Управление текущими издержками ОАО "Пищевой комбинат "ХХХ"

дипломная работа

2.1 Производственно-экономическая характеристика

История создания открытого акционерного общества Пищевой комбинат «ххх» начинается с 1934 года, с создания Кадниковской МТС Сокольского района. МТС в тот период занималась выполнение механизированных работ в колхозах района и ремонтом тракторов, сельхозмашин.

В течение 16 лет, с 1976 по 1992 годы значительно укрепилась материально-техническая база предприятия, проведено большое капитальное строительство и реконструкция производственных цехов, объектов социальной сферы, жилья.

В октябре 1991 года на предприятии вступает в строй цех по производству сухих завтраков экструзионной технологии. С этого времени происходит переориентации предприятия на производство пищевых продуктов.

В 1993 году РТП «ххх» преобразуется в акционерное общество открытого типа «ххх».

В 1998 году АООТ «ххх» по решению общего собрания акционеров переименовано в Открытое акционерное общество Пищевой комбинат «ххх».

В 1996 году крупным акционером общества становится торгово-промышленная группа «ххх». С этого времени в развитие общества инвестируются значительные денежные средства, ведется большое капитальное строительство.

В ноябре 1998 года вступает в строй цех по производству картофельных чипсов, строятся картофелехранилища, ведется обновление автомобильного парка.

В 2000 году вводится в эксплуатацию 24 квартирный жилой дом, начинается строительство элеватора и цеха по производству овсяных хлопьев. В январе 2004 года цех по производству овсяных хлопьев дает первую продукцию.

В настоящее время ассортимент выпускаемой продукции составляет 45 наименований, в том числе: подушечки с начинкой, хлопья кукурузные, сухарики ржаные, палочки кукурузные, чипсы картофельные, хлопья овсяные.

Открытое акционерное общество «Пищевой комбинат «ххх» считается юридическим лицом с момента регистрации в отделе государственной регистрации 19 марта 1998 года, регистрационный № 217. Предприятие расположено на северной окраине г. Кадников Вологодской области на правом берегу р. Содима. С областным и районным центром предприятие связано трассой Москва-Архангельск, проходящей через город. Эта дорога с улучшенным покрытием, что позволяет беспрепятственно доставлять сырье и реализовывать продукцию.

ОАО ПК «ххх» является самостоятельным юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права.

Организационно-правовая форма организации - хозяйственное общество в форме акционерного общества открытого типа. Это означает, что общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами, а участники общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.

Организация основана на частной форме собственности, то есть один собственник организации принимает единоличные решения и несет личную ответственность. Он может по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего организации имущества любые действия, не противоречащие законодательству РФ и не нарушающие законные права и интересы других лиц, а также отвечает по обязательствам этими активами и несет риск их случайной гибели или повреждения.

Цель деятельности организации носит двойственный характер. ОАО ПК «ххх» - это коммерческая организация, то есть преследует в качестве основной, непосредственной цели своей деятельности извлечение и максимизацию прибыли. Прибыль является побудительным мотивом и позволяет обеспечивать самофинансирование производственного и научно-технического развития. Но с другой стороны, фирма добивается одновременно и иной цели, без которой невозможно достижение первой, - наилучшим образом удовлетворять запросы потребителей.

Рассматриваемая организация осуществляет свою деятельность в сфере материального производства, а именно - в пищевой промышленности. Предмет ее деятельности - производство пищевых концентратов.

Далее рассмотрим органы управления ОАО ПК «ххх». На первом уровне структуры управления находится Общее собрание акционеров, на втором - Совет директоров, в подчинении которого находится Генеральный директор и лаборатория, которая независима при проведении анализов, оценке качества выпускаемой продукции. Генеральный директор принимает и утверждает решения, касающиеся функционирования предприятия. В его подчинении находятся все специалисты, начальники цехов.

Система управления Обществом делится на три уровня:

1. Высший уровень управления представлен председателем Совета директоров. Он отвечает за принятие важнейших решений для организации, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации;

2. Руководители среднего звена обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Это Генеральный директор, его заместители;

З. Низший уровень управления - начальники цехов, начальники смен, мастера и другие. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких, как сырье и оборудование.

Во главе каждого структурного подразделения находится руководитель. Такая организационная структура обеспечивает согласованность действий исполнителей, простоту управления, четкое выделение ответственности и личную ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

ОАО ПК «ххх» в своей структуре имеет следующие подразделения: цех сухих араков, цех по переработке картофеля, комплекс по хранению и переработке зерна (элеватор и цех по производству овсяных хлопьев), автопарк, участок по ремонту, цех переработки древесины, стройцех, вспомогательное производство. Магазин розничной торговли в июле 2006 года выделен из состава ОАО ПК «ххх» во вновь организованное ООО ТД «Кадниковский». То есть, с июля 2006 года предприятие прекратило деятельность, подпадающую под налогообложение ЕНВД (розничную торговлю).

