logo
084324_2668D_shpory_po_finansovomu_menedzhmentu

97. Автоматизированные информационные системы и технологии в налоговых органах

Основной целью Российской налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, полнотой и точностью их расчетов, учет налогоплательщиков и информирование органов. С кибернетической точки зрения объектом управления выступают предприятия и организации различных форм собственности, а также физические лица, являющиеся налогоплательщиками, а субъектом управления само государство в лице налоговой службы, состоящей из подразделений, осуществляющих методологическое руководство и контроль за налогообложением, по видам (отраслям) налогов.

Состав и структура системы управления налогообложением РФ соответствует ее административно-территориальному делению.

Система органов государственной налоговой службы РФ включает в себя:

Подчиняется налоговая служба РФ Президенту и правительству Российской Федерации. Налоговые инспекции ежедневно обрабатывают большой объем информации, получаемой из банков и от налогоплательщиков, и поэтому без создания информационных систем, АРМов и других средств автоматизации и компьютеризации практически невозможно обеспечить своевременность и полноту сбора налогов. Созданная в государственной налоговой службе (ГНС), АИС “Налог” является инструментом оперативного сбора, обработки, учета и оценки информации о состоянии налогообложения, а также для управления деятельностью органов налоговой службы на основе комплексного использования современных средств информации.

Таким образом, основными целями АИС “Налог” является:

Для обеспечения создания и развития единого информационного пространства налоговых органов России осуществлена разработка и внедрение информационной системы АИС “Налог-2”. Задачи решаемые в рамках АИС “Налог-2” обеспечивают информационные потребности Госналогслужбы на основе единых принципов и требований к организации информационного обеспечения.

АИС “Налог-2” как программно-техническая составляющая информационного пространства Госналогслужбы осуществляет не только контролирующие функции, но и представляет информацию и методики для осуществления процесса поддержки принятия решений на различных организационных уровнях налоговых органов.

Информатизация включает реализацию проектов по развитию следующих направлений:

  1. Система формирования и ведения Государственного реестра налогоплательщиков юридических и физических лиц.

  2. Система учета, анализа поступления налогов и налоговой статистики платежей.

  3. Создание прогнозно-аналитической модели поступления налоговых и других обязательных платежей.

  4. Система анализа финансовой отчетности предприятий и формирование сводного баланса страны и каждого субъекта РФ.

  5. Создание WEB-сервера ГНС РФ для двустороннего интерфейса с налогоплательщиками страны.

  6. Создание ведомственной цифровой сети связи на базе имеющихся сетей связи.

  7. Система развития и модификации телекоммуникационной сети ГНС РФ.

  8. Единая система делопроизводства и документооборота ГНС РФ.

  9. Система нормативно-справочной информации для органов ГНС РФ.

  10. Система типового прикладного программного обеспечения для местного уровня ГНС РФ.

  11. Создание учебно-методических пособий и учебного программного обеспечения для факультативных занятий в средней школе по основам налогообложения.

  12. Система прогнозирования, учета и анализа доходов налогоплательщиков от внешнеэкономической деятельности.

  13. Система информационного взаимодействия с доходной и расходной частями органов федерального казначейства.

  14. Система информационного взаимодействия с базой данных таможенных деклараций ГТК РФ.

Для достижения реального результата при построении сложной ведомственной АИС предлагается определить и закрепить в качестве правил следующие основные принципы разработки и реализации программы информатизации.

  1. Принцип реального результата. Суть стратегии информатизации налоговых органов и центрального аппарата Госналогслужбы России заключается в реализации наиболее важных и перспективных проектов с доведением их до конечного результата, а не в удобной формуле “поэтапного наращивания компьютерного парка” к стратегии “от результата к результату”.

  2. Принцип декомпозиции. При дефиците финансовых ресурсов и квалифицированных кадров разработка и реализация Программы информатизации ГНС РФ строится по блочно-модульному принципу. Задачи, оформленные в виде проектов должны выполнятся с учетом их реализации на трех уровнях: федеральный, региональный и местный. Проект должен представлять собой самостоятельную задачу, которая может быть выделена из всех совокупности работ. Инвариантность, хотя бы и условная, проектов друг относительно друга даст возможность сконцентрировать силы и ресурсы на основных направлениях и довести поставленные в каждом проекте задачи до практической реализации.

