logo
Lektsii_po_finansam

1. Организация оперативного управления финансов

Управление финансами осуществляется через сложившуюся систему отношений, обусловлено их историческими, экономическими и политическими условиями и подчинено финансовой политике государства.

В соответствии с финансовой политикой определяется объем распределения и перераспределения национального дохода через финансовую систему и отдельные ее звенья.

Финансовое планирование - один из основных элементов системы управления финансами. В свою очередь важнейшей частью финансового планирования является бюджетное планирование, которое представляет собой процесс определения объема той части финансовых ресурсов, которая за планируемый период может быть мобилизована в государственный бюджет и использована на общегосударственные цели. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и прежде всего республиканского бюджета России. Одновременно определяются параметры распределения и перераспределения между отдельными звеньями бюджетной системы, что связано с особенностями бюджетной политики государства. Состав расходов каждого вида бюджета зависит от распределения государственных функций между отдельными уровнями государственной власти; состав и объем доходов - от особенностей налоговой политики и налоговой системы государства, а также от особенностей системы бюджетного регулирования.

Кроме того в процессе бюджетного планирования осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы усиливается значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании.

Экономический строй, или система хозяйствования, определяет круг финансовых отношений, входящих в сферу управленческих функций непосредственно государства и его органов.

В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, так как основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению.

В условиях развитых товарно-денежных отношений кругооборот фондов корпораций материализуется в форме денежного капитала в различных денежных фондах. Государство осуществляет воздействие на эту сферу финансовых отношений лишь через налоговую политику (конкретную систему налогов), регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки (через субсидии и другие формы). То есть происходит не управление финансами со стороны государства, а воздействие через финансы - реализация финансовой политики. В зависимости от концептуальной предпосылки государство или усиливает или ослабляет свое вмешательство в регулирование тех или иных сторон экономических и социальных процессов.

В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные финансы. Это отношения по формированию только той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном и местном бюджетах, специальных правительственных фондах и государственных предприятиях.

Управление государственными финансами в экономически развитых государствах регулируется высшими законодательными органами следующим образом:

Характер финансового аппарата зависит от состава финансовой системы. Ее особенности в значительной мере определяют финансовые права государства и их разграничение как между государством и отдельными звеньями финансовой системы, так и между последними.