2. Государственный бюджет Российской Федерации
Бюджет выражает экономические отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства и является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации как закон.
Через бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходов населения. Они направляются на:
финансирование народного хозяйства;
финансирование социально-культурных мероприятий;
укрепление обороноспособности страны;
содержание органов государственного управления;
создание государственных материальных и финансовых резервов;
финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации;
погашение и обслуживание государственного долга.
В условиях перехода к рыночным отношениям средства государственного бюджета прежде всего должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, ускорение социального развития и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения.
Основные задачи бюджетной политики в условиях проведения рыночных реформ состоят в следующем:
удержать экономику страны от спада производства;
обеспечить финансовую стабилизацию (для этого необходимо прежде всего предпринять неотложные меры к укреплению денежного обращения , так как только в условиях устойчивого и хорошо функционирующего денежного обращения возможно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного организма);
стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;
сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;
укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;
создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;
усилить контроль за величиной государственного долга.
Основным документом, в котором излагалась макроэкономическая программа правительства на 1996 г. и последующий период, явился подписанное в феврале 1996 г. соглашение с МВФ. Меры, предусмотренные данным соглашением, должны были заложить основы эффективной финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Соглашение также выделяет ключевые аспекты по другим направлениям экономической реформы.
Соглашение с МВФ устанавливает целевые показатели по дефициту федерального бюджета, дефициту сводного бюджета, а также лимиты кредитов центральных денежно-кредитных учреждений, используемых для финансирования государственного бюджета. При этом задачей является сохранение финансовой стабильности в ближайшей и среднесрочной перспективе. Все эти меры должны были облегчить доступ России к зарубежному рынку капиталов.
Принятие программы МВФ явилось необходимой предпосылкой соглашения с Парижским клубом, благодаря которому должен был резко сократиться объем бюджетных средств, идущих на обслуживание внешнего долга России. Это соглашение также должно было повысить доверие к российскому правительству, необходимое для выхода на внешний рынок облигаций.
Характеристикой Федерального бюджета РФ является его дефицит (см. табл. 1).
Государственные бюджеты стран с развитой рыночной экономикой тоже хронически дефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого экономического развития бюджетные дефициты не должны рассматриваться как катастрофически отрицательные финансовые показатели. Английский экономист Дж.М.Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования.
Другое дело в России, когда происходит спад производства и инфляционный процесс.
Можно назвать следующие основные источники финансирования дефицита федерального бюджета:
кредиты ЦБР;
продажа облигаций;
иностранные кредиты;
другие источники.
Таблица 1
Основные целевые показатели бюджетов 1995 и 1996 гг.
и их исполнение
| Закон о федеральном бюджете на 1995 г. (от 23 марта 1995 г.) | Фактическое исполнение бюджета 1995г. | Закон о федеральном бюджете на 1996 г. (от 19 декабря 1995г.) |
Доходы | |||
Трлн. руб. | 175,1 | 241,4 | 347,20 |
% ВВП | 18,8 | 14,6 | 15,10 |
Расходы | |||
Трлн. руб. | 248,3 | 290,1 | 435,80 |
% ВВП | 26,7 | 17,5 | 18,95 |
Дефицит бюджета | |||
Трлн. руб. | 73,2 | 48,7 | 88,55 |
% ВВП | 7,9 | 2,9 | 3,85 |
ВВП | |||
Трлн. руб. | 930 | 1659 | 2300 |
Основным препятствием для достижения сбалансированного бюджета является снижение бюджетных доходов. Для того чтобы компенсировать снижение доходов, центральные и местные власти резко сокращают бюджетные расходы, особенно по статье "Национальная экономика".
Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет распределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности и сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.
Структура доходной и расходной частей бюджета представлена в таблицах 2 и 3.
Таблица 2
Планируемая структура доходов и расходов федерального бюджета на 1997 г.