  3. Принцип приоритетности или принцип первого лица. Приоритетность выбора первоочередных проектов из всех указанных в программе должна определятся Руководителем ГНС РФ или Заместителем Руководителя, курирующим это направление. Параллельно выполняемые проекты координируются как на этапе проектирования, так и по ходу выполнения при необходимости использования общих информационных ресурсов.

  4. Принцип использования case-технологии. Все принятые к выполнению проекты должны иметь единую спецификацию адекватными средствами для проектирования (например, продуктами MS Project, ER-WIN, BP-WIN или др.). В этом случае упрощается разработка, контроль за ходом выполнения проекта, облегчается процесс реинжениринга, повышается эффективность управления.

  5. Принцип достаточности. Приобретение (закупки) любых средств вычислительной техники, телекоммуникаций, сетевого и прочего оборудования должно быть составной частью конкретного проекта, но не быть самостоятельной задачей. Без полной координации в этом вопросе увеличивается расходная часть на разработку АИС “Налог-2”, нет ответственности разработчиков системы за конечный результат.

  6. Принцип координации действий. При необходимости взаимодействие между разными проектами осуществляется по двум направлениям: при сдаче каждого контрольного этапа сетевого графика с одновременной координацией последующих работ, а в дальнейшем на этапе рабочего проектирования. График выполнения проекта согласуется с графиком финансирования работ. При изменении в финансировании могут сдвигаться и сроки завершения, как отдельных этапов, так и всего проекта в целом, и наоборот.

  7. Принцип децентрализациии сопровождения. Внедрение АИС “Налог-2” осуществляется через восемь пилотных центров, создаваемых в ассоциациях экономических регионов России. На пилотный центр также должна быть возложена задача поддержки функционирования АИС в регионе по месту функционирования.

  8. Принцип комплексного финансирования. Возможность использования различных финансовых ресурсов для построения взаимосвязанных частей единой АИС, объединенной единой технической политикой.

  9. Принцип сбора показателей. Принципиальным нововведением, упрощающим громоздкую и инертную систему отчетности налоговых органов может стать переход от сбора отчетности с территорий к сбору системы показателей по всей системе ГНС РФ.

Использование информационных ресурсов налоговых органов России в интересах различных структур государственной власти и в интересах граждан России предполагает объединение и развитие существующих информационно-аналитических ресурсов, предназначенных как для обеспечения эффективной деятельности государственных структур, так и для своевременного, достаточно полного информирования граждан.

Такое использование должно базироваться на информационно-телекоммуникационных системах, которые способны обеспечить не только доступ, выборку и использование информации, но и информационную поддержку принятия решений в сфере управления экономикой, в области безопасности граждан и страны. Эти системы должны удовлетворять следующим требованиям:

  1. формирование единого информационного пространства в интересах граждан и органов власти;

  1. обеспечение доступа граждан страны к информационным ресурсам в соответствии с правом на информацию, установленным Конституцией РФ и законодательными и правовыми документами;

  1. обеспечение доступа органов государственной власти к информационным ресурсам в соответствии с правами и потребностями, которые определяются указами, приказами, положениями, порядками и другими законодательными и нормативными документами, регламентирующими обмен и использование информации;

  1. формирование, развитие и использование независимых источников информации;

  1. исключение монополии на информацию и обеспечение достоверности и согласованности информации;

  1. защита информации;

  1. использование современных средств связи и телекоммуникаций.

Указанные требования должны реализовываться на трех уровнях:

  1. федеральном;

  1. региональном;

  1. местном.

В соответствии с концепцией формирования и развития единого информационного пространства России информационные ресурсы налоговых органов представляют собой проблемно-ориентировонную информацию для целевых программ и поддержки стратегических решений и включают базы данных учетной, бухгалтерской, экономической и аналитической информации.

В основе законодательного обеспечения необходимо выделить следующие две группы принятых органами государственной власти решений, касающихся вопросов информатизации, а также решений, относящихся к решению задач контроля, полноты и своевременности поступлений финансовых средств в бюджеты всех уровней, стоящих перед налоговыми органами и нашедших отражение в ряде документов.

