3.3. Налоговая база
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ). Соответственно для НДС это будет стоимостной показатель облагаемых налогом операций. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, в том числе оплаты ценными бумагами. Выручка, полученная в иностранной валюте, пе-ресчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
При реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) налоговая база исчисляется как стоимость этих товаров (работ, услуг) исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ с учетом акцизов (по подакцизным товарам), но без включения в них НДС. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, таможенной пошлины и акцизов (по подакцизным товарам). Для определения налоговой базы учитываются суммы в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям; процента по товарному кредиту в части, превышающей величину, рассчитанную в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ. При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых
бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки с учетом акцизов, без НДС.
Рассмотрим данное положение на примере*. Во время проверки строительной организации налоговая инспекция выявила, что в январе 2007 г. организация реализовала пять однотипных квартир, при этом три из них были проданы по цене 650 тыс. рублей, две - по цене 400 тыс. рублей.
Средняя цена квартиры составляет: (650 х 3 + 400 х 2) : 5 = 550 тыс. руб. Доля стоимости квартиры, определенная в размере 20 % от средней цены, составляет: 550 х 20 % = ПО тыс. руб. Анализируя отклонение уровня цен реализованных квартир от средней цены, можно сделать вывод, что реализация трех квартир по цене 650 тыс. руб. укладывается в допустимый интервал колебаний: 550 + ПО = 660 тыс. руб., а реализация квартир по цене 400 тыс. руб. выходит за 20 % отклонения: 550 - ПО = 440 тыс. руб. Таким образом, цены колеблются в размере, составляющем более 20 % : (550 - 400) : 550 х 100 = 27,27 %. В этом случае налоговая инспекция вправе сравнить применяемые организацией цены на проданные квартиры с рыночными. Предположим, что в нашем примере рыночная цена квартиры составила 700 тыс. руб. Тогда налоговая инспекция при определении облагаемого НДС оборота будет исходить из рыночной цены и вынесет решение о доначислении налога с суммы: (700 - 400) х 2 = 600 тыс. руб., а также пеней за его несвоевременную уплату.
* В примере использованы условные цены. Отредактировал и опубликовал на сайте ■ PRESSI ( HERSON )
реализации которых подлежат налогообложению, налоговая база определяется в обычном порядке (в соответствии со ст. 154 НК РФ). В случае переуступки права требования третьему лицу налоговая база определяется как сумма дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или прекращения соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования. При этом датой реализации у нового кредитора считается день уступки требования или исполнения должником требования. При оказании посреднических услуг (сделки по договорам комиссии, поручения и агентирования) налоговая база в соответствии со ст. 156 НК РФ признается равной сумме дохода, полученной посредником в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров. Налогоплательщики, получающие доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров, определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении этих договоров, даже если данная реализация связана с операциями, не подлежащими налогообложению. Однако целый ряд посреднических услуг не подлежит обложению в случае реализации товаров (работ, услуг) льготного ассортимента, указанных в п.1 пп.1 и 8, п.2 и пп 6 п.З ст. 149.
В налоговую базу включается стоимость учитываемой в цене готовой продукции или оплачиваемой сверх этой цены потребительской тары одноразового использования (коробки, полиэтиленовые пакеты и др.) или транспортной тары (деревянной, картонной), за исключением многооборотной тары, имеющей залоговую цену (подлежащей возврату продавцу), по которой налог уплачивается лишь при ее реализации предприятием-изготовителем. При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.
