logo
Расходы федерального бюджета, их оптимизация

1.1 РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Прежде чем перейти к понятию расходов федерального бюджета, сначала определим несколько ключевых понятий, как бюджет и внебюджетный фонд, бюджетные расходы, государственных и муниципальных расходов. Государственные и муниципальные финансы - это денежные отношения, которые возникают в ходе формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти (далее ОГВ) и органов местного самоуправления (далее ОМСУ). Государственные и муниципальные финансовые ресурсы - это доходы (налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления), поступления (поступления из внутренних источников финансирования дефицита бюджетов и внебюджетных фондов и поступления из внешних источников финансирования дефицита) и денежные накопления, которые находятся в распоряжении ОГВ и ОМСУ и предназначены для выполнения их функций. Источниками формирование государственных финансовых ресурсов являются ВВП (валовой региональный продукт у ОМСУ), доходы от внешнеэкономической деятельности (на местном уровне такого источника не существует) и часть национального богатства.

Существуют две формы организации государственных и муниципальных финансовых ресурсов:

1) Бюджет - это форма образования и использования финансовых ресурсов ОГВ и ОМСУ, направляемые ими на финансовое обеспечение возложенных на них полномочий.

2) Внебюджетный фонд - это форма образования и использования финансовых ресурсов ОГВ и ОМСУ, предусматривающая целевое направление средств на финансирование отдельных социальных потребностей общества.

Расходы бюджета представляют собой выплачиваемые из бюджета денежные средства кроме тех средств, которые являются источниками финансирования дефицита бюджета. Как правило, расходы бюджета служат фактором, которые влияют на совокупный спрос и совокупное предложение. Тем самым они активно воздействуют на общественное воспроизводство.

Существует еще одно понятие как расходные обязательства. Расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) (далее ППО) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному ППО, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. То есть расходные обязательства и просто расходы это две разные понятия. И если чуть по-другому сформулировать, то расходные обязательства это ни что иное как обязанность определенного ППО, а расходы, по сути, являются материализацией этих расходных обязательств. Здесь обязанность не определенно в количественном выражении. Например, в законе об образовании говорится, что студентам выплачивается стипендии - это расходные обязательства. А сколько это стоит для государства, это уже расходы. Из этого следует, что это обязательства ППО, а не бюджета (потому что бюджет это расходы).

Использование финансовых ресурсов ОГВ и ОМСУ происходит путем осуществления государственные и муниципальные расходы, которые представляют собой денежные средства, направляемые из бюджетов ОГВ и ОМСУ, а также государственных и муниципальных внебюджетных фондов в целях осуществления государственных полномочий и решения вопросов местного значения. В состав государственных и муниципальных расходов относятся 1) расходы бюджетов ОГВ и ОМСУ; 2) расходы государственных и муниципальных внебюджетных фондов (но в РФ на местном уровне не существует внебюджетного фонда). Из этого следует отметить, что денежные средства, направляемые из бюджетов ОГВ и ОМСУ, представляют собой расходы бюджетов, а денежные средства, перечисляемые из государственных и муниципальных внебюджетных фондов, являются расходами этих фондов.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской федерации. Исходя из этого, состав государственных финансов в Российской Федерации можно представить следующим образом:

Таблица 1. Состав государственных финансов в Российской Федерации

В соответствии данной таблицы можно выделить расходы федерального бюджета и расходы бюджетов субъектов Российской Федерации. Но так как моя тебя касается только расходов федерального бюджета, я остановлюсь только на этом уровне.

Итак, центральное место в бюджетной системе Российской Федерации занимает федеральный бюджет, то есть федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации, который предназначен для исполнения расходных обязательств государства. Федеральный бюджет утверждается в форме федерального закона федеральными органами законодательной власти. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения доходов от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства и ВВП, именно через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Использование средств, которые зачислены в федеральный (центральный в унитарных государствах) бюджет, производится посредством осуществления расходов. Как правило, расходы федерального бюджета связаны с реализацией полномочий федеральных органов государственной власти. Однако согласно со статьей 78 Конституции Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. Соответственно из этого вытекает, что средства федерального бюджета кроме обеспечения полномочий федеральных органов государственной власти могут направляться на реализацию полномочий, которые переданы органами государственной власти субъектов Российской федерации.

Таким образом, расходы федерального бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Существуют определенные факторы, которые влияют на структуру расходов бюджета высшего уровня и его долю в валовом общественном продукте. Это могут быть государственное устройство, общий уровень развития экономики, внутренняя и внешняя политика страны, уровень благосостояния граждан и несколько другие факторы. На величину и структуру федерального бюджета также могут влиять размер государственного сектора в экономике и даже традиции.