К первым относятся:

  1. “Концепция правовой информатизации России”, утвержденная Указом Президента РФ от 23.04.1993г. №477;

  1. Указ Президента РФ “О дополнительных гарантиях права граждан на информацию” от 31.12.1993г. №2334;

  1. Указ президента РФ “Об основах государственной политики в сфере информатизации” от 20.01.1994г. №170;

  1. Указ Президента РФ “О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти РФ” от 21.012.1994г. №361;

  1. закон РФ “об информации, информатизации и защите информации” от 25.01.1995г. ;

  1. Указ Президента РФ “О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставление услуг в области шифрования информации” от 3.04.1995г. №334;

  1. концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, одобренная решением президента РФ 23.11.1995г. №Пр-1694 и ряд др. документов;

  1. Указ президента РФ “Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера” от 6.03.1997г. №188;

Ко вторым относятся:

  1. закон РФ “Об основах налоговой системы в РФ” от 27.12.1991г. №2118-1;

  1. закон РСФСР “О государственной налоговой службе” от 31.12.1991г. №340;

  1. законы РФ и другие нормативные документы ГНС РФ о порядке начисления и уплаты федеральных налогов;

  1. другие действующие нормативно-правовые акты.

Законодательная база формирования единого информационного пространства налоговых органов призвана регулировать отношения между владельцами и потребителями информации как в структуре налоговых органов, так и при обмене информацией с взаимодействующими организациями, гарантировать соблюдение конституционных прав и свобод граждан РФ.

Для обеспечения информационного взаимодействия на всех уровнях структуры налоговых органов РФ и в соответствии с вышеуказанными документами должны быть разработаны необходимые регламентирующие соглашения по определению прав и обязанностей на предоставление, обработку и обмен информацией.

Формирование и развитие единого информационного пространства является важнейшей целью осуществления государственной политики в области информатизации ГНС. В свете этого целесообразно возложить контроль за этим процессом на специальный координирующий орган - Координационный Совет по проблемам информатизации. Необходимо также проработать порядок взаимодействия федеральных и региональных органов, создаваемых для координации работ по формированию и развитию единого информационного пространства в ГНС.

Такой подход позволит:

  1. провести количественный и качественный анализ проблем получения, обработки, накопления и распределения информации в системе ГНС;

  1. количественно определить степень удовлетворения информационных потребностей ГНС;

  1. оценить экономическую и социальную эффективность различных мероприятий и сроков их реализации.

В процессе выполнения своих основных функций налоговые инспекции взаимодействуют с органами государственной власти, кредитно-финансовыми организациями, правоохранительными органами, налоговой полицией и таможенной службой.

Основой взаимодействия является обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и других обязательных платежей.

Органы представительной власти и управления направляют в ГНС следующую информацию:

  1. распоряжения;

  1. законодательные акты о введении местных налогов;

  1. сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.

Правоохранительные органы предоставляют данные о транспортных средствах, о сокрытии доходов, материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Департамент финансов обеспечивает материалами из проспектов эмиссий, данные по отсрочке налогов, ежемесячные суммы налогов и других платежах в бюджет.

Налоговая полиция доводит до сведения органов Госналогслужбы информацию о результатах документальных проверок, материалы фактов сокрытия доходов (прибыли) и иных объектов налогообложения в крупных и особо крупных размерах, для проведения дознания и принятия решения по ним в соответствии с законодательством (в трехдневный срок).

Банки, кредитные учреждения представляют платежные документы, данные о финансово-хозяйственных операциях плательщиков за финансовый год, об открытии или закрытии банковских счетов. Руководство банков привлекается к административной ответственности в случае непредставления данных о финансово-хозяйственных операциях плательщиков.

Государственный таможенный комитет делает представления на взыскание сумм с налогоплательщиков (акцизы НДС), ежемесячно извещает о поступлении акцизов и НДС в Федеральный бюджет.

Бюро технической инвентаризации обеспечивает налоговые органы данными о недвижимой собственности, а органы землеустройства – о земельной собственности.

В свою очередь, региональные органы ГНС представляют информацию, соответствующую правам доступа к ней, кредитным, финансовым органом, органам госстатистики, управления, МВД, ГИБДД.

Низовые налоговые службы осуществляют непосредственное взаимодействие с налогоплательщиками посредством реализации определенных функций.

1