logo
Ответы на примерные вопросы

7. Налоговая система России и её структура.

Налоговая система РФ, ее структура и назначение. В действующем законодательстве за последнее время нет определения понятия "налоговая система". Закон РФ "об основах налоговой системы Российской Федерации" определял налоговую систему как совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке . Налоговая система любого государства является результатом исторического развития. Влияние на формирование налоговой системы оказывает множество факторов. В современных условиях налоговая система находится в тесной взаимосвязи с конституционно-правовыми основами и устоявшейся финансовой системой государства, поскольку сама налоговая система государства является составной частью финансовой системы. Наибольшее влияние на формирование налоговой системы имеет сформировавшаяся бюджетная система, так как налоги и сборы являются носителем фискальной функции, призванной обеспечить бюджет государства финансовыми ресурсами. В юридической и экономической литературе нет единого мнения и по поводу понятия "элементы налоговой системы". Рядом авторов дается следующее определение: налоговая система представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных норм права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения. Другие авторы под "налоговой системой " понимают "единство входящих в нее налогов и сборов", включающее в себя трехуровневое построение из федеральных, региональных и местных налогов и сборов. При рассмотрении налоговой системы следует учитывать, что система налогов и сборов является составной частью налоговой системы, и эти категории нетождественны. Система налогов и сборов – результат исторического развития общества, своеобразная модель сложившихся в обществе отношений по формированию публичных финансов государства. Также при определении налоговой системы необходимо иметь в виду все ее составные элементы. Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, система налогового администрирования (рис.2). При этом каждый из элементов находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Основными взаимосвязями между элементами налоговой системы являются: 1. порядок уплаты и применения мер по обеспечению уплаты налогов и сборов; 2. процедура налогового учета и налогового контроля; 3. процедура реализации прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых администраций; 4. порядок вменения и реализации ответственности за совершение налоговых правонарушений; 5. порядок обжалования актов и действий налоговой администрации; 6. порядок установления, изменения, отмены налогов и сборов. Налоговая система подвержена постоянному изменению под воздействием как внутри-, так и внешнесистемных факторов, т.е. она является не статической, а динамической. На основании вышесказанного можно сделать вывод, о том, что налоговая система представляет собой основанную на определенных принципах совокупность взаимосвязанных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым относятся система установленных законом налогов и сборов, налоговая администрация и принимаемые государством методы налогообложения. Совокупность законодательно установленных налогов, сборов и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам. Классификация налогов имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставления по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период. Кроме того классификация необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто не осуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам, а следовательно, к неверным практическим решениям. Классификация налогов – обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации лежит современно определенный классифицирующий признак. Рассмотрим основные классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов: Классификация по способу взимания, разделяющая налоги на прямые и косвенные - это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов. Прямые налоги – налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. Косвенные налоги – налоги, взимаемые в процессе оборота товара. Их цена в конечном итоге оплачивается потребителем. Классификация по субъекту (налогоплательщику) делит налоги на: налоги с физических лиц (НДФЛ, налог на имущество физических лиц и другие);налги с предприятий и организаций (налог на прибыль, НДС, акцизы, налог на имущество организаций и т.д.);смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств). Классификация по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги. В соответствии с ней налоги, действующие в РФ делятся на 3 группы: федеральные налоги – налоги, устанавливаемые НК РФ и обязательные на территории страны (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, НДФЛ); региональные налоги - налоги, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ (налог на имущество организаций, на имущество, дорожный налог, региональные лицензионные сборы и др.); местные налоги – налоги, обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, местные лицензионные сборы и др.). Классификация по уровню бюджета, в который зачисляются налоговые платежи. Налоги делятся на закрепленные (непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет) и регулирующие ( поступают в бюджеты разных уровней в пропорции согласно БК РФ). Классификация по целевой направленности. Можно выделить налоги абстрактные (общие) и целевые (специализированные). Абстрактные налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства (например, сбор на нужды образовательных учреждений). Говоря о классификации налогов, следует сказать о налоговой ставке. Налоговая ставка – размер налога на единицу налогообложения. Ставки налога подразделяются на регрессивные, твердые, пропорциональные и прогрессивные, и соответственно налоги бывают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные. При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда регрессивные. Для пропорциональных налогов взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода. Твердые налоги взимаются по строго установленной ставке не зависимо от размера единицы налогообложения. При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании дохода. Наиболее распространенным является деление действующих в Росси налогов на прямые и косвенные. Остановимся подробнее именно на них. Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. В этом случае размер налогового оклада точно известен налогоплательщику или его можно рассчитать, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. В свою очередь прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами — совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, подомовой налоги, налоги на доходы от денежных капиталов на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают подоходный налог с физических лиц, налоги на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный), налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налог на имущество. Если строго следовать системе разделения налогов на реальные и личные, то к личным поимущественным следует причислять лишь те, где объектом налогообложения выступает стоимость имущества. Важную роль в составе прямых налогов играет налог на прибыль организаций. Налогоплательщиками являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доход от источников в РФ. Объектом налогообложения признается прибыль , полученная налогоплательщиком. При этом под прибылью понимается для российских организаций и для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов; для иных иностранных организаций – доходы, полученные от источников в РФ. Так называемая основная ставка налога на прибыль с 1 января 2009 года составляет 20% из которых 2% зачисляется в Федеральный бюджет и 18% (но не ниже 13,5%) в бюджеты субъектов РФ. Что же касается косвенных налогов, то они взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг. Сумму, уплачиваемую налогоплательщиком в этом случае подсчитать невозможно. Однако, очевидно, что основная часть бремени по уплате этих налогов берет на себя конечный потребитель, то есть физическое лицо. Основные виды косвенного налогообложения — это акцизы, налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, а также отдельные виды пошлин и сборов. В структуре бюджетообразующих налогов исключительно важная роль принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС). НДС – разновидность косвенного налога на товары и услуги, устанавливается в процентах от облагаемого оборота. Многолетний опыт использования НДС показал, что он является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов государства. Но помимо выполнения чисто фискальной функции НДС используется как инструмент регулирования экономики. Налогоплательщиками являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещение товаров через таможенную границу РФ. Объекты налогообложения – реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; передача на территорию РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль; ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Налогообложение производится по ставкам 0%, 10%, 20%. НДС зачисляется в федеральный бюджет в размере 100%, а затем по нормативной ставке распределяется между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами. Система налогов существенно влияет на экономический рост, на уровень жизни населения. Многообразие налогов делает систему налогообложения сложной и, следовательно, требует четкого и эффективного управления. Поэтому, при обосновании видов налогов и их ставок необходимо учитывать все факторы с тем, чтобы они служили интересам государства и населения в целом. Современная налоговая система РФ была сформирована Законом "об основах налоговой системы РФ" от 1991 года. Этот закон работал вплоть до введения Налогового кодекса, а три его статьи все еще определяют перечень налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации. Национальные налоговые системы формируются в соответствии с определенными принципами. Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения. В законодательстве реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы РФ: -единство налоговой системы; -разграничение полномочий налогооблогающих субъектов; -справедливости налогообложения; -достаточности налогообложения; -подвижности (эластичности) налогообложения; -стабильности налоговой системы; -удобство налогообложения. Общие принципы построения налоговой системы в России определяет часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). В связи с этим может возникнуть вопрос: можно ли рассматривать дробность налоговой системы страны по территориям? Думается, что такой вопрос не имеет пол собой научной основы. В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения. Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей. Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США и Германией при сохранении некоторых специфических российских особенностей. В соответствии с различными классификациями налоговых систем, российскую налоговую систему можно характеризовать как умеренно фискальную (с уровнем налогового бремени то 30 до 40% ВВП), косвенную (косвенные налоги обеспечивают более 50% налоговых доходов) и централизованную (наделяет) федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивает более 65% доходов бюджета этого уровня). Налоговой системе РФ отводится достаточно большая роль в решении проблем развития новых экономических отношений и обеспечения финансово-экономической стабильности в стране. Она призвана создавать благоприятные условия для укрепления и повышения эффективности производства, устранения диспропорции в экономике, способствовать росту жизненного уровня населения.