logo
glava_14-Men_schikova

14.5. Финансовое планирование в составе бизнес-плана

Раздел финансового плана в бизнес-планировании является ключевым, по нему планируются затраты на реализацию проекта, оценивается его финансовая реализуемость и строятся входные данные для определения эффективности проекта. В этом разделе сводятся финансовые результаты реализации проекта, план денежных поступлений и выплат. Особое значение имеет сквозное отображение в бизнес-плане будущих финансовых потоков/ресурсов на основе их взвешенного планирования.

Планирование финансовых ресурсов дает возможность координировать деятельность подразделений предприятия, регулировать учет, распределение и перераспределение имеющихся финансовых ресурсов.

Планирование финансовых ресурсов – составная часть комплексного плана развития предприятия. Показатели финансового плана должны быть увязаны с общим бюджетом предприятия, кассовым планом, с платежами кредитования банков и т.п.

Финансовый план как составная часть бизнес-плана предприятия позволяет: определить, какими денежными ресурсами располагает предприятие для выполнения показателей плана экономического и социального развития, проверить их сбалансированность; обеспечить рациональное и эффективное использование имеющихся финансовых ресурсов; выявить и использовать внутрихозяйственные резервы; соблюдать и последовательно усиливать режим экономии в расходовании денежных средств на каждом предприятии.

При составлении финансового плана обращают внимание на эффективность функционирования основных и оборотных фондов, рациональность использования собственных и заемных средств, фондоотдачу, рентабельность, оборачиваемость оборотных средств, недопустимость иммобилизации оборотных средств во внеоборотные активы и дебиторскую задолженность; финансовое положение, финансовую устойчивость и платежеспособность, требования сметно-финансовой дисциплины.

Финансовое планирование необходимо для обеспечения устойчивости хозяйственной деятельности, мобилизации доходов, сокращения непроизводительных расходов. Основу его составляет обоснование резервов снижения затрат, увеличения прибыли. Финансовый план включает систему показателей, рас­крывающих кругооборот средств, структуру денежных фондов, доходов и расходов, движение наличных денег, состояние пла­тежеспособности, ликвидности. При финансовом планировании учитываются как внутренняя ситуация на предприятии, так и внешние факторы: условия платежей, налоговый климат, уро­вень инфляции и др. По труднопрогнозируемым факторам рассчитываются альтернативные варианты.

Основным источником доходов является выручка от реализации продукции, которая зависит от объема реализуемой продукции и цен. Выручки за минусом постоянных затрат должно быть достаточно для покрытия изменяющихся переменных затрат и получения прибыли.

Показатели планов предприятия конкретизируются и диф­ференцируются по внутренним подразделениям, службам, исполнителям. При этом, основные из них становятся норматива­ми для применения в практической деятельности.

Степень производственно-финансовой самостоятельности подразделений зависит от их хозяйственного статуса. Подразделение может быть: бюджетным, ограниченно хозрасчетным, на полном хозяйственном расчете, филиалом.

В конечном счете, к задачам планирования финансовых ресурсов на предприятиях относятся: определение объема доходов, выявление источников их увеличения, изыскание путей наиболее эффектив­ного применения средств, соблюдение сбалансированности дохо­дов и расходов, обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности, обеспечение финансового оздоров­ления предприятия, нормального кругооборота денежных средств по всем стадиям и во времени. При этом учитываются возможности инвестиций, состояние запасов, острота конкуренции, риски инфляции и другие факторы, а в условиях кризиса разрабатываются и антикризисные меры.

Основное назначение финансового плана в составе бизнес-плана:

Исходными предпосылками для составления финансового плана предприятий служат:

В рыночной экономике, не исключающей стихийности хозяйственных связей в масштабе общества, существенно возрастает значение планирования на предприятиях. Никакое дело нельзя начинать и эффективно вести без заранее всесторонне обоснованного плана с расчетом на успех. Планирование позволяет выбрать кратчайшие пути рационального использования производственных ресурсов, повышения конкурентоспособности продукции, доходности.

РЕЗЮМЕ

Финансовое планирование является важнейшей функцией финансового менеджмента. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде. Основная цель внутрифирменного финансового планирования - это обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.

По масштабности поставленной цели различают стратегическое, тактическое и оперативное финансовое планирование. Все эти системы финансового планирования находятся во взаимосвязи и реализуются в определенной последовательности. Первоначальным исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений и целевых параметров финансовой деятельности путем разработки общей финансовой стратегии предприятия, которая призвана определять задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь, текущее финансовое планирование создает основу для разработки и доведения до непосредственных исполнителей оперативных бюджетов по всем основным аспектам финансовой деятельности предприятия.

Финансовое планирование на предприятии состоит из пяти основных стадий: долгосрочное целеполагание, составление долгосрочных финансовых планов, составление краткосрочных финансовых планов, обоснование отдельных статей расходов (или так называемый процесс индивидуального бюджетирования), разработка консолидированного бюджета. Финансовое планирование на предприятии базируется на ряде принципов, которые вытекают из общих принципов организации финансов, но имеют свои особенности.

Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно: воплощает выработанные стратегические цели в форму кон­кретных финансовых показателей; обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в про­изводственном плане экономические пропорции развития; предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции; служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Финансовый план представляет собой совокупность документов опреде­ленной формы, которые характеризуют определенные стороны финансовых отношений организации (предприятия). Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта; он оказывает большое влияние на экономику предприятия. Финансовый план предприятия обычно разрабатывается на 5 лет, год или квартал. В соответствии с этим существует перспективный (стратегические, в том числе пятилетние), текущий и оперативный финансовый план.

Бюджетирование — это процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц). Бюджет — оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами фирмы используются два основных вида бюджетов — текущий (оперативный) и капитальный.

Финансовый план как составная часть бизнес-плана предприятия позволяет: определить, какими денежными ресурсами располагает предприятие для выполнения показателей плана экономического и социального развития, проверить их сбалансированность; обеспечить рациональное и эффективное использование имеющихся финансовых ресурсов; выявить и использовать внутрихозяйственные резервы; соблюдать и последовательно усиливать режим экономии в расходовании денежных средств на каждом предприятии.