logo
климов

Потребление моторных топлив

Потребляемая продукция

Уровень потребления на душу населения, кг/год

в России

в США

в Западной Европе

в Японии

Автобензин

160

1300

360

320

Дизельное топливо

180

612

600

490

Окончание табл. 15

Авиакеросин

20

274

90

78

Синтетические каучуки

2,8

11,3

7,8

14,2

Относительно высокие розничные цены на моторные топлива в России сформировались в результате проводимой государством налоговой политики. Доля налогов в розничной цене автобензинов составляет свыше 60%. При этом, налоги не стимулируют повышение качества топлив. Например, величина акцизов на высокооктановые бензины выше, чем на низкооктановые. Для прямогонного бензина, который является базовым компонентом в производстве фальсифицированных бензинов, установлен нулевой акциз. Уход от высоких налогов оправдывает все риски, связанные с производством фальсифицированных топлив и любые административные меры по его запрету оказываются бессильными.

Высокие цены на моторные топлива сдерживают рост его внутреннего потребления, а значит и развитие экономики страны в целом. Прежде всего, это касается и развития собственной нефтепереработки. Российские нефтяные компании основные инвестиции направляют в нефтедобычу, нефтепереработка финансируется в объеме 4-6% от общих инвестиционных затрат. Поэтому уровень развития отечественной нефтеперерабатывающей промышленности остается кране низким. Стоимость нефтепродуктов на мировом рынке, вырабатываемых на российских НПЗ, ниже стоимости сырой нефти. Сложился порочный круг, когда экспорт сырой нефти более эффективен, чем экспорт нефтепродуктов, а отсутствие инвестиций в нефтепереработку сохраняет такое положение на многие годы.

Выходом из сложившегося положения должна быть более активная роль государства, у которого, в настоящее время достаточно экономических рычагов для повышения эффективности как производства, так и применения моторных топлив