Все эти факторы влияют на проявление категории расходов бюджета, которая проявляется через конкретные виды расходов на какие-то нужды, причем такие расходы могут быть охарактеризованы как с количественной, так и с качественной стороны. Например, качественная характеристика каждого вида расходов федерального бюджета позволяет определить экономическую природу и общественное назначение каждого элемента расходов, а количественная их величину. Таким образом, расходы федерального бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Исходя из вышеприведенного, расходов федерального бюджета можно классифицировать следующим образом:

- расходы на обеспечение деятельности главы государства (Президента Российской Федерации) и федеральных органов государственной власти (федеральных органов законодательной и исполнительной власти);

- расходы на национальную оборону и государственную безопасность (содержание Вооруженных сил Российской Федерации);

- расходы на финансовую поддержку субъектов федерации и муниципальных образований;

- расходы на проведение разных выборов и референдумов страны;

- расходы на осуществление международной деятельности (реализация межгосударственных договоров);

- расходы на обслуживание государственного долга;

- расходы на оказание разных государственных услуг федеральными государственными учреждениями социального назначения (образования, здравоохранения, культуры и другие направления);

- расходы на социальную защиту определенных категорий граждан (ветеранов, инвалидов)

- расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

- расходы на исследование и использование космического пространства;

- расходы на государственную поддержку железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

- расходы на государственную поддержку атомной энергетики;

- расходы на предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

- расходы на государственную поддержку субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность приоритетных отраслях экономики;

- расходы на реализацию общегосударственных природоохранных мероприятий;

- предоставление межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации;

- и другие расходы.

За счет средств федерального бюджета осуществляется воздействие на территориальные и отраслевые пропорции экономики, уровень социального обеспечения населения, темпы развития научно-технического прогресса.

Далее приведены динамика и структура расходов федерального бюджета на 2013-2014 гг., составленные по данным Министерство финансов РФ и Федерального казначейства.

Рисунок 1. Динамика расходов федерального бюджета

Рисунок 2. Структура расходов федерального бюджета в 2013 году (фактическое исполнение по состоянию 1.01.2014)

Рисунок 3. Структура расходов федерального бюджета в 2014 году

Таблица 2. Основные показатели за 2013-02.2014 гг.

Год

Показатели

ВВП, % к пред. году

2013

101,3

ВВП, млрд. руб.

2013

66 689,1

Расходы федерального бюджета, млрд. руб.

на 01.02.2014

761,2

Доходы федерального бюджета, млрд. руб.

на 01.02.2014

1 326,7

Инвестиции в основной капитал, % к соотв. периоду пред. года

на 01.02.2014

93,0

Объем Резервного фонда, млрд. руб.

на 01.04.2014

3 121,3

Объем Фонда национального благосостояния, млрд. руб.

на 01.04.2014

3 122,5

По официальным данным Министерство финансов РФ, дефицит федерального бюджета в 2013 г., по предварительной оценке, составил 310,518 млрд.руб., или 0,5% ВВП.. Как отмечает «Прайм», доходы федерального бюджета за 2013 г. составили 13,02 трлн.руб., или 100,9% к общему объему доходов федерального бюджета. Кассовое исполнение расходов -- 13,33 трлн.руб., или 99,6% к общему объему расходов федерального бюджета.

По предварительной оценке, первичный профицит федерального бюджета в прошлом году составил 49,78 млрд. руб., или 0,1% ВВП. Объем ВВП в январе -- ноябре составил 67 983,234 млрд. руб.

Ранее в начале декабря прошлого года ведомство прогнозировало исполнение федерального бюджета по итогам 2013 г. с дефицитом в размере 378 млрд. руб., или 0,6% ВВП.

1.2 ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ОТЧЁТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ В ЧАСТИ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

федеральный бюджет расход оптимизация

Исполнение бюджета -- наиболее ответственный этап бюджетного процесса. На этом этапе обеспечивается сбор запланированных доходов, и осуществляются расходы в соответствии с разработанной экономической и социальной политикой. Поэтому исполнение бюджета состоит из двух параллельных процессов -- сбора доходов и осуществления расходов. Исполнить бюджет - значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансирование всех запланированных по бюджету расходов. Исполнение бюджета основывается на основе принципа единства кассы, который зачисление всех доходов на единый счет бюджета и осуществление всех расходов с этого единого счета.

Правительство по согласованию с органами власти субъектов и ОМСУ устанавливает порядок исполнения бюджета. Установленный порядок обеспечивает Министерство финансов и вся система органов управления финансами.

По расходам бюджет исполняется специальными субъектами - участниками бюджетных правоотношений: главный распорядитель бюджетных средств; распорядители бюджетных средств и получатели этих средств. Распорядителями бюджетных средств являются ОГВ и ОМСУ. Получателями бюджетных средств являются бюджетные учреждения или иная организация, которые имеют право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

При исполнении федерального бюджета по доходам обеспечивается:

- перечисление всех доходов на единый счет;

- распределение регулирующих налогов в соответствии с утвержденным бюджетом;

- учет доходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение федерального бюджета по расходам предусматривает:

- составление и утверждение сводной бюджетной росписи;

- утверждение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и их доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств;

- утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

- принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

- подтверждение денежных обязательств, принятых получателями бюджетных средств со стороны Федерального казначейства;

- расходование средств.

