Роль Федерального бюджета в социально-экономическом развитии РФ

курсовая работа

1.1 Сущность, функции и роль Федерального бюджета

Федеральный бюджет -- составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.

В статье 16 БКРФ дается следующее определение Федерального бюджета - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения Расходных обязательств Российской Федерации.

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей и финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - федеральный бюджет. В конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральный налоги и сборы и т.д.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высокоспециализированных специалистов.

Средства федерального бюджета - главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения всех этих задач федеральный бюджет в соответствии с бюджетным кодексом РФ формируется за счет федеральных налогов и неналоговых доходов.

Бюджет выполняет ряд функций:

1. Аккумулирующая или функция образования бюджетного фонда - Данную функцию выполняют доходы бюджета. Структура доходов непостоянна и зависит от общего экономического положения в стране и приоритетов экономической политики в стране.

2. Перераспределительная или функция использования бюджетного фонда - так с помощью бюджетных доходов и расходов происходит перераспределение ВВП страны. При этом государство осуществляет финансирование отдельных отраслей народного хозяйства, экономических регионов, учреждений не производственной сферы и отдельных хозяйствующих субъектов с целью соблюдения определенных макроэкономических пропорций.

3. Контрольная - с помощью данной функции осуществляется контроль над действиями исполнительной власти, выявляется финансовое положение отдельных экономических субъектов, отраслей хозяйства, территориальных образований.

4. Регулирующая - означает, что в условиях рыночной экономики основным государственным инструментом является финансовая система, а центральным звеном - бюджет.

Кроме четырех функций, которые являются основными, бюджет может выполнять симулирующую, информационную и другие функции. Они являются дополнительными, и их состав зависит от назначения бюджета

Свою деятельность бюджет выполняет на основании соответствующих принципов:

1. единства бюджетной системы РФ;

Ст. 29. Означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ.

2. Ст. 30. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ (в ред. от 26.04.2007 N 63-ФЗ) [17]

Означает определение полномочий органов власти и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

3. Ст. 31. Принцип самостоятельности бюджетов означает: (в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ) [17]

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);

недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

4. Ст. 31.1. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ) [17]

Означает применение единых принципов и требований при определении бюджетных полномочий, установлении и исполнении расходных обязательств, формировании налоговых и неналоговых доходов, определении объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

5. Ст. 32. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

6. Ст. 33. Принцип сбалансированности бюджета

Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. (в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

7. Ст. 34. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.(в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

8. Ст. 35. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (в ред. т 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета.

Исключения:

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ;

средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;

отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

9. Ст. 36. Принцип прозрачности (открытости) (в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы, процедур рассмотрения и принятия решений, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия;

стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

10. Ст. 37. Принцип достоверности бюджета

Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11. Ст. 38. Принцип адресности и целевого характера бюдж. средств (в ред. от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

12. Ст. 38.1. Принцип подведомственности расходов бюджетов (введена ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

У подведомственных распорядителя и получателя бюджетных средств может быть только один главный распорядитель бюджетных средств.

13. Ст. 38.2. Принцип единства кассы (введена ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета. Исключение: операции по исполнению бюджетов, осуществляемые за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операции, осуществляемые в соответствии с валютным законодательством РФ. [17]

Делись добром ;)