logo
Налоги и налогообложение лекции

Вопросы

  1. Экономическая сущность налогов и их объективная необходимость в условиях перехода к рыночным отношениям.

  2. Функции и роль налогов в современных условиях перехода к рыночным отношениям.

  3. Основные принципы построения налоговой системы. Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь.

  4. Законодательное регулирование налоговых отношений в Республике Беларусь. Налоговый кодекс Республики Беларусь.

  5. Элементы налога и налоговая терминология.

  6. Характеристика субъектов налогообложения. Налогоплательщики, их права и обязанности.

  7. Общая характеристика объектов налогообложения.

  8. Классификация налоговых ставок, методов налогообложения, способов исчисления и уплаты налогов.

  9. Налоговые льготы. Совершенствование налоговых льгот как способ стимулирования предпринимательской инициативы.

  10. Виды налогов и сборов. Классификация налогов и сборов, применяемых в Республике Беларусь.

  11. Виды налоговых нарушений. Ответственность налогоплательщиков за налоговые нарушения.

  12. Взимание косвенных налогов по принципу страны назначения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.

  13. Налог на добавленную стоимость: экономическая сущность, ставки, льготы, особенность исчисления в отдельных отраслях народного хозяйства, порядок и сроки уплаты. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по ввозимым товарам.

  14. Акцизы: экономическая сущность, облагаемая продукция, ставки, порядок исчисления и уплаты. Порядок исчисления и уплаты акцизов по ввозимым товарам.

  15. Налог на прибыль: экономическая сущность, ставки, льготы, особенность исчисления в отдельных отраслях народного хозяйства, порядок и сроки уплаты.

  16. Особенности налогообложения доходов, полученных в отдельных сферах деятельности: налог на игорный бизнес, налог на лотерейную деятельность.

  17. Налогообложение резидентов от внешнеэкономических операций по экспортно-импортным сделкам в Республике Беларусь.

  18. Налогообложение доходов нерезидентов Республики Беларусь.

  19. Налог на недвижимость: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты.

  20. Экологический налог: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты.

  21. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты.

  22. Земельный налог: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты.

  23. Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты.

  24. Налогообложение в свободных экономических зонах: оценка современного состояния, механизм взимания.

  25. Особенности налогообложения сельскохозяйственных организаций. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.

  26. Местные налоги и сборы: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты.

  27. Налог на недвижимость и земельный налог для физических лиц: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок уплаты.

  28. Подоходный налог с физических лиц: объекты налогообложения, льготы, ставки, порядок исчисления и уплаты.

  29. Налогообложение индивидуальных предпринимателей: оценка современного состояния, механизм взимания.

  30. Налогообложение малого бизнеса: оценка современного состояния, механизм взимания.

    1. Экономическая сущность налогов и их объективная необходимость в условиях перехода к рыночным отношениям.

Налоги составляют основу бюджета любого государства. Они появились на заре человеческой цивилизации с возникновением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование с момента распада родоплеменного строя. Основная задача налогообложения — это обеспечить финансовые потребности государства. Однако этим роль налогов отнюдь не исчерпывается. Помимо выполнения чисто фискальной функции налоговый механизм используется как экономический инструмент воздействия государства на развитие производства, отраслевую и территориальную производственную структуру, состояние научно-технического прогресса и т.д. То есть налоги выполняют важнейшую функцию регулирования народного хозяйства страны. При выполнении общегосударственных функций важно не отнять у хозяйствующих субъектов стимула к продолжению и развитию их предпринимательской или иной профессиональной деятельности. Таким образом, налоги являются объективной необходимостью, поскольку обусловлены неотложными потребностями поступательного развития общества.

Налоги представляют собой финансовый институт, совокупность экономических отношений, используемых государством в качестве одного из способов перераспределения национального дохода. Посредством их часть доходов предприятий, организаций и населения привлекается в централизованный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Налоги — это установленные высшими органами государственной власти в целях удовлетворения общегосударственных потребностей обязательные платежи, которые вносятся в бюджет при наличии соответствующих материальных предпосылок по заранее предусмотренным ставкам и в точно определенные сроки организациями.

Согласно Налогового Кодекса РБ:

«Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты».

«Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь».

Налог, как правило, не имеет специальной цели (порядка его дальнейшего использования государством). Лишь в некоторых случаях используются целевые налоги, однако при этом они никогда не бывают индивидуально возмездными.

В отличие от этого при уплате пошлины и сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы.

Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью, организациями и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Особенность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов организаций и физических лиц на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен только в случае его переплаты или в качестве предоставления льгот.

