К вопросу экономико-правового урегулирования форм налогового контроля
В современном обществе налоговые отношения представляют собой наиболее формализованную сферу общественных отношений. И данное обстоятельство обуславливает актуальность вопросов экономико-правового урегулирования форм налогового контроля. Неотъемлемым элементом качественной системы налогового контроля, выявления налоговых рисков правонарушений является адекватное налоговое законодательство. Вместе с тем, имеющаяся в настоящее время ограниченность в видах выездного контроля ведет к неполному охвату видов налоговых рисков правонарушений.
Анализ сложившегося разнообразия в мировой практике использования различных форм организации контрольных проверок, а также законодательных норм в отношении установления форм налогового контроля и налоговых проверок показал, что отечественное законодательство о налогах и сборах имеет серьезные недостатки, влияющие на эффективность налогового контроля, устранение которых требует правового урегулирования форм налогового контроля.
Подтверждением данного вывода служат данные ФНС России о характерных нарушениях законодательства о налогах и сборах. [1] Из почти 90 позиций - ни одного нарушения в части осуществления предпринимательской деятельности без постановки на налоговый учет. Складывается впечатление, что данный вид налогового правонарушения не является характерным для российской действительности в налоговой сфере. Объективно же данное явление не является исключительным в предпринимательской деятельности россиян и все возрастающего числа мигрантов особенно на фоне сокращения числа официально зарегистрированных индивидуальных предпринимателей вследствие резкого повышения платежей по обязательным социальным отчислениям в последние годы.
Нередким случаем является и обналичивание крупных сумм путем сделок с фиктивными фирмами, умышленно направленных на уклонение от уплаты налогов. Но несмотря на активные действия отечественных налоговых органов в последние годы именно в данном направлении, статистика уголовных дел по налоговым преступлениям парадоксальна: как отметил известный эксперт, профессор кафедры финансового и налогового права ВГНА Минфина России И.Н. Соловьев, в 2011 году показатели, характеризующие налоговую преступность, сократились в среднем на 46% по сравнению с 2010 годом. [2] Подводя итоги 2012 года, И.Н. Соловьев подчеркнул, что новый механизм выявления, пресечения и расследования налоговых преступлений настолько продуманно сложен и многоступенчат, что даже странно, что налоговые преступления еще выявляются. [3]
Таким образом, действующая система налогового контроля не ориентирована ни на выявление, ни на пресечение, ни на предупреждение как незаконного предпринимательства, так и налоговых преступлений.
Для устранения выявленных недостатков целесообразно внести коррективы в часть 1 Налогового кодекса РФ.
Во-первых, уточнить содержащийся в статье 82 Налогового кодекса РФ перечень форм налогового контроля, заменив в нем методы и способы налогового контроля (осмотр, получение объяснений, проверка данных учета) на конкретные формы контроля, а также детализировав слишком агрегированную форму (налоговые проверки). Рассматривая формы налогового контроля как специфическую совокупность способов и методов организации контрольных действий налоговых органов, непосредственно направленных на осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и имеющих самостоятельное значение, можно выделить следующие формы: учет налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению (государственный налоговый учет), учет налоговых платежей и задолженности, камеральные проверки, выездные проверки, оперативные рейды, налоговые расследования, on-line проверки и др.
Будет достаточно, что осмотр помещений и территорий как метод контроля регламентирован статьей 90 Налогового кодекса РФ в составе главы 14 "Налоговый контроль", а получение объяснений и проверка данных учета и отчетности в Налоговом кодексе РФ установлены в качестве прав и обязанностей налоговых органов, определенных в статьях 31 и 32 Налогового кодекса РФ.
Во-вторых, соответственно коррективам статьи 82 следует расширить содержащийся в статье 87 Налогового кодекса РФ перечень налоговых проверок с выделением статьи 88.1. в отношении контроля в режиме on-line и статей 89.1 и 89.2, регламентирующих особенности проведения таких налоговых проверок, как оперативный рейд и налоговое расследование.
Учитывая все многообразие контрольно-проверочной работы, представляется некорректным объединять налоговые проверки в одну форму. Каждая из перечисленных форм имеет как схожие, так и отличительные особенности налоговых проверок. Их выделение призвано обеспечить уже на этапе планирования налогового контроля рациональную и оптимальную организацию контрольных мероприятий для повышения эффективности налогового контроля.
