3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
Для исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода, необходимо:
рассчитать величину налога, начисленного к уплате в бюджет, которая определяется как произведение налоговой базы и ставки налога;
исчислить величину налоговых вычетов.
НДС, подлежащий уплате в бюджет =
(НДС, начисленный к уплате в бюджет за налогооблагаемый период ) минус (Налоговые вычеты)
Таким образом, в бюджет вносится разница между суммой НДС, начисленной к уплате в бюджет, и налоговыми вычетами. Во всех расчетных документах, а также в первичных учетных документах и счетах-фактурах на реализуемую продукцию сумма НДС выделяется отдельной строкой. Под расчетными документами понимаются поручения, требования, реестры чеков и реестры на получение средств с аккредитива, приходные кассовые ордера. В расчетных и первичных учетных документах по товарам (работам, услугам), освобожденным от налога, делается отметка о том, что НДС не взимается. Банки не вправе принимать к оплате расчетные документы, в которых не выделена сумма НДС.
Суммы налога, предъявленные поставщиками налогоплательщику за приобретенное для производственных целей сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, работы услуги, основные средства и нематериальные активы, на издержки производства и обращения не относятся, а подлежат вычету из общей суммы НДС, исчисленной по операциям, подлежащим налогообложению, за исключением случаев использования их для производства товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС, по которым не производится вычет налога, предъявленного поставщиками. Налоговый вычет - один из элементов системы исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет. Для вычета входного НДС необходимо, чтобы товары (работы, услуги) были приняты на учет при наличии соответствующих первичных документов. Основанием для налоговых вычетов являются выставленные продавцами счета-фактуры. Также при исчислении НДС налоговому вычету подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, если эти товары (работы, услуги) приобретены для осуществления производственной деятельности или для перепродажи. Однако при ввозе товаров на территорию РФ
для применения налогового вычета необходимо документальное подтверждение фактической уплаты НДС. Такое же требование предъявляется к налоговому агенту, удержавшему суммы НДС при расчетах.
С 1 января 2001 г. суммы НДС по вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объектам, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежат вычету. Осуществление налоговых вычетов при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления с 1 января 2009 г. производится на момент определения налоговой базы.
При осуществлении командировочных расходов у налогоплательщика подлежат вычету суммы налога, уплаченные по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно, в том числе расходам на пользование в поездах постельными принадлежностями, расходам на наем жилого помещения.
Если указанные расходы в соответствии с гл.25 НК РФ для целей налогообложения прибыли нормируются, то вычеты НДС осуществляются в пределах этих норм.
Если в первичных учетных документах и расчетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг), не выделена сумма НДС, исчисление ее расчетным путем не производится. По товарам (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от НДС на основании льгот, НДС к вычету не предъявляется, а учитывается в их стоимости. Однако если приобретенные товары (работы, услуги) были частично использованы в производстве товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, а частично - в производстве и реализации необлагаемых НДС товаров (работ, услуг), то суммы налога, предъявленные поставщиком, подлежат налоговому вычету или учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализация товаров (работ, услуг). Указанная пропорция рассчитывается по доле стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению и освобожденных от налогов, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
В том случае, когда доля товаров (работ, услуг), используемых в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, не превышает 5 % в общей стоимости приобретаемых, используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг), вся сумма НДС, предъявленная поставщиками, подлежит вычету.
Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода. Налоговым периодом является квартал.
В бюджет вносится сумма НДС, полученная в виде разницы между налогом, исчисленным по операциям, признаваемым объектом налогообложения, и суммой налоговых вычетов.
В случае превышения подлежащих вычету сумм НДС по товарно-материальным ценностям (работам, услугам), основным средствам и нематериальным активам над суммами налога по реализованным товарам (работам, услугам) разница засчитывается в уплату предстоящих платежей или возмещается налоговыми органами по месту нахождения предприятия на основании представленных предприятием расчетов.
Особый порядок уплаты НДС установлен для иностранных предприятий, реализующих товары (работы, услуги) на территории РФ и не состоящих на учете в российском налоговом органе. Российские предприятия, не имеющие подтверждающих сведений о регистрации их иностранных контрагентов в налоговой инспекции, при перечислении средств такому иностранному предприятию удерживают НДС из этих сумм дохода с учетом налога, то есть выполняют функции налогового агента. После уплаты НДС за иностранного контрагента предприятие - источник выплаты получает право на вычет НДС по приобретенным товарам (работа, услугам), использованным для производственных целей. Если приобретенные товары (работы, услуги) использовались для производства продукции, освобожденной от налога, то НДС, уплаченный за иностранное предприятие, относится на издержки производства и обращения. Иностранное предприятие, с которого был удержан налог, имеет право на вычет или возврат налога, уплаченного в бюджет при ввозе товаров на территорию России либо при покупке материальных ресурсов производственного назначения, если эти покупки сделаны на территории РФ. Для этого иностранное предприятие должно стать на учет в качестве налогоплательщика и обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.