    1. Функции и роль налогов в современных условиях перехода к рыночным отношениям.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Налоги выполняют следующие функции:

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Фискальная функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Если налог, сбор, пошлина не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются. Поступления в виде налогов должны покрывать основные финансовые потребности общества, но при этом не лишать заинтересованность всех плательщиков в увеличении своих доходов.

Распределительная функция налогов связана с последующим распределением государством полученных от налогоплательщиков средств.

Регулирующая функция налогов направлена на достижение конкретных задач фискальной политики государства. С помощью этой функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс экономических интересов государства, юридических и физических лиц.

В регулирующей функции выделяют несколько подфункций:

Через контрольную функцию государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходов. С помощью контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через эту функцию выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Роль налогов может быть:

Позитивная роль налогов будет тогда, когда потенциал налогообложения реализован на практике в максимально возможной степени и достигнуто относительное равновесие между налоговыми функциями. На практике это проявляется в оптимизации уровня налоговых изъятий, в формировании бюджета, не ущемляющего интересов плательщиков.

    1. Основные принципы построения налоговой системы. Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь.

Налоговая система – совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

В налоговых системах разных стран отразилась специфика государственного устройства, особенности внутренней и внешней политики, национальный менталитет. Вместе с тем возникла необходимость унификации налоговых систем, выработки единых принципов построения. В основу требований, принятых за аксиому положены четыре принципа налогообложения, сформулированные А. Смитом в ХVIII веке:

  1. Равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.

  2. Определенность и однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его трактовать и налогоплательщику и работнику налогового органа. Законом должны быть четко установлены все факторы, определяющие размеры платежа, сроки и способ его уплаты.

  3. Удобство для налогоплательщика, выражающееся в приближении сроков уплаты налогов к моменту получения доходов, простоте их исчисления, минимуме бюрократических процедур и требований со стороны налоговых органов.

  4. Экономичность, т.е. налоги не должны быть обременительными для налогоплательщика. Для государства сбор налогов должен сопровождаться минимальными издержками.

Налоговая система любой страны учитывает следующие методологические подходы:

*равные доходы при равных условиях должны облагаться равными по величине налогами;

*ставка налога должна быть единой для всех предприятий независимо от формы собственности и вида деятельности;

*налоговая система должна быть комплексной и умело сочетать различные способы налогообложения;

*налоговая система должна дополняться комплексом налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер;

*налоговые льготы должны отвечать стратегическим целям экономической политики;

*налоги должны платить те, чьи доходы выше, т.е. должен соблюдаться принцип платежеспособности;

*налоговая система должна утверждаться в законодательном порядке, что обеспечит обязательный и принудительный порядок взимания налогов;

*правила применения налоговой системы должны быть относительно стабильными.

Налоговая система должна быть достаточно гибкой, чтобы оперативно реагировать на изменение экономической ситуации.

Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 году. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для нашей республики зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты обложения, порядок уплаты, ставки и льготы.

Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

    1. Законодательное регулирование налоговых отношений в Республике Беларусь. Налоговый кодекс Республики Беларусь

Налоговое законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений. Следует отметить, что нормативная база, регулирующая налогообложение в Республике Беларусь весьма обширна и часто изменяется, что является основным ее недостатком.

Налоговое законодательство РБ включает в себя:

Основным документом, регулирующим налогообложение в Республике Беларусь, является Налоговый Кодекс. Общая часть Налогового Кодекса устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

    1. Элементы налога и налоговая терминология.

Инструментами налогового механизма или элементами налоговой системы выступают:

Согласно ст.6 гл.1 Общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.

Субъект налога (т.е. плательщик) –– это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается ответственность за уплату налога.

В налоговых законодательствах всех государств в качестве налогоплательщиков признаны юридические и физические лица. Юридическое лицо – организация, выступающая в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющее обособленный баланс и отдельный расчетный счет в банке.

Под организациями понимаются:

  1. юридические лица РБ;

  2. иностранные юридические лица и международные организации;

  3. простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

  4. хозяйственные группы.

Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов РБ и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в РБ, по доходам от источников за пределами РБ, а также по имуществу, расположенному как на территории РБ, так и за ее пределами.

Иностранные организации не являются налоговыми резидентами РБ и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в РБ, или по доходам от источников в РБ и по имуществу, расположенному на территории РБ.

Под физическими лицами понимаются:

  1. граждане РБ;

  2. граждане либо подданные иностранного государства;

  3. лица без гражданства.

Налоговыми резидентами РБ признаются физические лица, которые фактически находились на территории государства более 183 дней в календарном году.

