Финансовая политика государства

курсовая работа

2.1 Формирование доходов федерального бюджета

Для выполнения государством своих функций и задач перед обществом в масштабе государства формируется централизованный финансовый фонд называемый федеральным бюджетом. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. Через федеральный бюджет происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами и слоями населения. Из федерального бюджета финансируются все мероприятия оборонного характеpa, развитие науки, подготовка кадров, органы государственного управления, развитие инфраструктуры. Средства федерального бюджета являются основным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений производства, освоения новых месторождений и новых технологий. Доход федерального бюджета формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений, заимствований, безвозмездных перечислений и взаиморасчетов, поступающих из бюджетов субъектов РФ.

а) Формирование федерального бюджета за счет налоговых источников дохода.

Согласно Налоговому кодексу РФ к федеральным налогам и сборам отнесены: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды товаров и минерального сырья, налог на прибыль (доход) организаций, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, единый социальный налог, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экономический налог, федеральные лицензионные сборы. НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) организаций и налог на доходы с физических лиц или подоходный налог являются регулирующими, т. е. эти виды налогов участвуют в формировании всех бюджетов на основании российского законодательства. Единый социальный налог в полном объеме своих отчислений формируют государственные внебюджетные фонды. Анализ формирования бюджетов всех уровней бюджетной системы свидетельствует, что налоги и сборы являются основными источниками формирования доходов бюджетов. В частности, на долю федеральных налогов и сборов приходится более 76% общей суммы дохода федерального бюджета.

Математически сумму налоговых доходов бюджета можно записать выражением

где Sнф-- общая сумма налоговых поступлений в федеральный бюджет (расчетная или прогнозируемая на очередной финансовый год или фактически полученная в предыдущем финансовом году);

S ф-сумма поступлений конкретного вида налога, подлежащая перечислению одним налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом) в бюджет;

Кф-- коэффициент регулирования уровня бюджетной системы по данному виду регулирующего налога, в данном случае часть средств, перечисляемая в федеральный бюджет, выраженный в относительных единицах от процентной доли, утвержденный федеральным законом на очередной финансовый год;

i 1...Н -- количество налогоплательщиков, уплачивающих в федеральный бюджет данные виды налогов и сборов;

1...Ф -- количество федеральных видов налогов и сборов, по которым налогоплательщики перечисляют платежи и за счет которых формируется федеральный бюджет.

Налог на добавленную стоимость является одним из важных налогов формирования бюджетов всех уровней бюджетной системы, и математически его часть суммы федерального бюджета Sндс можно записать выражением

где 1...Н1 -- общее количество налогоплательщиков, уплачивающих данный вид налога;

Кп -- коэффициент, учитывающий ту часть суммы платежа, которая засчитывается в доход федерального бюджета (если таковое будет установлено НК РФ). В настоящее время все 100% налога засчитывается в федеральный бюджет.

S н -сумма платежа, перечисляемая одним налогоплательщиком в бюджет в течение финансового года, равная

где i = 1... п -- количество i-x видов товаров (работ, услуг), реализуемых одним налогоплательщиком (предприятием) в течение финансового года;

Sn -- налоговая база на i-й вид товара (работ, услуг);

л i1 -налоговая ставка на i-й вид товара (работ, услуг), которая для разных видов товара установлена НК РФ в размере 10% по хлебобулочным, молочным продуктам, продуктам детского питания и 18% по остальным видам товаров (работ, услуг).

Акцизы на определенные виды товаров и минеральные виды сырья.

Их долю в общей сумме федерального бюджета рассчитывают по выражению

где 1...Н2 -- количество налогоплательщиков, перечисляющих данный вид налога в бюджет;

Ка -- коэффициент, учитывающий ту часть суммы платежа, которая засчитывается в доход федерального бюджета. Законодательством РФ установлено, что из общей ставки налога по отдельным видам товаров 40-50% суммы акциза зачисляется в федеральный бюджет, 50-60% в бюджеты субъектов РФ;

Sa -- сумма платежа, перечисляемая налогоплательщиком за отчетный финансовый год в бюджет, равная

где i = l...m --- количество 1-х видов подакцизных товаров (подакцизного минерального сырья), реализуемого налогоплательщиком в течение финансового года;

Ga, Ca -- налоговая база реализуемого подакцизного товара (минерального сырья), выраженная в единицах объема или в стоимости товара (сырья);

Xi2 -- налоговая ставка на 1-й вид подакцизного товара (минерального сырья), которая в соответствии с НК РФ установлена по отдельным видам товаров и минерального сырья в размере от 0 до 2951 руб. за тонну, килограмм, литр, штуку реализуемого товара.