Как и бюджетов других уровней, исполнение федерального бюджета обеспечивается на основе бюджетной росписи. Она подготавливается главным распорядителем бюджетных средств с разбивкой по получателям средств на основе функциональной и экономической классификаций расходов. Бюджетная роспись составляется с поквартальной разбивкой и представляется в Министерство финансов. В свою очередь Министерство финансов на основе бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств подготавливает сводную бюджетную роспись, которая должна быть составлена в течение 15 дней после утверждения федерального бюджета.

Далее в течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи Федеральное казначейство доводит показатели росписи до распорядителей и получателей бюджетных средств. Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях.

Уведомление о бюджетных ассигнованиях не представляет бюджетополучателям права принятия обязательств по осуществлению платежей. Это значит, что они еще не могут заключать договоры на приобретение товаров и оплату услуг.

Следующий шаг, Федеральное казначейство принимает на себя бюджетные обязательства и выделяет главным распорядителям лимиты бюджетных обязательств. Бюджетное обязательство -- признанная Федеральным казначейством обязанность совершать расходование бюджетных средств. Эта обязанность возникает на основе закона о бюджете и сводной бюджетной росписи. А лимит бюджетных средств -- это объем бюджетных обязательств, утверждаемый для конкретного распорядителя и конкретного получателя бюджетных средств в соответствии со сводной бюджетной росписью. Лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета формируются на период до трех месяцев и утверждаются Федеральным казначейством.

Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств утверждается главными распорядителями бюджетных средств. Утвержденные лимиты бюджетных обязательств доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств Федеральным казначейством в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств федерального бюджета.

Имея уведомление о лимите бюджетных обязательств, получатели бюджетных средств могут осуществлять расходы в пределах выделенных им средств. Другими словами, они принимают на себя денежные обязательства, то есть заключают договоры на приобретение товаров и оплату услуг, составляют платежные документы и передают их в Федеральное казначейство.

Федеральное казначейство проверяет правомочность получателя бюджетных средств осуществлять конкретные виды расходов. Средства могут расходоваться лишь в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.

На последнем этапе осуществляется расходование бюджетных средств, то есть их списание с единого счета бюджета в пользу конкретных организаций.

Необходимо отметить, что если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов не более чем на 5%, министр финансов вправе самостоятельно принять решение о сокращении расходов федерального бюджета. Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов более чем на 5%, но не более чем на 10%, то правительство РФ может самостоятельно принять решение о сокращении расходов федерального бюджета. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. В этот день прекращают действовать лимиты бюджетных обязательств. Принятие бюджетных обязательств завершается до 25 декабря. Федеральное казначейство обязано оплатить до 31 декабря принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. После окончания финансового года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит зачислению в доходы бюджета нового финансового года.

Отчетность об исполнении федерального бюджета

В конце каждого финансового года все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты о полученных и израсходованных средствах. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.

Министерство финансов готовит сводный отчет о расходовании средств федерального бюджета. Этот отчет утверждается правительством РФ. Ежегодно не позднее 1 июня текущего года правительство РФ представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Государственную думу и Счетную палату РФ. Отчет должен быть составлен в соответствии с бюджетной классификацией, которая применялась при утверждении закона о федеральном бюджете. Вместе с отчетом об исполнении федерального бюджета в Государственную думу направляются следующие документы:

- отчет об использовании средств резервного фонда правительства РФ и резервного фонда президента РФ;

- отчет Министерства финансов РФ о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

- отчет Министерства финансов РФ о предоставленных государственных гарантиях;

- отчет о внутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации по видам заимствований.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в течение 1,5 месяцев после представления указанного отчета в Государственную думу. Заключение Счетной палаты РФ по отчету правительства РФ об исполнении федерального бюджета включает: - заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета;

- заключение по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных либо законом о федеральном бюджете, либо бюджетной росписью, с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения;

- анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и бюджетных ссуд; - анализ предоставленных обязательств по государственным гарантиям;

- анализ предоставления бюджетных инвестиций.

Государственная дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная дума заслушивает:

- доклад руководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;

- доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;

- доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;

- заключение председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная дума принимает решение либо об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета, либо о его отклонении. Далее приведены динамика и структура исполнения федерального бюджета по расходам, составленные по данным Министерство финансов РФ и Федерального казначейства.

Рисунок 4. Динамика расходов федерального бюджета (Общегосударственные вопросы)

Рисунок 5. Динамика исполнения расходов федерального бюджета, млрд.руб (Общегосударственные вопросы)

Рисунок 6. Динамика исполнения федерального бюджета по расходам, млрд.руб.