| Утверждено по бюджету | Ожидаемое исполнение |
1997 г (проект) | ||||
Доходы | на 1996 г. | в 1996 г. |
в действ. условиях | с учетом изменения законодательства | |||
| Сумма, трлн руб | Уд. вес в доходах,% | Уд. вес в доходах,% | Сумма, трлн руб | Уд. вес в доходах,% | Сумма, трлн руб | Уд. вес в доходах,% |
Всего доходов (без доходов целевых бюджетных фондов) из них: I. Налоговые доходы в т.ч.: А. Прямые налоги из них:
Б. Косвенные налоги из них:
В. Экспортно-импортные пошлины II. Неналоговые доходы
|
322,6
282,5
73,2
55,5
-
5,0
8,1
3,5 172,2
126,9 44,1 1,2 37,1 40,1 |
100,0
87,6
22,7
17,2
-
1,6
2,5
1,1 53,4
39,4 13,7 0,4 11,5 12,4 |
100,0
84,0
22,2
16,6
-
2,2
2,0
0,6 53,8
36,1 15,8 0,8 8,0 16,0 |
364,1
341,3
84,2
63,8
-
7,6
9,7
- 237,8
162,1 70,5 - 18,9 22,8 |
100,0
93,7
23,1
17,5
-
2,1
2,7
- 65,4
44,5 19,3 - 5,2 6,3 |
405,3
382,5
108,4
62,8
20,0
7,5
11,4
3,5 255,2
169,1 80,4 - 18,9 22,8 |
100,0
94,4
26,7
15,5
4,9
1,9
2,8
0,9 63,0
41,7 19,8 - 4,7 5,6 |
|
|
|
|
|
| Таблица 3 | млрд руб. |
Раз-дел |
Направление расходов |
Утвержденный план на 1996 г. |
Проект бюджета на 1997 г. |
Удельный вес расходов в ВВП | Удельный вес в общем объеме расходов в сопоставимых условиях | ||
|
|
|
| 1996 г. план | 1997 г. проект | 1996 г. план | 1997 г. проект |
0100 0200 0300 0400
0500
0600
0700
0800
0900 1000
1200
1300 1400 1500 1600
1700 1800
1900
2000
3000 3100 | Государственное управление Международная деятельность Национальная оборона Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности (с учетом расходов на федеральную судебную систему) Фундаментальные исследования и содействие НТП Промышленность, энергетика и строительство Сельское хозяйство и рыболовство Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия Транспорт, связь и информатика Развитие рыночной инфраструктуры Предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий Образование Культура и искусство Средства массовой информации Здравоохранение и физическая культура Социальная политика Обслуживание государственного долга Пополнение государственных запасов и резервов Мобилизационная подготовка экономики Прочие расходы Расходы целевых бюджетных фондов | 6749,3 28036,6 79878,4
37364,2
11565,3
49509,6
14484,5
2130,8 956,1
386,6
5798,4 15189,4 2686,2 2412,8
7474,5 12594,5
58143,8
9996,2
388,1 63297,2
26707,7 | 6436,6 24383,1 100821,1
52049,7
14007,5
42668,6
10473,4
2246,1 1152,7
386,6
8990,0 17017,9 2966,2 2493,7
8372,0 17696,0
81323,4
12246,4
1388,1 94644,4
22573,5 | 0,29 1,22 3,47
1,63
0,50
2,15
0,63
0,09 0,04
0,02
0,25 0,66 0,12 0,10
0,32 0,55
2,53
0,43
0,02 2,75
1,16 | 0,24 0,89 3,70
1,90
0,51
1,56
0,38
0,08 0,04
0,01
0,33 0,62 0,11 0,09
0,31 0,65
2,98
0,45
0,05 3,47
0,83 | 1,91 7,91 22,55
10,55
3,26
13,10
3,78
0,60 0,27
0,11
0,89 4,29 0,76 0,68
2,11 2,31
-
0,15
- 17,22
- | 1,64 6,23 25,76
13,29
3,58
9,49
2,05
0,57 0,29
0,10
0,90 4,35 0,76 0,64
2,14 2,56
-
0,14
- 19,94
-
|
- 2. Социально-экономическая сущность и функции финансов
- Роль финансов в расширенном воспроизводстве
- 4. Финансы Российской Федерации
- 5. Финансовая политика.
- Формирование финансовой системы
- Бюджет и бюджетное устройство
- Внебюджетные фонды
- Сущность, функции и виды страхования
- Государственный кредит
- 6. Финансы предприятий
- 1. Организация оперативного управления финансов
- Органы управления финансами Российской Федерации
- Сущность финансового контроля
- 4. Органы финансового контроля
- 5. Виды финансового контроля
- 1. Социально-экономическая сущность и роль
- 2. Государственный бюджет Российской Федерации
- 3. Характеристика расходов и доходов бюджета
- 1. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 2. Бюджетное устройство и бюджетная система
- Бюджетный процесс в развитых зарубежных странах
- 2. Основы организации бюджетного процесса в Российской Федерации
- 1. Экономическое содержание доходов бюджета
- 2. Природа и функции налогов
- Налоговая система Российской Федерации
- Сущность и функции государственного кредита
- 3. Управление государственным кредитом
- 1. Классификация расходов
- 2. Бюджетное финансирование
- 1. Сущность местных (региональных) финансов, их роль в экономическом и социальном развитии территорий
- 2. Состав региональных финансовых ресурсов
- 3. Региональные финансы Российской Федерации
- 4. Финансовые ресурсы предприятий, направляемые
- 5. Региональные внебюджетные фонды
- 6. Территориальное сводное финансовое планирование
- 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
- 2. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации
- 1. Социально-экономическое содержание страхования
- 2. Формы организации страхового фонда
- 3. Классификация страхования
- Общая характеристика страхового рынка и его структура
- 5. Перестрахование
- 6. Актуарные расчеты и их роль в страховом деле
- Теории государственных финансов зарубежных экономистов
- 2. Теории государственных финансов российских экономистов
- Валютно-финансовый механизм внешнеэкономических связей
- 2. Валютная система Российской Федерации
- 3. Платежный баланс
- Проблемы внешней задолженности России