Налог на прибыль (доход) организаций, отчисляемый в доход федерального бюджета, рассчитывается по выражению

где 1..Н3 -- общее количество налогоплательщиков (организаций), уплачивающих данный вид налога в бюджет в результате реализации товаров (работ, услуг);

Kn -- коэффициент, учитывающий ту часть суммы платежа, которая перечисляется налогоплательщиком в виде налога в федеральный бюджет;

Snp -- общая сумма платежа, перечисляемая одним налогоплательщиком в бюджет в течение финансового года, равная

где i = l...p -- количество i-x видов товаров, реализованных налогоплательщиком в течение финансового года и от которых получена прибыль;

Дn-- общий доход (прибыль) организации, полученная за реализацию i-ro вида товара в течение финансового года или налоговая база i-ro вида товара;

л i3-- налоговая ставка налога на прибыль по i-му виду товара (работ, услуг). Налоговая ставка налога на прибыль установлена НК РФ в размере 24% (по отдельным видам дохода 0-20%), из которой 6,5% засчитывается в федеральный бюджет и 17,5% -- в бюджеты субъектов РФ.

Таможенная пошлина, сборы и иные платежи в полном объеме перечисляются в федеральный бюджет, которые характеризовать можно выражением

где 1...Т -- количество таможенных пунктов, осуществляющих данный вид деятельности на территории РФ;

ST?-общая сумма таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет одним таможенным пунктом, равная

где Р = l...m -- количество (3-х партий товара, перемещаемых через таможенную границу;

i = 1...П -- количество i-x операций (сделок), производимых на таможенном посту по оказанию услуг субъекту налога при перемещении им (3-й партии товара через таможенную границу;

VT,CT -- объем или стоимость товара, данной партии, перемещаемого через таможенную границу;

-- ставка таможенной пошлины или сбора за перемещение товара или оказываемую услугу, совершаемую в i-й операции по данной партии товара.

Налог на доход от капитала, поступающий в федеральный бюджет, рассчитывается по выражению

где 1...H4 -- общее количество налогоплательщиков, уплачивающих данный вид налога в бюджет;

Дк -- налоговая база на доход от капитала или доход субъекта налога в виде дивидендов или доходов по ценным бумагам;

-- налоговая ставка на данный вид дохода, установлена НК РФ в размере от 9 до 15% в зависимости от вида дохода.

Подоходный налог (налог на доход) с физических лиц является регулируемым видом налога, и его доля в федеральном доходе бюджета рассчитывается по выражению

где 1...H5 -- общее количество предприятий и организаций как налогоплательщиков, перечисляющих в соответствующий бюджет отчисления на фонд заработной платы и на иные доходы своих работников;

Кф -- коэффициент, учитывающий ту часть налоговых отчислений, которая поступает в федеральный бюджет. Из общей налоговой ставки отчислений в 13% (по отдельным видам доходов 9--35%) в федеральный бюджет, начиная с 2005 г. отчисления не производятся. Налог распределяется следующим образом: 70% отчисляется в бюджеты субъектов РФ,

20% -- в муниципальные бюджеты, 10% -- в поселковые:

где i = 1...Л -- общее количество работников предприятия (организации), с которых удерживается подоходный налог, перечисляемый в соответствующий бюджет;

Дл -- общая сумма дохода, начисляемая физическому лицу за период изъятия из его дохода налога (месяц, квартал, год);

налоговая ставка на подоходный налог физического лица, установлена НК РФ в размере 13% от общей суммы начислений.

Налог на добычу полезных ископаемых выступает в качестве регулирующего налога, и его часть в общей сумме федерального бюджета рассчитывается по формулам:

где 1...Н6 --общее количество организаций -- плательщиков налога за пользование недрами (добывающих полезные ископаемые);

К3 -- коэффициент, учитывающий ту часть общей суммы налога, которая перечисляется в федеральный бюджет налогоплательщиком, что предусмотрено НК РФ;

S3 -- сумма налога, перечисляемая налогоплательщиком в бюджет за отчетный финансовый период; в зависимости от вида деятельности организации рассчитывается по формуле

Где Sp ,лi7 -- налоговая база, выраженная в размерах лицензируемой площади разведки ископаемых, и налоговая ставка при ведении разведки ископаемых соответственно;

CД , СP-- налоговая база при добыче и реализации полезных ископаемых, выраженная в стоимостных величинах, соответственно;

лi8,лi9-- налоговые ставки, применяемые в налогообложении по отношению к добыче, реализации полезных ископаемых, соответственно.

Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами рассчитывается

где l…Hy --количество налогоплательщиков, уплачивающих данный вид налога в доход бюджета;

Kж-- коэффициент, учитывающий ту часть суммы дохода, которая перечисляется в федеральный бюджет согласно НК РФ;

S6 -- общая сумма налога, которую должен перечислить налогоплательщик в бюджет в течение финансового года, равная

где i -- 1…Ж -- количество видов объектов животного мира и водных биоресурсов, на которые выданы лицензии предприятию;

Gд-- налоговая база начисления налога, выраженная в единицах объема добычи или в количестве дней, в течение которых осуществляется добыча;

Xil2 -- налоговая ставка сбора за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами.