Объект налогообложения – это количественно измеримая экономическая база, подлежащая налогообложению или юридические действия, которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог. Согласно НК РБ (статья 28) «объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства».

В качестве объекта налогообложения могут выступать: доход; имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши); передача имущества сделки купли-продажи, займа, наследство и дарение и др.); ввоз и вывоз товара (пошлины на экспортные и импортные товары).

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта.

Под налоговым периодом понимается календарный или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины).

Налоговая ставка – размер налога с единицы обложения (процентов, рублей).

Плательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, сбора (пошлины), подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой ставки и налоговых льгот. Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются налоговым или таможенным законодательством применительно к каждому налогу, сбору (пошлине). Уплата налогов, сборов (пошлин) производиться разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора (пошлины) либо в ином порядке, установленным Налоговым кодексом Республики Беларусь и другими актами налогового или таможенного законодательства.

Согласно налоговой терминологии, от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта обложения. Они имеют место при взимании налога за землю, экологического налога. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных. Они подразделяются на пропорциональные и прогрессивные. Пропорциональные ставки — ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения. Прогрессивные ставки — ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения [34, с. 22-23].

Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.

Налоговая преференция — льгота или предоставление особого налогового режима для группы хозяйствующих субъектов, позволяющее им в течение указанного времени не нести часть налоговых обязательств.

    1. Характеристика субъектов налогообложения. Налогоплательщики, их права и обязанности.

Субъект налога –– это один из основных элементов налоговой системы.

Субъект налога (т.е. плательщик) –– это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается ответственность за уплату налога.

В налоговых законодательствах всех государств в качестве налогоплательщиков признаны юридические и физические лица. Юридическое лицо – организация, выступающая в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющее обособленный баланс и отдельный расчетный счет в банке.

Под организациями понимаются:

Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов РБ и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в РБ, по доходам от источников за пределами РБ, а также по имуществу, расположенному как на территории РБ, так и за ее пределами.

Иностранные организации не являются налоговыми резидентами РБ и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в РБ, или по доходам от источников в РБ и по имуществу, расположенному на территории РБ.

Под физическими лицами понимаются:

Налоговыми резидентами РБ признаются физические лица, которые фактически находились на территории государства более 183 дней в календарном году.

В отдельных случаях уплата налога может осуществляться налоговым агентом или представителем налогоплательщика.

Налоговый агент – это лицо, на которое законодательством возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов, пошлин.

Например, организации или индивидуальные предприниматели, которые выплачивают своим работникам заработную плату, удерживают из их дохода подоходный налог, являются налоговыми агентами в отношении данного налога.

Представитель налогоплательщика – это физическое или юридическое лицо, действующее от имени и по поручению официального налогоплательщика.

Носитель налога – это лицо, за счет которого в итоге осуществляется уплата налога. Например, ответственность за перечисление косвенных налогов в бюджет несет продавец, который является субъектом (или налогоплательщиком), а реальными носителями этих налогов являются потребители, которые возмещают налог, включаемый в цену товара.

Предмет налогообложения – это имущества и нематериальные блага, а также экономическая и неэкономическая деятельность.

Под экономической деятельностью понимается деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также любая иная деятельность, которая влечет и может повлечь за собой получение дохода (прибыли). Выделяют три вида экономической деятельности: производственная, коммерческая, финансовая.

Под неэкономической понимается деятельность, имеющая целью не получение дохода, а достижение определенных социальных или моральных эффектов. Ее субъектами являются бюджетные организации, общественные фонды, религиозные, благотворительные организации и т.д. Их доходы формируются преимущественно за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов юридических или физических лиц и не облагаются налогами. Налогоплательщиками указанные объекты становятся в том случае, если они параллельно занимаются и экономической деятельностью.

Плательщик имеет право:

1.1. получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;

1.2. получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

1.3. представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

1.4. использовать налоговые льготы при наличии оснований;

1.5. на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;

1.6. присутствовать при проведении налоговой проверки;

1.7. получать акт налоговой проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам проведенных налоговых проверок;

1.8. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;

1.9. требовать соблюдения налоговой тайны;

1.10. обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;

1.11. на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством.

Плательщик обязан:

1.1. уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);

1.2. стать на учет в налоговых органах;

1.3. вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства;

1.4. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением;

1.5. вести учет дебиторской задолженности и при наличии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности;

1.6. подписать акт налоговой проверки;

1.7. выполнять законные указания налогового, таможенного органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;

1.8. сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет:

1.9. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот;

1.10. обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;

1.11. при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством;

1.12. выполнять другие обязанности.