Сбалансированность бюджетов в современных условиях
1.1 Сущность и функции бюджета
Государственный бюджет - это баланс расходов и доходов государства за конкретный период времени, который представляет собой основной финансовый план государства, который после его принятия законодательным органом власти (конгрессом, государственной думой, парламентом) приобретает силу закона и обязателен для выполнения [10, с. 187].
Государственный бюджет объединяет главные расходы и доходы страны. Бюджет - это единство основных финансовых категорий (государственных расходов, государственного кредита, налогов) в их действии, т.е. через бюджет совершаются постоянное расходование ресурсов и их мобилизация [8, с.114].
Бюджет государства, который является частью финансов, обладает такими же признаками, которые свойственны финансам в общем. В то же время бюджет государства рассматривается в виде самостоятельной экономической категории со своими характерными особенностями [21, c. 106]:
1. Государственный бюджет - это особая форма перераспределенных отношений, которая связана с обособлением части национального дохода в руках страны и применением ее в целях удовлетворенности надобностей всего общества и его отдельных, государственно-территориальных образований;
2. С помощью бюджета государства происходит перераспределение национального дохода (национального богатства) между сферами деятельности, территориями государства, отраслями народного хозяйства, социальными группами населения
Как и в других федеративных странах, в России государственный бюджет выступает в виде системы, которая состоит из трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов России и местных бюджетов.
Для свода статистических показателей бюджетной системы и их анализа используется консолидированный бюджет России, включающий бюджет федерального правительства и консолидированные бюджеты субъектов федерации. Консолидированный бюджет России не утверждается законодательным органом власти.
Правовую основу функционирования бюджетной системы составляют Бюджетный кодекс России (БК России) и федеральные правовые акты о федеральном бюджете на соответствующий год, правовые акты субъектов федерации о бюджетах субъектов федерации на соответствующий год и аналогичных нормативно-правовые акты местных органов власти.
Централизация средств имеет важнейшее политическое и экономическое значение, так как привлеченные доходы служат одним из ведущих орудий воплощения в жизнь мероприятий, которые наметило государство. Это предоставляет возможность маневрировать ресурсами, сосредоточивать их на решающих участках социального и экономического развития, реализовывать единую финансовую и экономическую политику на территории государства [15, с.110].
Будучи экономической формой пребывания действительных, объективно обусловленных распределительных взаимоотношений, бюджет государства рассматривается как самостоятельная экономическая категория. Данная категория, является частью финансов, характеризуется теми же признаками, свойственные финансам в общем, имея в тоже время при этом ряд своеобразных качеств. К ним относятся следующие: бюджет государства является особой экономической формой перераспределительных взаимоотношений, которая связана с обособлением части национального дохода в руках страны с целью реализации ее на удовлетворение нужд всего общества и отдельных его государственно-территориальных образований; при помощи федерального бюджета происходит перераспределение национального дохода между субъектами государства, отраслями народного хозяйства, областями общественной деятельности; пропорции перераспределения бюджетной стоимости в большем объеме, чем у иных звеньев финансов, определяются надобностями расширенного воспроизводства в общем и задачами, которые стоят перед обществом на определенном этапе его экономического совершенствования; сфера бюджетного государственного распределения занимает важное место в составе финансов государства, что обусловлено главным положением федерального бюджета в сравнении с другими финансовыми элементами [1, с. 217].
Разница между расходами и доходами страны составляет состояние (сальдо) федерального бюджета. Федеральный бюджет может находиться в трех разных состояниях:
1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), состояние (сальдо) бюджета положительное, что соответствует профициту (либо излишку) бюджета государства;
2) когда расходам равны доходы (Т = G), состояние (сальдо) бюджета равно нулю, т.е. бюджет уравновешен;
3) когда расходы бюджета больше, чем доходы (Т < G), состояние (сальдо) бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета [5, с. 171].
На различных стадиях экономического цикла состояние федерального бюджета различное. При спаде доходы бюджета уменьшаются (т.к. уменьшается деловая активность и, значит, налогооблагаемая база), следовательно, бюджетный дефицит (если он существовал изначально) повышается, а профицит (если наблюдался он) уменьшается. При буме, наоборот, бюджетный дефицит сокращается (так как повышаются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит повышается [6, с. 341].
Главными направлениями нынешней государственной системы бюджета является осуществление бюджетной реформы, предусматривающей [18, c. 93]:
1) укрепление системы межбюджетных отношений;
2) образование бюджетной системы на основе самостоятельности и равноправия и равенства всех элементов бюджетной системы;
3) упрочение доходной базы местных и региональных бюджетов;
4) увеличение результативности использования средств, которые отправляются на социальные нужды;
5) поддержка государства экономики через осуществление льготной кредитной и налоговой политики, а также прямых бюджетных выделений денежных средств.
Для гарантии результативности бюджетной системы при ее разработке должны исполняться определенные требования.
Важное из них - научный подход к ее производству, который учитывает действительное состояние экономики, финансов и государственной бюджетной системы. Бюджетная система не может быть результативной, если четко не определены главные ее направления на ближайший промежуток и будущее, не определены основные цели и первостепенные задачи.
Таким образом, бюджет государства является особым элементом финансовой системы государства и выступает как организованный фонд ресурсов финансов, финансовый план страны, который имеет положение закона на подходящий финансовый год. Данная форма формирования и потребления денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения деятельности страны и органов местного самоуправления.