Организационная структура предприятия представлена в виде схемы на рисунке 2.

Управление в обществе осуществляется в соответствии с его Уставом и законодательством РФ, в частности с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Для ОАО ПК «ххх» характерен демократический стиль руководства, при котором большинство вопросов решается коллегиально, то есть сообща. Руководитель предприятия в общении с подчиненными вежлив, находится в постоянном контакте.

По моему мнению, в организации рациональная структура управления, поскольку достигаются высокие результаты у коллектива, а именно - рост объема производства и реализации продукции, расширение ассортимента продукции, открытие новых рабочих мест.

Далее рассмотрим основные производственно-экономические показатели деятельности ОАО ПК «ххх».

Основные показатели, характеризующие размеры предприятия представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Показатели, характеризующие размер ОАО ПК «ххх», 2004-2006 гг.

Показатели

Годы

Темп роста, %

2004

2005

2006

2005 г.

2006 г.

Объем производства в действующих ценах, тыс.руб.

319801

379016

426163

118,52

112,44

Объем реализации, тонн

314121

374853

441618

119,33

117,81

Среднесписочная численность работников, чел.

635

687

704

108,19

102,47

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

172728

177488

166389

102,76

93,75

По данным приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что ОАО ПК «ххх» относится к числу крупных организаций.

Средняя численность работников за рассматриваемый период превышает 500 человек и составляет в 2006 году 704 человек, что на 17 человека больше, чем в 2005 году. То есть среднегодовая численность работников имеет положительную динамику.

Четкой динамики по среднегодовой стоимости основных средств в рассматриваемом периоде не наблюдается. Так, в 2005 году данный показатель возрос на 3%, а в 2006 году снизился на 6%.

Рост производства продукции и реализации продукции характеризуется положительно для предприятия.

Основная номенклатура производимой продукции включает следующие наименования: сухие завтраки экструзионной технологии, в том числе подушечки с начинкой, кукурузные хлопья, колечки, звездочки; каши овсяные; картофельные чипсы. В 2006 году основная номенклатура товарной продукции составила 10991 тонн, в частности:

Подушечки с начинкой - 1109 тонн

Кукурузные хлопья - 3570 тонн

Сухарики ржаные - 62 тонны

Овсяные хлопья и крупа - 3520 тонн

Хлопья овсяные быстрого приготовления - 1159 тонн

Картофельные чипсы - 1571 тонна

Кроме того, в 2006 году освоен выпуск новых видов продукции: сухарики ржаные трех видов фасовкой по 40 грамм.

Предприятие имеет узкий рынок сбыта своей продукции, большая часть которой отгружается ЗАО ТПГ «Кунцево» (Москва) и часть - ЗАО «Александра плюс» (Москва). За 2006 год общество отгрузило в адрес данных потребителей продукции собственного производства и оказало услуг по ее перевозке на сумму 363101 тыс.руб., что составляет 82% от общего объема реализации.

Структура сбыта основных видов продукции Комбината представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Структура сбыта продукции ОАО ПК «ххх», 2006 г.

Регион поставки

Сухие завтраки

Чипсы

Овсяные хлопья

тонн

%

тонн

%

тонн

%

г. Москва

4443

94,2

1052

67,0

4004

87,5

г. С-Петербург

65

1,3

498

31,7

402

8,7

Вологодская обл.

4

0,1

21

1,3

126

2,8

Новосибирская обл.

199

4,2

-

-

-

-

Челябинская обл.

7

0,2

-

-

46

1,0

Итого

4718

100,0

1571

100,0

4578

100,0

Согласно приведенным данным, общество поставляет свою продукцию в пять крупных регионов: г. Москва, г. С-Петербург, Вологодская обл., Новосибирская обл., Челябинская обл. При этом основным регионом поставки сухих завтраков, чипсов и овсяных хлопьев является город Москва, что подтверждает ранее сказанное. В Новосибирскую область поставляются только сухие завтраки, в Челябинскую область - сухие завтраки и овсяные хлопья. Наибольший объем реализации во все регионы поставки наблюдается по такому виду продукции, как сухие завтраки.

Далее рассмотрим, насколько эффективна финансово-хозяйственная деятельность предприятия в 2006 году. Для этого проанализируем показатели, представленные в таблице 2.3.

