Формирование федерального бюджета в условиях макроэкономической нестабильности
2.1 Анализ формирования доходов федерального бюджета 2014-2016 гг.
Доходы бюджета - это централизованный фонд денежных средств, формируемых за счет распределения части национального дохода для выполнения функций государства. Финансы: Учебник/ Под редакцией Дробозиной Л.А. - с. 153
Федеральный бюджет Российской Федерации по сути своей является главным финансовым планом государства, утверждается Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) в форме федерального закона.
Доходы федерального бюджета по экономическому содержанию выражают собой денежные отношения, возникающие между государством и физическими и юридическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств, поступающих в распоряжение органов власти.
Доходную часть федерального бюджета составляют следующие федеральные налоги и сборы:
· налог на прибыль организаций;
· налог на добавленную стоимость;
· акцизы на отдельные группы и виды товаров (алкогольная продукция, табачная продукция, бензин и различная топливная продукций, легковые автомобили, мотоциклы и другие подакцизные товары);
· налог на добычу полезных ископаемых;
· сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;
· водный налог;
· государственные пошлины (за исключением государственных пошлин, подлежащих перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты);
· налог на доходы физических лиц.
К доходам федерального бюджета также причисляют доходы от внешнеэкономической деятельности и прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Составление проекта федерального бюджета обязанность Правительства Российской Федерации, непосредственно составлением проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Проект федерального бюджета составляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основе:
· бюджетного послания Президента Российской Федерации;
· прогноза социально-экономического развития;
· основных направлений бюджетной и налоговой политики;
· государственных целевых программ.
Бюджетным посланием Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика и приоритетные направления при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Президент Российской Федерации в обращении к обеим палатам Федерального Собрания отметил цели, которые следует достичь за предстоящий период 2014-2016 гг.:
1) необходимо обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, гарантировать выполнение социальных обязательств государства;
2) необходимо существенно оптимизировать структуру бюджета, выявить резервы и перераспределить их в интересах стратегических задач (должна увеличиваться доля тех расходов, которые дают наибольший эффект для экономического роста и социального развития);
3) оптимизация структуры расходов федерального бюджета;
4) развитие программно-целевых методов управления;
5) принятие решений, обеспечивающих сбалансированность и прозрачность пенсионной системы;
6) создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры;
7) развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности (упростить процедуру уплату налогов и сделать ее более удобной как для физических лиц, так и для предпринимателей)
8) укрепление системы межбюджетных отношений (необходимо более слаженное взаимодействие бюджетов разных уровней, открытость в межбюджетных отношениях, что позволит различным ведомствам более четко организовать совместную работу по укреплению экономической мощи страны);
9) повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.
Президент Российской Федерации в бюджетном послании отметил необходимость в скорейший срок завершить разработку Бюджетной стратегии на период до 2030 года.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается и одобряется Правительством российской Федерации, на период не менее трех лет.
Прогноз доходов федерального бюджета на 2014 - 2016 годы производится на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством Российской Федерации.
Доходы федерального бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития, в условиях действующего на день внесения проекта закона о федеральном бюджете в законодательный орган.
В основе разработки проекта федерального бюджета на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов лежат достигнутые в последние годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня сбалансированности бюджета и сокращение дефицита.
Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета на 2014 - 2016 годы, представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета
Показатель |
Ед. изм. |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||
отчет |
прогноз |
изменение |
прогноз |
изменение |
прогноз |
изменение |
|||
Объем ВВП |
млрд. рублей |
66 515 |
73 921 |
7406 |
81 940 |
8019 |
91 205 |
9265 |
|
Курс доллара США (среднегодовой) |
руб. за долл. США |
32,4 |
32,1 |
0,3 |
33,7 |
1,6 |
34,9 |
1,2 |
|
Цена на нефть марки "Юралс" |
долл. / барр. |
97,0 |
101,0 |
4,0 |
100,0 |
- 1,0 |
100,0 |
- |
|
Цена на газ (среднеконтракт-ные, включая страны СНГ) |
долл. / тыс. куб. м |
322,6 |
340,1 |
17,5 |
326,8 |
- 13,3 |
311,1 |
-15,7 |
|
Цена на газ (ДЗ) |
долл. / тыс. куб. м |
351,6 |
377,3 |
25,7 |
354,4 |
- 22,9 |
328,9 |
- 25,5 |
|
Объем импорта, всего |
млрд. долл. |
356,5 |
351,4 |
- 5,1 |
367,2 |
15,8 |
385,1 |
17,9 |
|
Объем импорта, всего |
млрд. долл. |
337,4 |
330,7 |
-6,7 |
345,7 |
15,0 |
362,6 |
16,9 |
|
Объем экспорта, всего |
млрд. долл. |
494,1 |
498,3 |
4,2 |
504,5 |
6,2 |
517,4 |
12,9 |
|
Объемы экспорта: |
|||||||||
Нефти |
млн. тонн |
237,6 |
233,6 |
- 4,0 |
235,6 |
2,0 |
240,6 |
5,0 |
|
Газа |
млрд. куб. м |
204,4 |
185,7 |
- 18,7 |
186,5 |
0,8 |
189,0 |
2,5 |
|
Нефтепродуктов |
млн. тонн |
134,4 |
138,1 |
3,7 |
133,3 |
-4,8 |
128,2 |
-5,1 |
|
Налогооблагаемые объемы экспорта: |
|||||||||
Нефти |
млн. тонн |
200,1 |
197,2 |
-2,9 |
197,2 |
- |
200,1 |
2,9 |
|
Газа |
млрд. куб. м |
120,6 |
109,9 |
-10,7 |
110,7 |
-0,8 |
112,7 |
2,0 |
|
Нефтепродуктов |
млн. тонн |
126,1 |
125,8 |
-0,3 |
121,0 |
-4,8 |
115,9 |
-5,1 |
|
Налогооблагаемые объемы добычи: |
|||||||||
Нефти |
млн. тонн |
450,3 |
445,2 |
-5,3 |
445,0 |
-0,2 |
432,2 |
-128 |
|
Газа |
млрд. куб. м |
609,8 |
591,7 |
-18,1 |
600,8 |
9,1 |
604,2 |
3,4 |
|
Газового конденсата |
млн. тонн |
18,5 |
19,2 |
0,7 |
19,1 |
-0,1 |
18,7 |
-0,4 |
Прогноз доходов сформирован с учетом изменений в налоговом, бюджетном и таможенном законодательстве (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Изменение доходной базы федерального бюджета в связи с изменением законодательства Российской Федерации (млрд. рублей)
Наименование |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Изменение законодательства - всего |
142,8 |
197,3 |
389,8 |
|
%% к ВВП |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
|
индексация специфических ставок акцизов: |
4,8 |
11,8 |
154,9 |
|
на табачную продукцию (установление с 1 января 2016 г. ставки в размере 1 200 руб. за 1 тыс. штук) |
- |
- |
105,2 |
|
на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (установление с 1 января 2016 г. ставки в размере 660 руб. за 1 литр безводного этилового спирта) |
- |
- |
6,2 |
|
на нефтепродукты (установление ставок на автомобильный бензин 4 и 5 классов с 1 января 2014 г. в размере 9 916 и 6 450 руб. за 1 тонну, с 1 января 2015 г. - 10 858 и 7 750 руб. за 1 тонну; установление ставок с 1 января 2016 г. на автомобильный бензин 5 класса в размере 9 500 руб. за 1 тонну, на дизельное топливо 5 класса - 5 970 руб. за 1 тонну, на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 9 577 руб. за 1 тонну, на прямогонный бензин - 14 665 руб. за 1 тонну) |
4,8 |
11,8 |
38,0 |
|
на автомобили легковые и спирт этиловый из всех видов сырья |
- |
- |
1,1 |
|
на табачную и алкогольную продукцию, нефтепродукты, автомобили легковые, пиво и вина, ввозимые на территорию Российской Федерации |
- |
- |
4,4 |
|
увеличение средневзвешенных ставок импортного тарифа (в 2014 году с 6,57% до 7,54%, в 2015 году с 5,94% до 7,07%, в 2016 году с 5,94% до 6,61% в соответствии с основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2014-2016 гг.) |
87,3 |
110,1 |
71,3 |
|
увеличение доходов федерального бюджета в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, исходя из 25% чистой прибыли акционерных обществ, определенной по МСФО |
30,0 |
53,0 |
53,0 |
|
индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами в 2014 году в 2,5 раза, в 2015 году на 5% |
20,7 |
22,4 |
24,4 |
|
увеличение поступлений вывозных таможенных пошлин на нефть в связи с необходимостью урегулирования вопроса с беспошлинными поставками российской нефти и российских нефтепродуктов государствам Таможенного союза |
- |
- |
91,1 |
|
снижение норматива зачисления в федеральный бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году с 20% до 5% |
- |
- |
-4,9 |
Указанные изменения в совокупности приведут к увеличению прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2014 году на 142,8 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2015 году - на 197,3 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2016 году - на 389,8 млрд. рублей (0,4% ВВП).
