logo
Системы и методы фин

34. Амортизационная политика предприятия

Амортизационная политика предприятия - это управление амортизационными отчислениями, которые образуются в процессе эксплуатации основных фондов (и нематериальных активов). Амортизационную политику предприятия определяют из экономической стратегии, состава основных фондов, методов оценки стоимости амортизирующих объектов, уровня инфляции и др. Амортизируемым имуществом предприятия является большинство видов основных средств (за исключением земли), а также нематериальные активы. Основные средства принимаются на баланс предприятия по их первоначальной стоимости, куда также входит стоимость транспортировки и монтажных работ, после чего из них вычитается амортизация, т.е. получается остаточная стоимость. Амортизационные отчисления (амортизационный фонд) - это главная составляющая финансового обеспечения воспроизводства основных средств. 

В рамках принятой предприятием амортизационной политики оно должно избрать тот или иной метод амортизации. Его выбор осуществляют в соответствии с темпами морального износа оборудования, приоритетами в области образования инвестиционных ресурсов, порядком начисления амортизации (в разрезе основных средств и нематериальных активов) и др. Выбор метода амортизации влияет на конечный показатель деятельности предприятия, размеры чистой прибыли, внутренние источники финансирования, денежные потоки, сроки окупаемости оборудования и др. Чаще всего в России используется метод равномерного линейного списания стоимости основных средств. В этом случае начисление амортизации осуществляется равномерно по годам в соответствии с нормами амортизационных отчислений. Годовая норма амортизации представляет собой отношение годовой суммы амортизационных отчислений и первоначальной стоимости основных средств. В последнее время широко используются методы ускоренной амортизации. Этот метод дает дополнительную возможность формирования собственных финансовых ресурсов, уменьшает налогообложение прибыли, усиливает возможности инновационной и инвестиционной политики предприятия.