Поскольку структурно налоговая проверка включает в себя различные элементы (субъекты, предметы проверки, ее объекты, задачи, методики и пр.) [4], ее виды будут отличаться по ряду существенных признаков: основание для проведения проверки, место проведения, сроки проведения, проверяемый период, проверяемые налоги, совокупность мероприятия налогового контроля в рамках проверки, оформление результатов проверки.
С организационной точки зрения оперативные проверки (рейды) являются формой выездного контроля (с выходом к налогоплательщику), но не разновидностью выездной налоговой проверки, регламентируемой нормами статьи 89 Налогового кодекса РФ. В данные рамки оперативный рейд не "укладывается" уже по такому признаку, как основание для проведения проверки. Для выездной налоговой проверки это специально подготовленный и утвержденный руководителем налогового органа или его заместителем документ - Решение о проведении проверки с однозначно определенными реквизитами, идентифицирующими конкретного налогоплательщика (наименование/ФИО, ИНН и др.). Соответственно, изначально понятно, что исходя из основания проведения ВНП, такой вид налогового правонарушения, как ведение предпринимательской деятельности без постановки на учет невозможно выявить выездной проверкой. Объективно отсутствует основание и для проведения камеральной проверки - нет деклараций (так как их не представляют). В данной ситуации положительный результат может дать только оперативный рейд. Фактически оперативный рейд можно рассматривать как разновидность проверки в режиме "реального времени", только без использования высоких информационных технологий.
Дополнительно в пользу такой формы налогового контроля, как оперативный рейд, свидетельствует наличие в течение продолжительного периода времени практики отечественных налоговых органов по проведению рейдовых проверок в рамках контроля соблюдения хозяйствующими субъектами норм неналогового законодательства, возложенного на налоговые органы (в первую очередь контроль ККТ).
Выделение в составе налоговых проверок такой формы контроля, как налоговое расследование, позволит устранить существующую в настоящее время разобщенность органов, проводящих расследование, сосредоточив усилия в рамках единой налоговой администрации, как это работает в большинстве ведущих государств. В реальной практике отечественного налогового администрирования до момента выявления в ходе налогового контроля отклонений в налоговых обязательствах выше законодательно установленной нормы критического значения осуществляется налоговая проверка, после выявления - дела передаются в правоохранительные органы, хотя противоправные действия были выявлены в ходе налогового расследования в рамках налогового законодательства. При этом, согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 06.12.11 г. N 407-ФЗ "О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", поводом для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении служат исключительно материалы, направленные налоговыми органами в установленном порядке для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. [5] Соответственно, в данных условиях роль налогового расследования растет, так как является отправной точкой в рамках налогового контроля для выявления и пресечения налоговых преступлений.
Вместе с тем выделение такой формы контроля требует не только правового регулирования норм проведения налоговых расследований, но и дополнения прав, обязанностей налоговых органов в части оперативно-розыскной деятельности, дознания и т.п., а также корректив действующего законодательства в отношении правоохранительных и других контролирующих органов.
Бесспорно, что перспективным направлением развития форм налогового контроля являются проверки в режиме on-line. В век информатизации общества, развития информационных технологий и телекоммуникаций, с учетом модернизации налоговых органов, расширением сферы электронных услуг, предоставляемых ФНС России, контроль в режиме реального времени может стать реальным инструментом реализации главной задачи налоговых проверок - профилактики правонарушений. Это очень важное обстоятельство, поскольку в действующем российском налоговом законодательстве содержится очень ограниченный круг мер превентивного характера.
В-третьих, в условиях отсутствия государственного контроля за соответствием расходов доходам остро встает вопрос наделения налоговых органов правом на применение альтернативных косвенных методов определения налоговых обязательств по расходам, методом "общего сопоставления имущества", с последовательностью их применения.
Предоставленное налоговым органам право расчетно определять суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, в действующем законодательстве пока предусматривает использование только одного косвенного метода исчисления налоговой базы - метода аналогии. А при этом данные полномочия по определению налоговой базы косвенными методами являются необходимой основой объективной, независимой оценки стоимостного потенциала налоговых рисков в системе планирования и организации налогового контроля.
Полномочия по разработке и утверждению методики определения налоговых обязательств расчетным способом косвенными методами и последовательность их применения делегировать Министерству финансов РФ.
Результатом должного урегулирования форм налогового контроля являются дополнительные поступления восстановленных сумм налогов к уплате в бюджет (и одновременно сокращение издержек на налоговый контроль), а также профилактика и предупреждение налоговых правонарушений, реализация принципов справедливости в налогообложении.
