Ценовая политика предприятия

курсовая работа

1.1 Понятие цены и ее функции

В отечественной, как и в западной, литературе цена является достаточно глубоко изученной экономической категорией. Цена рассматривалась в трудах экономистов классической школы политэкономии. Так, основу взглядов А.Смита [9, с.106] составляет трудовой характер тории стоимости: цена определяется затраченным на производство товара трудом. Представитель англо-американской экономической школы А.Маршалл разработал теорию цены, представляющей собой симбиоз издержек производства, предельной полезности, спроса и предложения [9, с.260].

Взгляды современных экономистов на цену изменились. И.Салимжанов, например, отмечает, что цена - это денежное выражение стоимости товара [17, с.5]. Данное определение объединяет в себе две основные теории цены: сторонники одной теории утверждают, что цена товара выражает его стоимость, а сторонники другой считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности.

Чибинев В.М. выделяет пять экономических функций цены:

- функция учета и измерения затрат - являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции;

- распределительная функция - с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, различными формами собственности, регионами страны, фондом накопления и фондом потребления, различными социальными группами населения;

- стимулирующая функция цены - выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров (прежде всего через размер прибыли, заключенный в цене товара);

- функция сбалансирования спроса и предложения - через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом;

- функция цены как критерия рационального размещения производства - с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется «перелив» капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов - туда, где норма прибыли более высокая [19, с. 73].

Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими её секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

Это функция реализуется через включения в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления Дорожного фонда, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования и др., а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определённых условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на неё. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

В рыночной экономике цены на товары постоянно колеблются.

Направления изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды могут быть различными. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры в целом.

Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.

Делись добром ;)