3.4. Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу Важным элементом налога являются его ставки. При введении налога в 1992 г. была установлена единая ставка 28 %. Ее величина была рассчитана исходя из необходимости поддержания доходов бюджета на уровне, обеспечиваемом в предыдущем году налогом с оборота и налогом с продаж, на смену которым пришел НДС. Ставка НДС в России на момент ее введения была значительно выше, чем в других странах. Приведем для сравнения основные ставки налога, действовавшие в 1992 г.: в Австрии -20 %, Бельгии - 19,5 %, Дании - 25 %, Франции - 18,6 %, ФРЕ - 14 %, Норвегии - 20 %, Швеции - 25 %, Англии - 17,5 %, Японии - 6 %. Ставки мо
гут быть дифференцированными. Так, во Франции в 1988 г. действовали четыре ставки налога. Предельная ставка на предметы роскоши, табак, алкоголь - 33,33 %; сокращенная ставка на товары культурно-образовательного назначения - 7 %; минимальная ставка на товары и услуги первой необходимости, включая продукты питания (кроме шоколада, медикаментов, жилья, транспорта), - 5,5 %. В 1989 г. во Франции действовали три ставки: 5,5 %, 18,6 %, 28 %. В 1992 г. - 2,1 %, 5,5 %, 18,6 %. Аналогичная ситуация в Италии, где при нормальной ставке 19 % для товаров широкого потребления применяются пониженные ставки - 4 % и 9 %, а для предметов роскоши - 38 %. Недолго сохранилась единая ставка НДС и в России. Уже в 1992 г. было введено налогообложение некоторых продовольственных товаров по ставке 15 %. С 1 января 1993 г. базовая ставка была снижена до 20 %, а ставка НДС на все продовольственные товары (за исключением подакцизных) и товары для детей (по перечню, определяемому Правительством РФ) снижена до 10 %. В 1995 г. был сужен и ограничен перечнем, утверждаемым правительством, круг продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10 %. В настоящее время НК РФ предусматривает три уровня ставок НДС: 0%, 10 % и 18 %. Нулевая ставка применяется при реализации:
товаров на экспорт, а также работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией этих товаров;
припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов (топлива и горюче-смазочных материалов, необходимых для эксплуатации воздушных, морских судов и судов смешанного плавания (река-море));
работ (услуг), связанных с перевозкой через таможенную территорию России товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен за пределами территории РФ;
работ (услуг), выполняемых в космическом пространстве;
драгоценных металлов Госфонду драгметаллов и драгкамней РФ, субъектам РФ, ЦБ РФ, банкам;
товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования их персонала, включая проживающих с ним членов семей. Налоговая ставка 10 % применяется при реализации отдельных продовольственных товаров и товаров для детей, перечень которых содержится в ст. 164 НК РФ, а также периодических печатных изданий, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (кроме рекламного и эротического характера). В остальных случаях дей
ствует ставка НДС -18%. Для определения доли налога в продажной цене товаров (работ, услуг) применяется расчетный метод определения суммы налога с использованием применяемых ставок (10%, 18%). В данном случае налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100% и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки, т.е. 10/(100 + 10)% - при ставке 10% и 18/(100 + 18)% - при ставке 18%. Эти ставки используются для исчисления суммы налога при получении от покупателей (заказчиков) за реализуемую продукцию денежных средств в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, авансовых сумм, арендной платы, средств, полученных от взимания штрафов, пеней, неустоек за нарушение обязательств, предусмотренных договором поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), при удержании НДС налоговыми агентами из доходов иностранных налогоплательщиков. В настоящее время обсуждается вопрос о возможности снижения ставки НДС до 13-15%.
Являясь косвенным налогом, НДС нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако предоставление льготы повышает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при равных условиях - получать дополнительную прибыль (до суммы освобождения от налога).
Налоговым законодательством установлены льготы по налогу на добавленную стоимость. Их перечень является единым для всей территории РФ. Рассмотрим наиболее значимые льготы по освобождению от налога на добавленную стоимость. Не подлежат налогообложению обороты, имеющие социально выраженный характер:
Реализация некоторых медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ, реализация путевок в санаторно-курортные, оздоровительные учреждения отдыха, расположенные на территории РФ.
Оказание платных медицинских услуг.
Операции по реализации жилых домов, жилых помещений и долей в них, а также передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир.
Услуги учреждений культуры, искусства, архивной службы, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия.
Составление библиографических списков, справок, каталогов книг и литературы и другие аналогичные услуги.
Услуги в сфере образования (необходимо наличие лицензии на производство образовательных услуг), ведение образовательной деятельности (за исключением консультационных услуг и услуг по сдаче в аренду помещений).
Продажа почтовых марок (кроме коллекционных), маркированных открыток, конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа.
Услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями, по содержанию детей в дошкольных учреждениях.
Сельхозпродукция собственного производства, реализуемая в счет натуральной оплаты труда и для общественного питания работников, привлекаемых на сельхозработы (при удельном весе доходов от реализации сельхозпродукции не менее 70% всех доходов организации).
Услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилом фонде всех форм собственности.
Стоимость имущества, выкупаемого в порядке приватизации. Услуги городского транспорта (кроме такси), пригородные пассажирские перевозки морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом.