Данный подход позволит выявлять такой наиболее актуальный вид налогового правонарушения, как ведение предпринимательской деятельности без постановки на налоговый учет, который к настоящему времени, как свидетельствуют практика налоговых органов и анализ характерных нарушений законодательства о налогах и сборах, публикуемые на сайте ФНС России, не выявляется, а также усилить борьбу с налоговыми преступлениями.
Для оценки последствий совершенствования форм налогового контроля предлагается исходить из данных по теневой экономике на уровне 20%. По оценке Росстата, данный показатель составляет 16%, по мнению экспертов Всемирного банка, объем теневой экономики России существенно выше - более 40%. [6]
Даже если хотя бы треть доходов физических лиц, ведущих индивидуальное предпринимательство, но уклоняющихся от постановки на учет и уплаты налогов, будет восстановлена в бюджет, это составит 1,11 млрд. рублей в год. (НДФЛ ИП офиц. / 0,8 х 0,2 х 0,33 = 13 482,2 млн. руб. / 0,8 х 0,2 х 0,33 = 1 112,3 млн. руб.)
Но предлагаемый подход позволяет выявлять не только незаконное индивидуальное предпринимательство, но и нелегальную занятость по найму. Соответственно, будет корректно исчислить результат внедрения, исходя из продекларированного НДФЛ по ставке 13% и выявления только 10-й части нелегальных доходов. Это составит доначисление в бюджет дополнительно 54,6 млрд. рублей, с учетом фактической мобилизации в бюджет (40%) - 21,8 млрд. рублей. (2 183 228 млн. руб. / 0,8 х 0,2 х 0,1 = 54 580,7 млн. руб.)
Правовое урегулирование налоговых расследований в законодательстве о налогах и сборах с делегированием соответствующих полномочий налоговым органам повлечет повышение эффективности управления рисками налоговых преступлений. Среднее доначисление налогов в результате 1 выездной совместной с правоохранительными органами проверки превышает аналогичный показатель по самостоятельным проверкам налоговых органов в 3 раза по организациям и в 4 раза по физическим лицам и составляет соответственно 10 и 3 млн. рублей на 1 проверку. Концентрация информации и полномочий в одном ведомстве повлечет оптимальное выявление рисков налоговых преступлений и их устранение, что подтверждается опытом ведущих развитых стран мира, имеющих в составе налоговых администраций структурные подразделения, специализирующиеся на налоговых расследованиях. Увеличение выявления налоговых преступлений только на 10% восполнит в бюджет налоговых поступлений около 5 млрд. рублей. Причем, вероятность 100% взыскания доначисленных сумм наиболее высока посредством возмещения ущерба во избежание суровой уголовной ответственности.
Учитывая тот факт, что внедрение данных новаций не требует существенных капитальных затрат, а предполагается на базе уже начатой модернизации налоговых органов, предусматривающей в том числе и повышение квалификации сотрудников, и техническое обновление, внутреннее перераспределение кадров, исчисленный результат можно условно принять за экономический эффект.
Таким образом, правовое оформление классификации контрольно-проверочной деятельности в рамках налогового контроля, регламентация каждой ее формы и, в первую очередь, налоговых проверок, позволит более адекватно и оптимально управлять налоговыми рисками правонарушений, повысить эффективность контрольной работы в целом, и налоговых проверок в частности.
- Этюды о налогах... Прогулки по Миру Налогов с Аркадием Брызгалиным От Главного редактора
- Раздел I. Тема номера: Этюды о налогах... Прогулки по Миру Налогов с Аркадием Брызгалиным Внимание!
- Глава 1. Налоги в истории стран и народов Законы Хаммурапи и налоги
- Налоги не любят с древнейших времен
- Вергилий и муха
- Налоговые переписи как источник исторических знаний
- Ибн Хальдун, налоги и современное государство
- Тамплиеры и налоги
- Средневековье и современные налоги
- Методы налогового контроля за соляным налогом во Франции
- Кромвель, Англия и "если бы не налоги"...
- Кромвель и налоги: для революционеров предела нет
- Виски, налоги и угроза распада сша
- Первые кодификации налогового законодательства
- Глава 2. Развитие налогообложения в России Когда на Руси налоги появились
- Три системы налогообложения России до 1861 года
- Вначале было "тягло"
- Монголо-татарское иго и система налогообложения Древней Руси
- Чарльз Адамс о налогах Руси при Золотой Орде: интересные откровения
- "Число" - фискальное значение слова
- Торговые пошлины Древней Руси
- Князь Олег и его успешная налоговая политика
- Погост и урок
- Объект налога - "кто что мога"...