Водный налог согласно НК РФ в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет, или его часть может быть зачислена в территориальные бюджеты и рассчитывается по выражению,

где H10 -- общее количество налогоплательщиков, уплачивающих данный вид налога в бюджет;

Кв -- коэффициент, учитывающий часть суммы налога, которая поступает в доход федерального бюджета, если такое решение принято Правительством РФ;

Sвд-- общая сумма налога, перечисляемая налогоплательщиком в бюджет в течение финансового года, равная

где i = 1...B -- количество видов пользования водными объектами, на которые организация получила лицензии;

Vв ,Sp-- налоговая база исчисления налога, выраженная в объемах забранной воды, объемах продукции или в площади акватории пользования водоема соответственно;

лi13-- налоговая ставка (в зависимости от вида деятельности), выраженная в рублях за 1 тыс. куб. м забора воды; 1 тыс. кВт-ч произведенной энергии; 1 кв. км используемой акватории и т. д.

Государственная пошлина, в соответствии с законодательством РФ, в зависимости от объекта услуг поступает в соответствующий бюджет и рассчитывается по выражению:

где 1…H11 -- количество государственных организаций, имеющих право и собирающих государственные пошлины в федеральный бюджет от налогоплательщиков;

Sn -- сумма государственной пошлины, перечисляемая в федеральный бюджет налогоплательщиком, например, за приобретение гражданства, государственную регистрацию организации, услугу по суду и т. д.

б) Формирование федерального бюджета за счет неналоговых источников дохода. К неналоговым источникам дохода формирования федерального бюджета относятся:

* средства государственной собственности;

* средства, полученные от деятельности государства;

* средства, полученные государством от заимствований (внутренних и внешних).

Средствами государственной собственности являются:

* имущество, принадлежащее на праве собственности РФ и составляющее федеральную собственность (отрасли промышленности, предприятия, здания, драгоценности, изделия и т. д.);

* земля и природные ресурсы, находящиеся в государственной (федеральной) собственности;

* имущество, приватизация которого запрещена законом (не может быть продано), и, следовательно, государство само извлекает из него доход, поступающий в бюджет;

* имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления и подлежит продаже в собственность другим лицам;

* имущество, которое приватизируется (передается другим лицам или предприятиям) с установлением запрета на участие в его приватизации иностранными юридическими и физическими лицами, а также в качестве учредителей, участников или аффилированных лиц;

* имущество, которое приватизируется на основании решений Правительства РФ (передается другим лицам или предприятиям);

* имущество, которое приватизируется (передается другим лицам или предприятиям) на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия на осуществление функций управления и распоряжения государственным имуществом.

Имущество, земля и природные ресурсы могут быть использованы государством в целях извлечения прибыли в собственных интересах, переданы в аренду или проданы на основе соответствующих законодательных актов. В соответствии с законодательством РФ государственное имущество в порядке реализации программы приватизации может быть передано государством другим лицам.

Денежные средства, полученные государством от федеральной собственности до момента приватизации и полученные от приватизации имущества, поступают в федеральный бюджет или распределяются между бюджетами всех уровней бюджетной системы в соответствии с нормативами, установленными программами приватизации РФ.

а) Доходы от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности, подразделяются на следующие виды доходов:

1. Поступления от приватизации организаций (предприятий),

2. Поступления от продажи государством принадлежащих ему акций по организациям (предприятиям),

3. Доходы от продажи квартир

4. Доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств и другого оборудования

5. Доходы от реализации государственных запасов;

6. Доходы от продаж земли и нематериальных активов

7. Поступления от капитальных трансфертов (передаточных платежей) из негосударственных источников

8. Доходы, полученные государством от внешнеэкономической деятельности государства;

9. Доходы, полученные государством в бюджет от штрафных санкций, административных платежей, возмещений ущерба и т. д.,

б) Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от его деятельности подразделяются на следующие виды доходов:

1. Доход от имущества, находящегося в федеральной собственности,

2. Доходы, полученные государством от дивидендов по акциям, принадлежащим государству по данному виду имущества

3. Доход, полученный от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности,

4. Доходы, полученные от процентов по размещенным в кредитных организациях временно свободных средств бюджета,

5. Доходы, полученные государством от оказания услуг другим организациям,

6. Доходы, полученные государством от прибыли ЦБ РФ и перечисленные в госбюджет в соответствии с законодательством РФ,

7. Доходы, поступающие в федеральный бюджет за счет платежей от использования государством другого имущества, находящегося в федеральной собственности, или от деятельности этого имущества,

8. Доходы, поступающие в федеральный бюджет от прибыли унитарных предприятий, созданных РФ.

в) Доходы, поступающие в федеральный бюджет от других источников (деятельности):

1. За выдачу лицензий на право деятельности по различным источникам (лицензионный сбор)

2. За пользование лесным фондом (платы за древесину, отпускаемую на корню) или перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий

3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

4. Платы за консульские сборы (патентные пошлины, предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним)

г) Доходы, поступающие в федеральный бюджет от безвозмездных перечислений, подразделяются на следующие виды доходов:

* доходы, поступающие в бюджет от государственных организаций;

* доходы, поступающие в бюджет от наднациональных организаций;

* доходы, поступающие от юридических и физических лиц в виде пожертвований.

Делись добром ;)