logo
семинар 4 ЭБ

Инвестиционная политика в Республике Башкортостан

Результаты инвестиционной политики во многом определяются тем, куда вкладываются средства, ведь экономический рост нужен прежде всего по приоритетным направлениям экономики. Вкладывать средства необходимо в конкурентоспособные производства, дающие быструю отдачу, и в отрасли, развитие которых в большей степени влияет на решение социально-экономических проблем.

В РБ принята «Программа повышения инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан», которая является составной частью «Программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан», конкретизирует и развивает ее основные положения, касающиеся создания условий для привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу республики.

В настоящее время в Республике Башкортостан под влиянием структурной перестройки находятся все отрасли народного хозяйства. Наиболее высокими темпами растут инвестиции в отраслях, позволяющих достигать быстрой отдачи по вложенным средствам - финансовой, банковской, страховой деятельности, коммерческой деятельности по обслуживанию рынка.

Одной из нерешенных проблем структурно-инвестиционной программы является поиск оптимального соотношения капиталонакоплений в производственную и непроизводственную сферы экономики.

В государственной инвестиционной политике выделяют 2 основных направления:

а) формирование климата, благоприятного для инвестиционной деятельности;

б) непосредственное участие в капиталовложениях. Инвестиционный климат оценивается по социально-экономическому состоянию страны, идеологии, уровню развития производства, по стабильности государственной политики и её последовательности, по степени активности привлечения иностранных инвестиций, по совершенству инвестиционного законодательства. В Республике Башкортостан создается собственная правовая база. Закон РБ «Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан» определяет порядок и условия привлечения капитала, направлен на создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, на обеспечение прав и защиту имущественной, финансовой, интеллектуальной и иной собственности иностранных инвесторов. Данный закон предусматривает льготное налогообложение коммерческих организаций с иностранными инвестициями. В республике также действуют законы «О финансово-промышленных группах», «О развитии лизинговой деятельности в Республике Башкортостан» и другие нормативные акты о стимулировании и гарантиях инвестиционной деятельности.

В последние годы в Республике Башкортостан существенно уменьшился удельный вес бюджетных инвестиций, проводится активное разгосударствление инвестиционной деятельности. Политика в области привлечения средств частных инвесторов в развитие приоритетных областей республиканской экономики проводится в следующих направлениях:

1) создание законодательной базы для эффективной инвестиционной деятельности и защиты инвестиционных средств;

2) совершенствование механизма трансформации средств юридических и физических лиц в инвестиции;

3) помощь деятельности финансовых посредников;

4) организация инвестиционных торгов.

Участие государства в структурно-инвестиционной перестройке выражается как в прямых бюджетных ассигнованиях, так и в проведении эффективной налоговой и кредитной политики. Снижение ставок налогов на доходы юридических лиц приводит к увеличению прибыли, которую можно направлять на обновление и развитие производства. Но эта мера эффективна лишь при низкой инфляции. При высоких темпах инфляции это грозит увеличением необлагаемых доходов в сфере обращения. Что же касается прямых бюджетных ассигнований, то они направляются на финансирование промышленных высокоэффективных проектов на конкурентной основе, причем не в виде государственного льготного кредитования, а в виде долевого участия государства в этих проектах. В Республике Башкортостан проводится активная государственная политика в области продажи под залог государственных акций в целях получения дополнительных денежных средств. Государство в пределах имеющихся бюджетных средств предоставляет гарантии отечественным и зарубежным инвесторам. В этом случае используются следующие экономические методы стимулирования:

• предоставление льготных кредитов;

• гарантирование займов;

• страхование коммерческих рисков;

• рыночное налогообложение и освобождение от налогов;

• снижение пошлин, платежей, залогов и ставок по расходам на ведение деятельности, тарифов на оплату услуг инфраструктуры;

• применение премий за выполнение контрактов с государственными заказчиками и штрафов - за их невыполнение;

• обеспечение на льготных условиях материально-техническими ресурсами.

Основные показатели, характеризующие инвестиции в Республике Башкортостан в 2000 г., представлены в таблице 15.1.

Таблица 15.1

Основные показатели инвестиционной деятельности РБ

Около 58% финансовых вложений, осуществленных предприятиями и организациями в январе-декабре 2000 г., - краткосрочные. В их структуре 71,7% составляют вложения в облигации и другие долговые обязательства. Доля долгосрочных финансовых вложений составляет 42,3% от общего объема, в их структуре 33,5% приходится на вложения в паи и акции других организаций. Наибольший процент финансовых вложений предприятий и организаций направляется в промышленность, строительство, финансово-кредитные учреждения.

В условиях перехода к рыночной экономике постепенно меняются цели государственного регулирования инвестиционной сферы. Если до 90-х гг. удельный вес государственного сектора составлял более 80% общего объема инвестиций, то в последние годы повышается доля собственных средств предприятий, что, безусловно, является положительной тенденцией. По сути, собственные средства организаций, доля которых в общем объеме финансовых вложений составляет 62,2%, являются основным источником финансовых вложений. В табл. 15.2 представлена структура инвестиций предприятий в нефинансовые активы в 2000 г.

Таблица 15.2

Структура инвестиции в нефинансовые активы организаций (крупных и средних)

На развитие экономики и социальной сферы республики в январе-декабре 2000 г. использовано 29430,6 млн руб. инвестиций в основной капитал, или 112,5% к 1999 г., в том числе в декабре соответственно 8111,1 млн руб. или 133,6%. Основной объем инвестиций в основной капитал в январе-декабре 2000 г. направлен на возведение зданий и сооружений (46,8%) и на приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря (34,9%).

Таблица 15.3

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования по крупным и средним организациям

Более 52% инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям финансируется за счет собственных средств. Привлеченные средства составляют 47,7%, их них бюджетные - 27,4%.

В настоящее время функционируют зоны экономического благоприятствования «Агидель» и «Кумертау». Предприятиям, действующим на территориях этих зон, предоставляются льготы по налогу на прибыль в части, поступающей в республиканский бюджет, налогу на имущество, налогам на пользователей автомобильных дорог и на приобретение транспортных средств, налогу с владельцев транспортных средств, платежам в республиканские внебюджетные фонды, по земельному налогу и арендным платежам.