- Бобыли и налоги
- Много-много налоговых инспекций
- Налоги Минина и Пожарского
- Москва - главный источник бюджетных доходов России в 1710 году
- "Сидеть и чинить государю прибыли..."
- Налоговое творчество прибыльщиков: требуй невозможного
- Российская Империя и налоги
- Налоги и имперская политика России
- Емельян Пугачев и его налоговая политика
- Эволюционная систематизация налогового права России
- Автором первого "налогового кодекса" России был м.М. Сперанский
- Первые русские финансисты о социальном значении налогов
- Русские ученые об основной цели налоговой политики
- Картина о налогах из русского быта XIX в.
- Понимание налога при социализме
- Успехи налоговой политики начинающей Советской власти
- Налоговая реформа 1930 года
- Некоторые факты о налогах в довоенном ссср
- Уголовный кодекс рсфср 1952 г. Об ответственности за неуплату налогов
- Бюджетные потери от антиалкогольной кампании в конце 1980-х в ссср
- Налоги и политическая борьба между ссср и рсфср в конце 1980-х годов
- Налоговая политика перед крушением ссср
- Ндс - самый обременительный налог для российского бизнеса
- Справка-счет и скрытое налогообложение
- Провал налоговой амнистии в России
- "Налоговые" доводы в споре между Россией и Японией за Курилы
- Россия на 130-м месте по простоте уплаты налогов
- Глава 3. Тема налогов в мировой литературе и поэзии (цитаты из произведений)
- 3.1. Тема налогов в произведениях зарубежных и отечественных писателей Мигель Сервантес как сборщик налогов
- Писатели и высокие налоги
- Луи Вернейль и Жорж Берр Жорж
- Налоги в детской литературе Астрид Линдгрен
- Астрид Линдгрен как борец с высокими налогами
- Александр Волков "Урфин Джус и его деревянные солдаты"
- Эфраим Севела и тема налогов
- Налоги в произведениях Бориса Акунина
- 3.2. Тема налогов в произведениях русских и современных российских поэтов Булат Окуджава
- Новый поэтический поджанр - "Разговор с налоговым инспектором"
- Глава 4. Афоризмы, изречения и шутки о налогах и налогообложении о налогах более чем серьезно
- Налоги как грабеж...
- Налог как неизбежное зло
- Афоризм от сборщика налогов о налогоплательщиках
- Неоднозначные изречения российских политиков о налогах
- Афоризмы современных авторов
- Афоризмы неизвестных авторов
- "Заплати налоги и спи спокойно"
- Глава 5. Антология мирового налогообложения Кто в мире лидер по количеству налогов
- Уоррен Баффет за усиление налога на наследование (сша)
- Налоги как средство борьбы за независимость (сша)
- Налоги и выборы (сша)
- Терроризм и налоги (сша)
- Снижать налоги - священное право налогоплательщика (сша)
- Налоговые льготы для усатых американцев (сша)
- "Подарки" и "антиподарки" по налоговому законодательству сша
- Налоговое содержание фонтана Брабо в Антверпене (Бельгия)
- Мост "Налоговый оазис" (Великобритания)
- Описание налогов превышает 10 000 страниц (Великобритания)
- Если налоговая не закупила бумагу для уведомлений (Великобритания)
- Налоги как инструмент политической борьбы (Непал)
- Меньше 2-х не собираться (Япония)
- Семья как субъект налогообложения (Япония)
- Кровь и налоги (Польша)
- Курьезы итальянского налогообложения
- Гласность как наказание за неуплату налогов
- Не платить налог не преступление (Люксембург, Швейцария, Израиль)
- Кошмарное наказание за неуплату налогов (Мексика)
- Налоговая тайна не нужна (Финляндия)
- Заклинатель змей натравил своих питомцев на налоговую (Индия)
- Налоги на немусульман или ожившее средневековье (Египет)
- Налоги - они и в Африке налоги
- Глава 6. Мелкая налоговая мозаика: наука, практика, статистика Налоговая система как отражение уровня развития общества
- Налоги как институт, способствующий общественному прогрессу
- Формула Канара
- Справедливость и налоги
- Нужен ли налог на прибыль?
- Курьезы оффшорного бизнеса
- Кошки и налоги
- Снижение налогов - общемировая современная тенденция
- Есть ли налоговый предел?