Таблица 2.3.

Показатели экономической эффективности деятельности ОАО ПК «ххх», 2004 - 2006 гг.

Показатели

Годы

Изменения (+, -)

2004

2005

2006

2005г.

2006г.

абсолютное

относительное

абсолютное

относительное

1. Объем производства в действующих ценах, тыс. руб.

319801

379016

426163

+59215

118,52

+47147

112,44

2. Выручка от продаж (за минусом НДС), тыс. руб.

314121

374853

441618

+60732

119,33

+66765

117,81

3. Себестоимость проданной продукции с учетом коммерческих и управленческих расходов, тыс. руб.

301228

349968

423795

+48740

116,18

+73827

121,10

4. Себестоимость проданной продукции, работ услуг, тыс. руб.

287109

333808

399638

+46699

116,27

+65830

119,72

5. Среднегодовой фонд заработной платы, тыс. руб.

42721

52800

63131

+10079

123,59

+10331

119,57

6. Среднесписочная численность работников, чел.

635

387

704

-248

60,94

+317

181,91

7. Среднегодовая зарплата, руб.

67276

76856

89675

+9580

114,24

+12819

116,68

8. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

172728

177488

166389

+4760

102,76

-11099

93,75

9. Валовая прибыль (убыток), тыс.руб. (2-3)

12893

24885

17823

+11992

193,01

-7062

71,62

10. Уровень рентабельности (убыточности) по валовой прибыли, % (9/4)

4,49

7,45

4,46

+2,96

166,01

-3,00

59,82

11. Уровень окупаемости затрат, % (2/4)

109,41

112,30

110,50

+2,89

102,64

-1,79

98,40

12. Производительность труда, тыс. руб. (2/6)

494,68

968,61

627,30

+473,93

195,81

-341,31

64,76

13. Фондоотдача, руб. (2/8)

1,82

2,11

2,65

+0,29

116,13

+0,54

125,67

14. Фондоемкость, руб.(8/2)

0,55

0,47

0,38

-0,08

86,11

-0,10

79,57

По данным приведенной таблицы можно сделать общий вывод, что экономическая эффективность ОАО ПК «ххх» в 2006 году находится на необходимом для оптимального функционирования уровне. Однако этот уровень в отчетном году по сравнению с предыдущим годом снижается. Об этом свидетельствуют перечисленные ниже факты.

Первоначально определим прямые и обратные показатели. Прямыми являются такие показатели, увеличение которых благоприятно сказывается на результатах производства и деятельности организации и, а их снижение - отрицательно, словом, чем они выше, тем лучше и, чем ниже, тем хуже. К ним относятся: выручка от продаж, прибыль, уровень рентабельности уровень окупаемости, производительность труда, фондоотдача. Обратные показатели имеют противоположное действие по сравнению с прямыми: себестоимость, фондоемкость.

В первую очередь необходимо отметить, что за весь рассматриваемый период Комбинат возмещает все затраты по оказанию услуг за счет выручки и получает прибыль (17823 тыс. руб.), в результате чего уровень рентабельности положителен (4,46%), что способствует дальнейшему развитию организации и ее успешной деятельности, то есть говорит о том, что у нее есть возможности для существования и укрепления позиций на рынке. Но несмотря на то, что выручка имеет тенденцию к росту (на 17,81%), уровень рентабельности резко снижаются (на 40,18 %). Это главным образом произошло в результате более быстрого темпа роста размера себестоимости по сравнению с темпом роста выручки (21,10% и 17,81% соответственно).

В связи с этим уровень валовой прибыли в 2006 году снижается (на 28,38%), тогда как в предыдущем периоде данный показатель резко возрастал (на 93,01%).

Фондоотдача в отчетном году возрастает на 25,67% и составляет 2,65 рублей, то есть на каждый рубль ОПФ получено почти 3 рубля выручки. Фондоемкость, в отличие от фондоотдачи является обратным показателем и свидетельствует о том, что на каждый рубль оказанной услуги в 2006 году приходилось 38 копеек ОПФ. Причем этот уровень снизился по сравнению с 2005 годом на 20,43%. Таким образом, ОПФ в ОАО ПК «ххх» используются экономно, бережно, то есть эффективно.

Таким образом, мы видим, что большинство прямых показателей эффективности деятельности фирмы в динамике снижается, а обратные - растут, что означает снижение эффективности функционирования ЗАО «Центр НТУиК» с экономической точки зрения, причина которого - резкий рост себестоимости. Но, несмотря на это, финансово-экономическая деятельность данной организации в 2006 году все же эффективна.

Делись добром ;)