Собственная продукция столовых учебных заведений, больниц, детских дошкольных учреждений, финансируемых полностью или частично из бюджета.
Товары (работы, услуги), производимые и реализуемые общественными организациями инвалидов, в которых инвалиды составляют не менее 80% от общей численности работающих или уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 % (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья, полезных ископаемых, брокерских и посреднических услуг).
Ритуальные услуги.
Освобождаются также от налогообложения:
Услуги по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ.
Операции страхования и перестрахования; операции с валютой, обращением банкнот, ценных бумаг, денег; банковские операции, за исключением операций по инкассации.
Операции, облагаемые государственной пошлиной, лицензионными, регистрационными и патентными пошлинами, а также другими сборами налогового характера.
Фотокопирование, ксерокопирование.
Оказание услуг по тушению лесных пожаров.
Обороты по реализации изделий народно-художественных промыслов.
♦ Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполненные за счет бюджета, Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, а также выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
Услуги по ремонту и техническое обслуживание бытовой техники и медицинских товаров в период гарантийного срока их эксплуатации.
В том случае, если предприятие производит и реализует одновременно товары (работы, услуги) как подлежащие, так и не подлежащие обложению НДС, для получения льготы по налогу необходимо ведение раздельного учета этих операций. Освобождение от налогообложения на основании льгот не предусматривается при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основании договоров комиссии, поручения, агентских договоров.
Ознакомившись с основными льготами по НДС, следует иметь в виду, что это далеко не полный перечень операций, освобождаемых от налогообложения. Также важно знать, что налогоплательщики в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ имеют право отказаться от освобождения от НДС по операциям, предусмотренным п. 3 ст. 149 НК РФ (реализация предметов религиозного назначения, товаров общественными организациями инвалидов; осуществление банками банковских операций, услуг по страхованию; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджета и др.).
Возможность не применять предусмотренное законом освобождение является важным фактором управления финансовой деятельностью предприятий. Для многих предприятий отказ от освобождения от НДС и, следовательно, получение права предъявлять бюджету налог, уплаченный поставщикам сырья и материалов, предоставляет возможность уменьшить производственные затраты и получить более высокую прибыль. Отказ от льготы может быть целесообразным и в том случае, когда доля освобождаемой от налога продукции в общем объеме товаров (работ, услуг) невысока и ведение раздельного учета операций по реализации не рационально. Отказ от освобождения оформляется заявлением, которое подается в налоговый орган не позднее 1-го числа того месяца, начиная с которого налогоплательщик имеет намерение отказаться от освобождения (или приостановить его использование).
- Раздел I. Налоговая система российской федерации и налоговая политика государства
- Глава 1. Характеристика налоговой системы
- 1.1. Содержание налогов, налоговая политика
- 1.2. Современная налоговая система рф. Виды налогов
- 1.3. Правовое регулирование налоговой системы рф
- Глава 2. Структура и динамика налоговых поступлений в доходах бюджетов Российской Федерации
- Раздел п. Налогообложение организации
- Глава 3. Налог на добавленную стоимость
- 3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 3.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения. Место реализации товаров (работ, услуг)
- 3.3. Налоговая база
- 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
- 3.6. Налогообложение экспортных операций
- Глава 4. Акцизы
- 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
- 4.2. Объект налогообложения акцизами
- 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
- 4.4. Порядок исчисления акцизов
- 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
- 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
- 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
- Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
- 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
- 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
- 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
- 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
- 6.1. Упрощенная система налогообложения
- 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
- 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
- Глава 7. Налог на имущество организаций
- 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
- 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
- 7.3. Налоговые льготы
- 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
- 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
- Глава 8. Транспортный налог
- 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
- 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
- Глава 9. Платежи за природные ресурсы
- 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 9.2. Платежи за пользование недрами
- 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
- 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
- 10.1. Таможенные пошлины
- 10.2. Государственная пошлина
- 10.3. Налог на игорный бизнес
- Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
- 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
- 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
- 11.3. База для начисления страховых взносов
- 11.4. Тарифы страховых взносов
- 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
- 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
- Раздел III. Налогообложение физических лиц
- Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- Глава 13. Налог на доходы физических лиц
- Глава 14. Налог на имущество физических лиц
- Раздел IV. Налоговый контроль
- Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
- 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
- Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5