- О ручке налогового счастья
- Ручка налогового счастья, открывающая Коридор удачи в налоговых и бухгалтерских делах Инструкция по применению и привлечению Удачи
- Футбол и налоги
- "Золотое сечение" и налоги
- Что такое пигуанские налоги?
- День свободы от налогов
- Прогрессивный подоходный налог делает людей счастливее
- За неуплату налогов - смертная казнь
- Налог с лиц, не служивших в армии
- Музей Пикассо в Париже появился благодаря налогам
- Самые удивительные налоговые судебные дела по версии The Times
- Нло и налоги
- Глава 7. Экзотические налоги
- Налог на сверхдоходы от неудачной приватизации (Россия)
- Налог на автомобильные пробки (Китай)
- Налог на изображение горилл (Руанда)
- Налог на детей (Австралия)
- Налог на политическую нелояльность (Англия)
- Налог на жизнь (Англия)
- Налог на персональные компьютеры (Великобритания)
- Налог на незапланированную прибыль (Венесуэла)
- Налог на воздушную колонну (Австрия)
- "Москва слезам не верит" и налоги
- Налог на слезы: притча о Ходже Насреддине
- Золото и рис (восточная притча)
- 8.2. Современный налоговый анекдот о "тяжелой жизни" налоговых инспекторов
- Налоги платить - здоровью вредить
- Трудно быть налогоплательщиком
- Золушка и налоги
- Альтернативный юмористический налоговый словарь
- Глава 9. Бухгалтерам посвящается: стихи, шутки, анекдоты о зарождении бухгалтерского дела в дореволюционной России
- Настоящая армия бухгалтеров (Белоруссия)
- Бухгалтерские цитаты и афоризмы
- "Все в ажуре" - это тоже про бухгалтерию
- Анекдоты о бухгалтерах и для бухгалтеров
- Глава 10. Курьезы из судебных решений по налоговым спорам
- Как налоговики чуть военную тайну не разгласили...
- Раздел II. Особенности отраслевого налогообложения и учета
- Методические подходы к налоговому регулированию для обеспечения конкурентоспособности портовой транспортно-экспедиционной деятельности
- Ключевые факторы конкурентоспособности портовой транспортно-экспедиционной деятельности
- Расчет налоговых обязательств в зависимости от вида применяемого договора
- Формы, способы и инструментарий налогового регулирования деятельности тэк
- Литература
- Раздел III. Налоговый контроль
- К вопросу экономико-правового урегулирования форм налогового контроля
- Библиографический список
- Раздел IV. Защита налогоплательщика или искусство налогового спора
- О выявлении недоимки
- Раздел VI. Теория и практика налогообложения и финансового права. Статьи
- Налоговое администрирование и направления его совершенствования
- Список литературы
- Применение инновационных технологий управления в налоговом администрировании: налоговый контроллинг
- Литература
- Влияние глобализации на формирование принципов налогообложения субъектов электронной коммерции
- Принципы налогообложения в сфере электронной коммерции
- Библиографический список
- Раздел VII. Актуальные вопросы судебной практики по налоговым и финансовым спорам
- 1.1.2. Исчисление налогов расчетным путем
- 1.1.3. Истребование пояснений
- 2. Уплата, удержание, взыскание и возврат (зачет) налогов
- 2.1. Зачет (возврат) налогов (ст.Ст. 78, 79 нк рф)
- 2.2. Исполнение обязанности по уплате налога. Взыскание налога
- 3. Цена для целей налогообложения
- 4. Налоговая декларация и контроль
- 4.1. Налоговая декларация. Налоговый учет
- 4.2. Выездная проверка: общие вопросы
- 4.3. Истребование документов и информации (ст.Ст. 93, 93.1 нк рф). Выемка документов
- 4.4. Допрос свидетеля
- 4.5. Акт проверки. Рассмотрение материалов проверки. Решение по итогам проверки. Обеспечительные меры (ст.Ст. 101, 101.4 нк рф)
- 5. Общие условия привлечения к налоговой ответственности
- 5.1. Учет смягчающих и отягчающих обстоятельств. Учет обстоятельств, исключающих ответственность
- 6. Составы налоговых правонарушений и санкции (гл. 16 и гл. 18 нк рф)
- 6.1. Ст. 118 нк рф
- 6.2. Ст. 119.1 нк рф
- 6.3. Ст. 126 нк рф
- 6.4. Ст. 129.1 нк рф
- 7. Защита прав налогоплательщиков
- 7.1. Досудебный порядок урегулирования споров
- 7.2. Процессуальные аспекты защиты прав налогоплательщиков. Доказательства по налоговым спорам