа месяца, в котором осуществляется деятельность.

С этого года предприниматели, занимающиеся оказанием услуг (выполнением работ) не производят дополнительную уплату единого налога в размере 60 процентов за каждого работника, привлекаемого к осуществлению предпринимательской деятельности. Вместе с тем, эти предприниматели производят исчисление и уплату единого налога исходя из количества обслуживающих объектов, используемых в предпринимательской деятельности.

Результатом упрощения налогового администрирования стало продвижение Беларуси в международных рейтингах. Наша страна в исследовании Всемирного банка «Doing Business-2013» вошла в тройку наиболее активных стран-реформаторов и добилась существенного прогресса по индикатору «Налогообложение». В очередном отчете по показателю «Налогообложение» Беларусь поднялась на 27 пунктов, достигнув 129-го места.

Дальнейшее совершенствование налогового законодательства в отношении налогообложения субъектов хозяйствования будет осуществляться путем внесения предложений по следующим направлениям:

* сокращение количества налоговых льгот и повышение их целевой направленности на достижение конкретного результата;

* совершенствование налогового администрирования, основанного на сегментации плательщиков;

* изменение порядка налогообложения высокодоходных групп плательщиков;

* применение отработанных в мировой практике механизмов взимания экологического налога;

* проработка вопроса введения консолидированного плательщика налогов для участников холдингов.

Как известно, сами по себе налоги не попадают в государственную казну.

Для обеспечения полноты уплаты налогов и формирования доходов бюджета в запланированных объемах необходим целый комплекс условий. Основными функциями грамотно организованной и эффективной системы сбора налогов являются информирование, консультирование и оказание методологической помощи плательщикам по вопросам исполнения налогового законодательства. Сюда же следует отнести создание для плательщиков комфортных условий исполнения налоговых обязательств и минимизации издержек бизнеса на уплату налогов. Немаловажное значение имеют учет плательщиков и уплаченных ими налогов как основа аналитической составляющей налогового администрирования и, безусловно, контроль за соблюдением налогового законодательства, система мер принудительного взыскания в целях погашения задолженности по платежам в бюджет. Выстраиванием такой системы и занимается белорусская налоговая служба на протяжении последних лет.

Еще одним концептуальным направлением деятельности налоговых органов является проведение широкой информационно-разъяснительной работы, направленной на повышение налоговой грамотности плательщиков. За последние два года налоговые органы перешли от простейшего информирования к реальному взаимодействию с плательщиками и общественностью. Основными направлениями их информационно-разъяснительной работы стали разъяснительно-предупредительная деятельность, просветительская деятельность.

Одной из задач налоговых органов является обеспечение контроля и надзора за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет не только фискальными мерами, но и за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности плательщиков. Для достижения поставленной цели налоговые органы последовательно разработали методы и инструменты контроля с использованием информационных технологий. На протяжении последних лет в целях совершенствования контрольной деятельности налоговых органов, придания ей предупредительного характера и перехода к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений в сфере соблюдения налогового законодательства и осуществления предпринимательской деятельности, приоритет был отдан таким направлениям ее развития, как упорядочение проводимых проверок, целенаправленный отбор плательщиков, углубленная предпроверочная подготовка.

Однако, в рамках налогового регулирования ещё не удалось решить целый ряд проблем и преодолеть негативные тенденции. Основным недостатком системы налогового регулирования в республике является её фискальный характер, угнетающий производственно-инвестиционную активность товаропроизводителей. И хотя произошло некоторое снижение уровня налогов и платежей по отношению к ВВП, налоговый пресс остаётся тяжёлым. Уровень налогообложения определяется из фактического поступления налогов и платежей в бюджет. С учётом нарастающей задолженности это соотношение может оказаться выше.

Делись добром ;)