Как уже было сказано ранее, основанием для налогового вычета сумм НДС, предъявленных поставщиком покупателю, являются счета-фактуры. Это дополнительный инструмент контроля правильности осуществления расчетов по НДС. Счета-фактуры должны оформляться независимо от того, облагается данная сделка налогом или нет. Соответственно должны оформляться и журналы учета, полученных и выставленных счетов-фактур с регистрацией их в книге продаж и покупок. Счета-фактуры являются документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению из бюджета. Не составляются счета-фактуры при реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), а также банками, страховыми
организациями, негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению. Реквизиты счета-фактуры установлены НК РФ и обязательны для заполнения, так как вычет сумм налога производится только в том случае, если счет-фактура заполнен в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ. Счета-фактуры выписываются плательщиками НДС (поставщиками товаров, работ, услуг) в двух экземплярах или выставляются в электронном виде. При регистрации в журнале учета выдаваемых покупателям счетов-фактур им присваивается порядковый номер. Оригинал счета-фактуры передается покупателю не позднее 5 дней, считая со дня отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Второй экземпляр (копия) остается у поставщика. Счета-фактуры подписываются руководителем и главным бухгалтером или иными лицами, уполномоченными на это приказом руководителя. Возможно применение электронно-цифровой подписи. Порядок выдачи и учета счетов фактур можно представить в виде рис 3.5.1.
При реализации населению за наличный расчет товаров (работ, услуг) с использованием контрольно-кассовых аппаратов требования Налогового кодекса (ст. 168, 169) считаются выполненными, если чек, выданный покупателю, содержит следующие реквизиты: наименование продавца; номер контрольно-кассового аппарата; цену товара с НДС.
Книга продаж
| Покупатель | |
| ||
|
| |
| Счет-фактура (оригинал) | |
| ||
| ||
| Счет- | |
| фактура (копия) | |
1 |
Отгрузка
Выписка и передача (не позднее 5 дней)
Для учета и хра-
нения
Рис. 3.5.1. Порядок выдачи и учета счетов-фактур
Для исчисления НДС важно знать момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), которым является наиболее ранняя из следующих дат:
день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных
прав;
день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав.
Уплата НДС в бюджет производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг, в том числе и для собственных нужд) за истекший налоговый период (квартал) не позднее 20 числа месяца, следующего за ним.
Налогоплательщики и налоговые агенты в сроки, установленные для уплаты налога за налоговый период, предоставляют налоговым органам по месту своего учета расчеты по установленной форме налоговой декларации.
Рассмотрим порядок расчета НДС на условном примере. Данные для расчета:
в налоговом периоде отгружена продукция на сумму 24 тыс. руб., в том числе НДС - 3,661 тыс. руб.;
сумма, полученная от покупателя в порядке предварительной оплаты - 5 тыс. руб.;
сумма НДС, уплаченная с авансов и предоплат в предыдущем налоговом периоде, - 0,732 тыс. руб. (сумма аванса, полученного в предыдущем налоговом периоде составила 4,8 тыс. руб.), продукция отгружена в данном налоговом периоде.
В течение налогового периода предприятие приобрело:
материальных ресурсов для производственных нужд на сумму 12 тыс. руб., в том числе НДС - 1,830 тыс. руб., из них оплачено 6 тыс. руб., в том числе НДС - 0,915 тыс. руб.;
оборудования на сумму 9,6 тыс. руб., в том числе НДС - 1,464 тыс. руб. Оборудование оплачено и поставлено на учет.
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет в налоговом периоде, составит: 3,661 + 5x18/118 - (1,830+1,464+0,732) = 0, 397 тыс. руб.
- Раздел I. Налоговая система российской федерации и налоговая политика государства
- Глава 1. Характеристика налоговой системы
- 1.1. Содержание налогов, налоговая политика
- 1.2. Современная налоговая система рф. Виды налогов
- 1.3. Правовое регулирование налоговой системы рф
- Глава 2. Структура и динамика налоговых поступлений в доходах бюджетов Российской Федерации
- Раздел п. Налогообложение организации
- Глава 3. Налог на добавленную стоимость
- 3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 3.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения. Место реализации товаров (работ, услуг)
- 3.3. Налоговая база
- 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
- 3.6. Налогообложение экспортных операций
- Глава 4. Акцизы
- 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
- 4.2. Объект налогообложения акцизами
- 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
- 4.4. Порядок исчисления акцизов
- 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
- 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
- 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
- Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
- 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
- 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
- 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
- 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
- 6.1. Упрощенная система налогообложения
- 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
- 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
- Глава 7. Налог на имущество организаций
- 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
- 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
- 7.3. Налоговые льготы
- 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
- 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
- Глава 8. Транспортный налог
- 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
- 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
- Глава 9. Платежи за природные ресурсы
- 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 9.2. Платежи за пользование недрами
- 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
- 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
- 10.1. Таможенные пошлины
- 10.2. Государственная пошлина
- 10.3. Налог на игорный бизнес
- Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
- 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
- 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
- 11.3. База для начисления страховых взносов
- 11.4. Тарифы страховых взносов
- 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
- 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
- Раздел III. Налогообложение физических лиц
- Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- Глава 13. Налог на доходы физических лиц
- Глава 14. Налог на имущество физических лиц
- Раздел IV. Налоговый контроль
- Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
- 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
- Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5