В таблице 2.3 представлен прогноз по основным доходам федерального бюджета на 2014 - 2016 годы.
Таблица 2.3 - Структура доходов федерального бюджета (млрд. рублей)
Показатель |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||||
факт |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП |
||
Доходы, всего |
12 865,9 |
19,3 |
13 485,5 |
18,2 |
14 767,5 |
18,0 |
15 908,1 |
17,4 |
|
в том числе: |
|||||||||
Нефтегазовые доходы |
5 925,5 |
8,9 |
5 944,5 |
8,0 |
6 404,9 |
7,8 |
6 586,7 |
7,2 |
|
в том числе: |
|||||||||
НДПИ |
2 339,9 |
3,5 |
2 437,9 |
3,3 |
2 548,7 |
3,1 |
2 605,5 |
2,9 |
|
Таможенные пошлины |
3 585,6 |
5,4 |
3 506,6 |
4,7 |
3 856,2 |
4,7 |
3 981,2 |
4,3 |
|
Ненефтегазовые доходы |
6 940,4 |
10,4 |
7 541,0 |
10,2 |
8 362,6 |
10,2 |
9 321,4 |
10,2 |
|
в том числе: |
|||||||||
Налог на прибыль организаций |
445,4 |
0,7 |
440,7 |
0,6 |
477,9 |
0,6 |
536,6 |
0,6 |
|
НДС |
4 098,8 |
6,2 |
4 445,7 |
6,0 |
5 042,5 |
6,2 |
5 743,5 |
6,3 |
|
Акцизы |
573,8 |
0,9 |
727,5 |
1,0 |
857,4 |
1,0 |
1 032,6 |
1,1 |
|
НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
18,4 |
0,0 |
20,8 |
0,0 |
22,5 |
0,0 |
23,8 |
0,0 |
|
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
701,0 |
1,0 |
704,8 |
0,9 |
718,9 |
0,9 |
721,4 |
0,8 |
|
Прочие ненефтегазовые доходы |
1 103,0 |
1,6 |
1 201,5 |
1,7 |
1 243,4 |
1,5 |
1 263,5 |
1,4 |
На основании таблицы 2.3 составлено графическое изображение динамики структуры доходов - рис. 1.
Рис. 1. - Динамика структуры доходов за 2013 - 2016 гг. (млрд руб.)
Таким образом, на рис. 1 очевидно увеличение как нефтегазовых, так и не нефтегазовых доходов за период с 2013 по 2016 гг.
На рис. 2 представлено изображение структуры нефтегазовых доходов за 2013-2016 гг.
Рис. 2. - Динамика структуры нефтегазовых доходов за 2013-2016 гг. (млрд. руб.)
Понижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентном соотношении к ВВП в 2014 - 2016 годах по отношению к 2013 году выражено уменьшением экспортных цен на природный газ, объема добычи нефти и горючего природного газа, объема экспорта природного газа и товаров, сформированных из нефти, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста цены на нефть марки "Юралс", курса доллара США по отношению к рублю и объемов экспорта нефти.
На рис 3. Представлено графическое изображение динамики структуры не нефтегазовых доходов за 2013-2016 гг.
Рис. 3. - Динамика структуры не нефтегазовых доходов за 2013 - 2016 гг. (млрд. руб.)
Снижение не нефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2014 - 2016 годах по отношению к 2013 году в основном связано с прогнозируемым снижением налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, и ввозных таможенных пошлин в связи с более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста объемов импорта и курса доллара США по отношению к рублю, а также уменьшением средневзвешенных ставок импортного тарифа.